Новости Карельской митрополии
20.06.21 Митрополит Константин: Полученную нами Благодать Святого Духа мы должны максимально сохранять, потому что она помогает нам усваивать и претворять в жизнь учение Господа нашего Иисуса Христа
Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры. |
ПЕТРОЗАВОДСК. 20 июня 2021 года, в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы), митрополит Петрозаводский и Карельский Константин возглавил Божественную Литургию и Великую вечернюю с чтением коленопреклонных молитв в Крестовоздвиженском соборе и традиционный крестный ход к поклонному кресту на Зарецком кладбище, где когда-то находился Троицкий храм. Старое название Зарецкого кладбища — «Троицкое» — от существовавшей до 1931 года кладбищенской церкви во имя Святой Троицы.
Накануне, вечером, владыка совершил всенощное бдение в кафедральном Александро-Невском соборе. Его Высокопреосвященству сослужили штатные клирики собора.
Была вознесена сугубая молитва о медицинских работниках, исполняющим свой долг в это тяжелое время.
После сугубой ектении владыка Константин вознес молитву об избавлении от морового поветрия.
Проповедь перед причастием произнес ключарь собора прот. Олег Евсеев.
По окончании Литургии Владыка совершил великую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклонных молитв. После чего состоялся традиционный крестный ход с окроплением святой водой к поклонному кресту на Зарецком кладбище, где когда-то находился Троицкий храм. Старое название Зарецкого кладбища — «Троицкое» — от существовавшей до 1931 года кладбищенской церкви во имя Святой Троицы.
В конце богослужения митрополит Константин поздравил присутствующих с праздником Святой Троицы, днем рождения Церкви.
Пятьдесят дней после Пасхи, до дня Святой Троицы мы носим в сердцах особое радостное настроение, поэтому Святая Церковь отменяет земные поклоны, которые являются символом покаяния и совершались сугубо великим постом. Со дня же Пятидесятницы, за неделю до Петрова поста, после особых молитв праздничной вечерни мы снова возобновляем коленопреклонение.
* * * * *
День Святой Троицы – День рождения Церкви
Двойное название этого двунадесятого праздника указывает на его дохристианские истоки (как и в случае с праздником Пасхи). Рождение собственно христианского праздника Святой Троицы произошло, как считают историки, в конце мая 30 г. н. э. и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы; поэтому наш календарь сохраняет оба термина. Само же название «Пятидесятница» (греч.Пэнтэкостэ) имеет формально хронологическое происхождение и не выражает существа чествуемого события, но означает лишь то, что праздник совершается через пятьдесят дней после Пасхи (как у евреев, так и у христиан).
Что же произошло в Иерусалиме в пятидесятый день после Воскресения Христова, и почему этот день называют днем рождения Церкви?
После Вознесения Господа с горы Елеонской апостолы вернулись в Иерусалим. Прошло десять дней, и наступил праздник Пятидесятницы. Ученики и Богоматерь, как и повелел им Иисус Христос, – пишет евангелист Лука в своей книге Деяний апостольских, – «были единодушно вместе. И вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и опустились по одному на каждого из них. И наполнились все Духа Святого, и начали говорить на других языках» (Деян.2:1-4).
Иерусалим же был переполнен паломниками, съехавшимися со всех концов Римской империи. Они услышали этот неожиданный шум, подобный шуму бури и надвигающейся грозы, пришли в смятение и поспешили к дому апостолов. Их изумлению не было конца, когда они увидели простых галилеян, вдохновенно вещавших на разных языках. Более того, для каждого из них проповедь апостолов звучала на его родном языке! Чтобы подчеркнуть это чудо многоязычия, апостол Лука нарочито приводит длинный список народов со всех концов Римской империи, включая и отдаленные окраины.
Настало время исполнения древних пророчеств, – обращается к собравшимся апостол Петр, – Мессианское Царство уже основано, а Иисус из Назарета, распятый «руками беззаконных», воскрес. Именно Он, отвергнутый ослепленной националистическим безумием толпой, и есть обетованный Мессия, – цель и смысл всей ветхозаветной истории ожидания. Дух Божий, излившийся в мир, просветит разум каждого, желающего стать «гражданином» Его Царства. Для этого нужно лишь покаяться и принять крещение «во имя Иисуса Христа», получив при этом «дар Святого Духа» (Деян. 2:38).
Это Мессианское Царство, смысл которого стал понятен самим апостолам лишь в эти минуты, отныне пребывает в мире в образе Церкви Христовой. Само же слово «Церковь» (по-гречески – Экклесиа) означает «Собрание», а чудо понимания апостольской проповеди является знамением ее вселенского призвания, так как слушатели происходят из всей Вселенной (Ойкумены, или Экумены), как называли тогда Римскую империю. Трагическое разделение народов, происшедшее некогда у Вавилонской башни, приходит к концу: Бог «всех призвал к единству», – как поется в кондаке праздника.
Итак, почти две тысячи лет тому назад, в день еврейской Пятидесятницы, мир воспринял тайну Триединого Бога: Ветхий Завет знал Единого Бога, положившего основание Ветхозаветной Церкви; Сын, воплотившись на земле, создал Церковь Нового Завета; Дух Святой открыл ее историческое время и действует в ней «до скончания века». Поэтому праздник ее рождения именуется Днем Святой Троицы.
Информационный отдел Петрозаводской и Карельской Епархии, с использованием материалов сайта Азбука.ру 2021 год.