Новости Карельской митрополии
25.06.21 Никольская церковь в Горке – малоизвестная предшественница кондопожского храма
Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры. |
Селение Горка находится всего в 20 км к востоку от Кондопоги. Сейчас на красивом возвышенном месте стоит полуразрушенная каменная церковь Николая Чудотворца 1848 г. постройки. Еще в конце XIX в. в одной ограде с ней находились деревянный храм того же посвящения и стоящая отдельно деревянная колокольня. Когда они были утрачены, пока точно установить не удалось, но в документах Синода 1910 г. в приходе значилась уже только одна каменная церковь. Нет и изображений утраченного комплекса. По этой причине деревянный Никольский храм остается неизвестным исследователям и не упоминается в работах по архитектуре Карелии. Единственная, но очень ценная публикация о Горском приходе, вышла в 1894 г. в «Олонецких губернских ведомостях» (ОГВ). Автором ее был Петр Иоаннович Певин – сын горского священника Иоанна Певина. В остальном сведения о старинном храме и истории погоста могут быть почерпнуты только из архивных источников. В статье П. Певина отмечается, что в переписи Заонежских погостов Андрея Плещеева 1582 г. среди деревень, относившихся к Кижскому погосту, Горки не встречается, зато есть целых три Чеболакши. П. Певин высказывает мнение, что деревня, отмеченная Плещеевым как «на Онежском озере в Чеболакши», и есть нынешнее село Горка. Последовательное рассмотрение писцовых и переписных книг XVII–XVIII столетий подтверждает его предположение. Во времена проведения переписей 1582 и 1616–1619 гг. церкви в Чеболакше еще не было, но в писцовой книге 1628–1631 гг. читаем: «…выставка в деревне на Лукинской трети да у них же другая деревня, словет в Чеболакше Кузнецовская, стоят вопче», в ней отмечена церковь Николы Чудотворца «теплая, древяна, с трапезою, стала внове». В следующих переписях 1646 и 1678 гг. Никольская чеболакская церковь упоминается, правда без описания. Краткую характеристику храма мы вновь находим в «Отказной книге на Заонежские погосты» письма Брянчанинова 1696 г.: «Того же Кижского погоста волостка на Онеге озере Чеболаская, а в ней церковь Николы Чудотворца, древяна, шатрова». Новое название погост и волость получают в начале XVIII в. В Переписной книге 1722–1723 гг. читаем: «Дворцовая Чеболашская Горская волость, а Горская тоже». Впоследствии название «Горка» закрепилось за этим местом, а Чеболакшей называлась уже только деревня в нескольких километрах к северу от погоста. П. Певин обстоятельно разбирает вопрос о времени постройки горской деревянной церкви, цитируя документы, хранившиеся в храме. Древнейшим из них была челобитная, которую «Чеболакшский поп Панкрат Самсонов подает в 152 г., т. е. 7152 или 1644 г.». П. Певин справедливо замечает, что факт существования церковнослужителей в приходе в 1644 г. указывает на то, что церковь тогда уже была. Вторым документом он называет «Опись церковную Горской выставки» 1768 г., в которой говорилось: «Церковь деревянна, во имя Чудотворца, построена в лето 7135 го», т. е. в 1627 г. Однако в ней не было сказано, откуда заимствованы сведения о годе постройки храма. Наконец, третий документ – «Исторические сведения о Горском приходе», составленные в 1840-е гг. благочинным – уже однозначно сообщал и дату постройки храма, и источник информации: «Церковь деревянная, во имя Святителя Николая, построена в 7135 году тщанием прихожан, сие записано на деревянном кресте, хранящемся в церкви». Все эти документы, по-видимому, не сохранились. Но в Национальном архиве Республики Карелия (НА РК) и Отделе письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ) есть копии с составлявшихся в 1830-х и 1850-х гг. сведений по истории прихода. В них мы находим те же сведения о кресте с датой 7135 г. Все это согласуется с данными переписной книги 1628–1631 гг., сообщающей, что церковь на тот момент «стала внове». Отцом Петра Певина священником Иоанном Певиным в 1887 г. была составлена метрика горской церкви. Это главный источник, дающий нам новые знания о памятнике. И в метрике, и в статье в ОГВ рассказывается о находке, указывающей на другую дату постройки храма в Горке. Более точные сведения даны в метрике: «При поправке деревянной Николаевской церкви […] в Горском приходе, под блюдом шатра открыта, написанная на восьми досках черною краскою, которая от времени почти изгладилась, надпись следующаго содержания: На первой доске: “Лета ЗРОЗ (7177) году построен сей Храм”; на 2 доске: “Иже во Святых Отца нашего Николы Архиепископа Мирликийского Чудотворца при дер”; на 3 доске: “жаве Великаго Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича”; на 4 доске: “Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и при Святейшем Патриархе Иоасафе”; на 5 доске: “и при Преосвященном Митрополите Питериме и при Благоверной Царице и Великой Княгине Марьи”; на 6 доске: “Ильичне и при Благоверном Царевиче и Великом Князе Алексеи Алексеевиче и при Благо”; на 7 доске: “верном Царевиче и Великом Князе Феодоре Алексеевиче и при Благоверном Царевиче и Великом Князе”; на 8 доске: “Семеоне Алексеевиче и при Благоверном Царевиче и Великом Князе Иване Алексеевиче во славу Богу”. Доски сии по причине ветхости, при исправлении церкви сняты с церкви и ныне находятся под церковною колокольнею» (ОР НА ИИМК, ф. Р-III, д. 4215, л. 2). Обнаружена эта надпись была при ремонтных работах 1865–1867 гг. Она находилась «под блюдом шатра», то есть под его полицей. П. Певин в 1894 г. сообщает, что к этому времени из 8 досок осталось только четыре, а остальные по неведению были уничтожены рабочими при ремонте колокольни в начале 1890-х гг. Местонахождение упоминаемого в источниках креста было тогда уже неизвестно священнослужителям Горского прихода. Итак, крест говорил о постройке церкви в 7135 (1627) г., а надпись на самом храме указывала 7177 (1669) г. П. Певин объясняет это тем, что храм был основан в 1627 г., а в 1669 происходило его поновление или расширение. По его словам, при ремонте церкви «горские крестьяне заметили, что храм был сделан из бревен, бывших уже в употреблении при какой-то постройке. Не иначе, что эта постройка был тот же храм, расширенный или вновь переделанный в 1669 г.». Думается, что это верное объяснение. При серьезной перестройке храм должен был быть заново освящен, и на нем могла появиться храмозданная надпись. Крест с более ранней датой продолжал храниться при этом в церкви. Эта дата и указывалась в документах, как первоначальное время основания церкви. Построенный в 1627 г. храм мог быть и не шатровым, шатер впервые упоминается в переписи 1696 г. Но сохранность надписи под полицей шатра (в подлинности которой сомневаться нет оснований) утверждает нас в мысли, что с 1669 г. центральный столп церкви сохранял свое объемное решение неизменным. О первоначальном облике церкви и произошедших в результате ремонта 1860-х гг. изменениях П. Певин пишет следующее: «Вид этого храма был таков. Небольшая, около 7 саж. длины, церковь не была обшита тесом ни с внутренней, ни с внешней стороны. Над срединой храма возвышался шатер, постепенно суживающийся кверху. Вовнутрь храма вели две лестницы с севера и юга; по сторонам лестниц были устроены перила, а над верхом лестниц, как и над входным крыльцом, – навес. Внутренний вид церкви был сумрачный. Церковь освещалась небольшими окошечками, и притом окна были размещены не в одну линию, а так, что одни окна были выше, другие ниже. Внутреннее деление храма на части было так неравномерно, что паперть выходила более среднего храма, могущего вместить десятка 2–3 молящихся; остальные же предстоящие должны были оставаться в паперти... После двухсотлетнего существования, древний вид храма был изменен. Конусообразная форма осталась та же. Прежний средний храм и паперть теперь составили один средний храм. Вновь были пристроены паперть и площадка с входной лестницей, так что длина храма увеличилась. С внутренней и внешней стороны храм был обшит тесом. Старинные верхние окна были уничтожены, а нижние увеличены […] Наконец, произведена окраска всего храма с внутренней и внешней стороны». Единственное краткое описание, составленное до ремонта 1860-х гг., было обнаружено в исторических сведениях от 1832 г.: «Церковь […] холодная во имя Святителя и Чудотворца Николая в длину с олтарем и папертью 7 сажен, в широту олтарь 1 ½ сажени, внутренность церкви 2 саж. паперть 2 ½ саж. об одной главе продолговатая» (ОПИ ГИМ, ф. 450, д. 696, л. 50). Послеремонтный облик постройки в подробностях рисует нам метрика. «В 1865–1867 годах, вместо обветшавшего входного крыльца, пристроены новая паперть и новое же крыльцо с лестницею, в 13 ступеней, кои по бокам обнесены перилами, над крыльцом устроена крыша на столбах […] Алтарь церкви четыреугольный – в длину 5 ар., ширину 4 ½ арш. и вышину 3 ½ аршина. Церковь внутри разделяется на две части – Восточную, что близ царских врат: вышина 6 ¼ арш., ширина 2 саж. и длина 2 саж. и Западную до паперти вышина коей 3 ½ арш., ширина 2 ½ саж. и длина 2 саж. 2 ½ аршина. Длина паперти 5 арш. 2 ½ арш. и высота 3 ½ аршина. (В документе допущена какая-то ошибка при указании размеров паперти. – А.Н.) Церковь вся деревянная, как внутри обшита тесом, так и снаружи обшита и окрашена [...] Галерей вокруг церкви нет […] Алтарь, храм и паперть крыты на два ската, а крыша шатра до шейки главы – конусообразно […] Подзоров у крыши нет. Весь корпус храма и крыша крыты новым тесом в 1867 году […] Поверх купола церкви устроена одна глава, обитая белым листовым железом, а на алтаре поставлен один крест без главы […] Окна четырехугольные с рамами в 6 стекол, высота окон 1 ½ арш., ширина 1 арш. 2 вер. В окна вставлены железные решетки, наподобие рам. Устроены окна с северной и южной стороны, в алтаре оных 2 […], в храме 8 – по 4 на каждую сторону и в паперти два […] Двери в храме двои, – одни со входного крыльца в церковную паперть, а другие из оной в церковь, обе деревянные, – первые из них щитовые, а вторые филенчатые, ничем не обиты, а выкрашены белилами […] Вход в церковь один с Западной части […] Алтарь отделяется от храма одним иконостасом, двери для входа в алтарь двои: Царские и северные […] В паперти нет никаких приделов, а также и в других частях храма […] Своды храма простые и прямые, как в обыкновенных домах; потолки подшиты досками […] Столбов нет […] Иконостас старинного устройства в три яруса […] Нет – ни звонницы ни бил […] В церкви печей нет, она холодная […] Совокупно с церковию колокольни нет, а устроена она в 1802 году, деревянная, в недальнем расстоянии, в виде башни, купол конической формы […] с главою и с 8 конечным крестом, обитыми белым листовым железом […] Потолок храма под шатром покрыт 13 иконами (небеса), писаны сии иконы в 1867 году, на холсте» (ОР НА ИИМК РАН, ф. Р-III, д. 4215, л. 3–11). Это описание дает нам вполне ясное представление о храме. Но самое замечательное, что на приведенный в метрике вопрос о наличии и виде карнизов дан следующий ответ: «На нижней части храма нет (карнизов. – А.Н.), а шатер устроенный сверху сначала четыреугольный, а с половины уже осьмигранный до блюда купола с карнизами в 2 ряда в форме размещенных один подле другого трехугольников стопа шатра, а выше к блюду уже шире и шире» (Там же, л.4). «Шатром» здесь, по-видимому, именуется вся верхняя часть храмового столпа между уровнем потолка церкви и полицей у основания шатрового завершения (само шатровое покрытие называется в документе «крышей» или «конусообразным куполом»). По этому пункту метрики мы можем заключить, что церковь имела два фронтонных пояса, а выражение «шире и шире» наводит на мысль о двойном расширении кверху храмового столпа, т. е. он, скорее всего, состоял из двух восьмериков на четверике, каждый из которых был поставлен на повал нижележащего. Таким образом, церковь в Горке встает в ряд ранних представителей прионежской храмостроительной традиции и вместе с храмами в Линдозере (1634 г.) и на Лычном острове (1620 г.; вторая половина XVIII в.) является ближайшим аналогом и непосредственным предшественником Успенской церкви в Кондопоге. Горизонтальные размеры горской церкви, приведенные в источниках, почти в точности совпадают с размерами храма в Яндомозере (1650 г.). Линдозерская и лычноостровская церкви также были очень близки им по своим плановым размерам. Все это совсем небольшие храмы. Конечно, кондопожская церковь, построенная в 1774 г., была гораздо масштабнее, отличалась совершенством пропорций, конструктивными новациями и деталями, но она, безусловно, была преемницей и наследницей местных храмов XVII столетия, с еще одним из которых нам позволили познакомиться архивные документы. Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам сайта музея – заповедника «Кижи», 2020 год.