Новости Карельской митрополии
30.06.21 К 123 - годовщине главного периодического церковного издания южной Карелии
Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры. |
Епархиальные ведомости как периодическое церковное издание во второй половине XIX века издавались во всех епархиях России. Идея создания епархиальных ведомостей, по примеру ведомостей губернских, принадлежала херсонскому архиепископу Иннокентию (Борисову). Еще в 1853 году им была составлена примерная программа епархиального издания, которая осталась без продвижения в связи с началом Крымской войны. В 1859 году архиепископ Димитрий (Муретов) вновь предложил эту программу на обсуждение Св. Синоду. Синод признал необходимым издавать ведомости во всех епархиях, для чего при циркулярном указе от 31 декабря 1859 года разослал программу «Херсонских епархиальных ведомостей» как модель местного издания. Программа епархиальных ведомостей была в значительной степени скопирована с программы губернских ведомостей с учетом специфики и потребностей церковной жизни. Первые епархиальные ведомости в России появились в Ярославле в 1860 году. Инициатива создания «Олонецких епархиальных ведомостей» принадлежит Преосвященному епископу Олонецкому и Петрозаводскому Назарию (Н. Я. Кириллову). 31 декабря 1897 года он выступил с ходатайством перед Святейшим Синодом о разрешении издавать ОЕВ. Епархиальные ведомости печатались по образцу официальной губернской газеты – «Олонецких губернских ведомостей» (1838–1918), было заимствовано деление на официальную и неофициальную части. С 1 марта 1898 года началось издание журнала. Он стал печататься два раза в месяц (1-го и 15-го числа) в Олонецкой губернской типографии. А уже с 1 марта 1909 года (№ 5), когда редактором был Александр Александрович Покровский, изменилась периодичность издания: ОЕВ стали выходить три раза в месяц (1-го, 11-го и 21-го числа). «Олонецкие епархиальные ведомости» являлись церковным ведомственным изданием, штат которого состоял из редактора, корректора, письмоводителя и цензора. Для успешного развития периодического издания большое значение имела личность редактора. От него во многом зависели концепция издания, его информационное наполнение, редакционная политика, развитие и финансовое состояние журнала. В разное время редакторами ОЕВ были представители церковной интеллигенции. Официальную часть журнала редактировали секретари или исполняющие должность секретаря Олонецкой духовной консистории – Г. Добротин, С. А. Малевинский, Н. Е. Звероловлев, В. Ф. Иорданский, Г. Я. Воскресенский, В. А. Воздвиженский, П. П. Сребрянский, Н. Н. Первенцев, Н. И. Вещезеров, И. С. Борзецовский, П. П. Семенов, П. Квесит, Н. К. Чуков. Постоянными редакторами и сотрудниками неофициальной части стали ректоры Нафанаил (Н. З. Троицкий), Евгений (Е. А. Мерцалов), Фаддей (И. В. Успенский), Никодим (А. М. Кононов), Григорий (Н. К. Чуков) и преподаватели Олонецкой духовной семинарии Я. С. Елпидинский, П. К. Мягков, В. И. Лебедев, Иоанн (Братолюбов). К редакторской деятельности привлекались преподаватели Олонецкого епархиального женского училища А. А. Покровский и Н. Е. Звероловлев. Они взяли на себя всю черновую работу по напечатанию и изданию «Епархиальных ведомостей», развили и прочно утвердили свое «духовное детище». Многие из редакторов совмещали преподавательскую деятельность с редакторской. В большинстве своем они были людьми выдающимися и известными. Например, ректоры Олонецкой духовной семинарии Нафанаил (Никодим Елисеевич Троицкий), архимандрит (1897– 1902), впоследствии митрополит Харьковский; Евгений (Евгений Александрович Мерцалов), архимандрит (1902–1903), впоследствии епископ Олонецкий и Петрозаводский; Фаддей (Иван Васильевич Успенский), архимандрит (1903–1908), впоследствии архиепископ Калининский, свмч.; Никодим (Александр Михайлович Кононов), архимандрит (1909–1910), впоследствии епископ Белгородский, свмч.; Николай Кириллович Чуков, протоиерей, (1911–1918), впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий. Все они имели степень кандидата богословия. Некоторые сотрудники имели опыт редакторской работы в Епархиальных ведомостях других регионов. Так, за официальную часть ОЕВ в 1899–1902 годах отвечал секретарь Олонецкой духовной консистории Сергей Александрович Малевинский, который шесть месяцев в 1897 году занимал аналогичную должность в «Архангельских епархиальных ведомостях». Впоследствии он редактировал «Курские епархиальные ведомости» и «Ставропольские епархиальные ведомости». На страницах ОЕВ печатались сведения о перемещениях по должности, в том числе и редакторов журнала. Такие переводы не могли не сказаться на работе редакции. Ректор Олонецкой духовной семинарии Нафанаил в период с 1898 по 1902 год редактировал ОЕВ. Он безвозмездно выполнял всю черновую работу по напечатанию и изданию «Епархиальных ведомостей», развил и прочно утвердил свое «духовное детище». Исполняющий обязанности ректора иеромонах Евгений в прощальном слове отметил редакторский труд архимандрита Нафанаила: «Помимо большого ума, энергии труда от редактора требуется еще и умение привлечь к себе сотрудников, побудить их трудиться не из материальных выгод и целей, но исключительно из любви к делу. Ваша добрая, симпатичная благородная личность располагала к Вам всех Ваших сослуживцев, и преподаватели семинарии и духовного училища одинаково охотно разделяли Ваши труды по редакторству». Большой вклад в редактирование официального отдела внес секретарь Олонецкой духовной консистории Иван Сергеевич Борзецовский, служивший до этого секретарем Вятской духовной консистории. Он проработал в журнале с 1908 по 1912 год. В 1912 году И. С. Борзецовский перемещен на должность секретаря в Воронежскую консисторию. В 1914 году он вновь получает должность секретаря Олонецкой духовной консистории и назначается исполняющим обязанности редактора официальной части ОЕВ (1914–1917)9 . В 1902 году инспектор Олонецкой духовной семинарии иеромонах Евгений (Мерцалов) был назначен ректором Олонецкой духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В период с 1901-го по начало 1903 года он занимался редакционной работой неофициальной части. В январе 1903 года Е. А. Мерцалов перемещен на должность ректора Тверской духовной семинарии. С 5 февраля 1903 года в Твери отец Евгений состоял цензором местных епархиальных ведомостей. В составе редакции работали хорошо знающие Олонецкую епархию сотрудники. Наиболее деятельным среди них был выпускник Санкт-Петербургской духовной академии Николай Кириллович Чуков. Первоначально он был наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты в Олонецкой епархии, а потому большую часть времени проводил в разъездах и хорошо изучил нужды края. Затем являлся ректором Олонецкой духовной семинарии (1911–1918), был председателем совета Олонецкого епархиального женского училища. Н. К. Чуков активно участвовал в общественной жизни и деятельности учреждений Петрозаводска и Олонецкой губернии, работал редактором еженедельной газеты «Олонецкая неделя» (1911–1916). Обладая профессиональным мастерством и большим опытом, редактировал материалы официальной (1917, № 1) и неофициальной части (1917, № 16–26; 1918, № 1–8) ОЕВ, а также занимался цензурой журнала (1904, № 13, 14; 1905, № 2, 13, 14; 1906, № 14, 15; 1907, № 14; 1908, № 13). В разное время секретарь Олонецкой духовной консистории Николай Ефимович Звероловлев редактировал официальную (1901, № 14, 15; 1902, № 3, 4, 9, 10, 13, 14; 1904, № 12, 13; 1917, № 20–23)4 и неофициальную части (1899, № 10), а инспектор Олонецкой духовной семинарии Василий Иванович Лебедев занимался редактированием неофициальной части (1904, № 16; 1905, № 2, 13, 14; 1907, № 14) и цензурой (1904, № 15). От создателей церковного издания во многом зависели содержание, тематика, качество и характер публикуемых материалов. Фаддей (Иван Васильевич Успенский) совмещал деятельность на посту ректора Олонецкой духовной семинарии (1902–1908) с редакторской работой. В период с 1903 по 1908 год он работает редактором неофициального отдела журнала. На страницах ОЕВ в эти годы стали публиковаться поучения, речи, посвященные соответствующим датам православного церковного календаря, которые были им произнесены в Олонецкой духовной семинарии, в Олонецком епархиальном женском училище и церковных школах, а также на педагогических курсах. Значительное внимание уделялось состоянию раскола и описанию приходов в Олонецкой губернии. Впервые стали публиковаться в приложении к журналу конспекты уроков Фаддея по Богослужению, Закону Божию, Катехизису, природоведению. В разное время работу цензора ОЕВ выполняли кафедральный протоиерей, член Олонецкой духовной консистории, преподаватель Олонецкой духовной семинарии А. П. Надеждин, священник, член Олонецкой духовной консистории В. П. Павинский, штатный член Олонецкой духовной консистории, инспектор Олонецкого епархиального женского училища В. Ф. Соколов , протоиерей Н. К. Чуков, инспектор Олонецкой духовной семинарии В. И. Лебедев, преподаватель Петрозаводского духовного училища, настоятель Петрозаводского кафедрального собора И. А. Машезерский , епархиальный миссионер Д. В. Островский, иеромонах, епархиальный миссионер Иоанн (Сергей Васильевич Братолюбов). В 1917 году редактирование епархиального органа совершалось в сложное для церковной жизни время. С восьмого номера журнал выходит под новой редакцией. Указом Святейшего Синода от 11 апреля 1917 года за № 3050 редактором неофициальной части назначен протоиерей Н. К. Чуков. Согласно постановлению союза духовенства при Олонецкой духовной семинарии образован редакционный совет, в который входили преподаватель М. П. Смирнов, протоиерей П. Д. Метелев6 , А. С. Рубинов, Г. Я. Елпединский и А. Г. Чесноков. Секретарем редакции был А. А. Покровский, который проработал в журнале с 1908 по 1917 год. 1 июня 1918 года на одиннадцатом номере издание ОЕВ прекратилось. За двадцать лет существования журнала сменилось двенадцать редакторов его официальной части и одиннадцать – неофициальной. Высокая сменяемость кадров была связана с перемещением преподавателей и ректоров Олонецкой духовной семинарии на новые должности в другие епархии. Многие сотрудники имели постоянное место службы, а редактирование журнала, которое отнимало много времени и сил, было дополнительной работой. Епархиальные ведомости в конце XIX – начале ХХ века оставались единственным (вплоть до 1911 года8 ) периодическим печатным органом религиозного содержания, освещавшим церковную жизнь Олонецкой губернии.
Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по работе Урванцева Н. Г. Олонецкие епархиальные ведомости (1898—1918): библиографический указатель / Петрозаводск (КарНЦ РАН, 2018. — 240 с.), 2020 год.