Новости Карельской митрополии
20.07.21 Пахомиева Спасо-Преображенская Кенская мужская пустынь
Фотографии раскрываются при нажатии мышкой на миниатюры. |
Одновременно с новгородской колонизацией Севера шла монастырская. Во второй половине XV в. "монастырская колонизация перешла из Белоозерского края, - писал В. О. Ключевский, - в бассейн реки Онеги. Неведомый инок Пахомий... по Онеге продвинулся за Каргополь, поставив в 50 верстах от него к северу монастырь на реке Кене" , притоке Онеги, на левом берегу, в четырех верстах от Кенозера. К сожалению в литературу вкралась ошибка о местонахождении монастыря. Так, например, Г. П. Гунн его разместил "на месте деревни Кенорецкой" (Измайловская). Из челобитной настоятеля Пахомиевой Спасо-Преображенской Кенской мужской пустыни Филарета царю в 1682 г. узнаем, что Пахомий был не просто основателем, а и игуменом монастыря, имел церковный сан пресвитера, назывался чудотворцем и преподобным, то есть был причислен к лику святых и писался на иконах. Это видно и из описей Кенского монастыря 1755, 1765 и 1766 гг. В Большом Синодике Александро-Ошевенского монастыря Пахомий назван прямо священно-игуменом. Родился Пахомий в 1450 г. Был учеником преподобного Александра Ошевенского, после смерти которого вышел из Ошевенского монастыря. Уединился Пахомий на реке Кене, близ Кенозера. Окрестные жители стали приходить к нему за советом и благословением, а ревнители иночества стали просить его принять их под свое руководство.
В 1508 г. в Кенскую пустынь преподобного Пахомия поступил Андрей Никифорович, уроженец деревни Кехта Двинской волости. Пахомий сам взял тридцатилетнего Андрея под свое руководство. При постриге в мантию Пахомий нарек его именем Антония Великого. Антоний, отличаясь большой силой, исполнял все тяжелые монастырские работы, особенно земляные. Когда его рукоположили в священннический сан, то не оставляя этих работ, он взял на себя по благословению Пахомия и уход за больными старцами. Вскоре Пахомий благословил Антония, будущего основателя Антониево-Сийского монастыря, на отшельничество.
В центре монастыря стояли две церкви - холодная пятиглавая во имя Преображения Господня и теплая одноглавая во имя Чудотворца и Святителя Николая с колокольней, вокруг них располагались монашеские кельи. В конце XVII в. была отстроена трехглавая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Монастырь был огражден оградой. Над входными воротами была установлена икона престольного праздника обители.
В летописи за 1742 год неизвестный писатель приводил слова Пахомия о монастыре: "Скорбно место сие! Братия здесь непрестанно труждаются: одни копают землю, другие секут лес, иные возделывают нивы, никто не остается праздным...".
Скончался преподобный Пахомий Кенский 6/19 января 1525 г. Память его празднуется Русской Православной Церковью в первую субботу после Крещения Господня. В "Житии Пахомия Кенского" указывается, что преподобный в своей деятельности "был похож на Сергия Радонежского".
Уже при жизни Пахомия последовали в Кенскую обитель вклады. Так, пожертвовано "от Ивана Исакова, да Михаила Сумарокова на каргопольское дворовое место, что в Каргополе, на Иванской площади". Кенские монахи устроили свое подворье, которое упоминалось еще в царской грамоте "О неимании со шти дворов монастырских стрелецких денег, 7190 (1682) г., декабря 15 дня".
К середине XVI в. Пахомиева пустынь стала набирать силу, приобретать новые, порой лучшие земли. В 1555 или 1556 г. Кенской обителью была испрошена у царя Ивана IV жалованная несудимая грамота "на белые три обжие земли под монастырь и в Кенской волости".
Это подтверждает и сошное письмо "Платежница Якова Сабурова и Ивана Кутузова стоварищи, лета 7164", то есть 1556г.: "На реке на Кене монастырь Пахомиева пустыня, а к монастырю [приписаны] 3 деревни без четверти деревни. А сошные пашни 3 обжи...". Из вкладной книги Спасо-Преображенского Каргопольекого монастыря, Строкиной пустыни мы узнаем, что при настоятеле Кенского монастыря Геннадии (в 1569 г.) пустынь жила со средствами.
Из той же вкладной книги мы узнаем, что в июне 1581 г. "игумен Дионисий Кенского монастыря дал Спасу на колокольницу полтину денег, да в дом дал вкладом 5 рублев денег". Через 10 лет настоятель Пахомиевой пустыни Дионисий внес очередной вклад Спасо-Преображенскому Каргопольскому монастырю, что еще раз говорит о благополучии Кенской пустыни. В 1584 г. Кенскому монастырю была дана жалованная грамота царя Федора Ивановича.
В 1615 г., во времена "черного попа Иосифа", пустынь подверглась нашествию иноземных захватчиков. "... Приходили... в их монастырь польские и литовские люди.... и старцев и служек побили насмерть, и живот (имущество -Н.М.) всякой пограбили... и разорили до конца. А осталось де их в монастыре только 7 старцев...".
В апреле 1616 и в марте 1621 г. монастырь был жалован грамотами царя Михаила Федоровича, подтвержденными царями Алексеем Михайловичем и Федором Алексеевичем в 1654 (на имя черного попа Исакия) и 1681 г. Из "Писцовой книги 1621-1622 годов" Ивана Воейкова и дьяка Третьяка Копнина мы узнаем, что владениями пустыни были "за рекою за Кеною, двор скоцкой (деревня Коровий двор - Н. М.). Да к монастырю же три четверти деревни Першлахты (в пяти километрах от монастыря - Н. М.), а в ней двор монастырский... Да в деревне, около монастыря, за рекою пашня паханная 38 четвертей, да 76 четвертей сенокосных угодий". По грамоте от 9 ноября 1682 г. видно, что монастырь владел и соляной варницей аж в Пияльской волости Онежского уезда. Только по сведениям за 1735 г. имелось в соляном амбаре "Кенского монастыря у прикащика - монаха Иоакима 144 пуда" соли. По грамоте 1682 г. владениями Кенского монастыря были "в волости Нижнем Бору Троицкого прихода, половина деревни Самсоновской (возможно Семеновской - Н. М.), Заколодезная тож". Пустынь владела также землями вдоль рек Кены, Чурьеги и Сондолы (впадает в реку Кену- Н. М.), "наСтре-лице, да на Волове, да на Важке реке (впадает в Чурьегу-Н. М.), да по реке Онеге, против Слузихи, деревня Ивановская, по реке Онеге, против Волковых до Куричин-ской заводи, да у Зуевых ляг... На Кене... велось Кенорецкая. В деревне Олеховской монастырский двор... , да деревня Захаринская". Кроме всего, кенские монахи имели права на рыбную ловлю на лучших тонях реки Кены и Кенозера: "се тони владеют Кенского монастыря старцы".
Строитель Исакий, настоятель Кенской пустыни известен еще по двум документам 1655 г.: поручной "записи" крестьян Ловзангской волости Каргопольского уезда и челобитной о принятии на военную службу некоего Левка Михайлова.
26 февраля 1684 г. жалованная грамота от имени Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича подтвердила все льготы и права Пахомиевой обители. Подписал грамоту "думный дьяк Емельян Игнатьев, сын Украинцев" (впоследствии известный русский дипломат, глава Посольского приказа в 1689-1699 гг. - Н. М.). В 1676 г. игуменом Кенского монастыря был Каллиник, а в 1678 во главе монастыря стоял старец Никифор. К сожалению, об их деятельности почти ничего неизвестно. В 1681-1697 гг. настоятелем пустыни был строитель Филарет. Филарет -это единственный из известных немногочисленных настоятелей Кенского монастыря, как по своему продолжительному управлению обителью, так и по приобретению значительных земельных угодий и рыболовных тоней для монастыря. Филарет писал: "Кенская де пустыня стоит в диких лесах...". Жалованная царская грамота от 15 января 1687 г. подтвердила права Кенского монастыря на деревни - Олеховскую (ныне Корякина - Н. М.) и Ивановскую - в Кенорецкой волости, Самсоновсую и Захарьевскую - в Троицкой волости.
В результате челобитной Филарета по царской грамоте Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича от 6 февраля 1691 г. Пахомиева пустынь получила в оброчное содержание земли вверх по реке Кене, на Кенозере до Толстого наволока с землями вокруг Порменского озера. Поперечного ручья, Тиглинского озера, вокруг Лахты до Лось-камня на реке Кене на левом берегу которой до речки Большой Важенец, а также земли вокруг озер Долгое, Солозерское и Вешко около Гужовской лахты, то есть на 40 верст выше Почезерской волости.
А по грамоте Петра I от 31 января 1697 г. Спасо-Преображенская Кенская пустынь приобрела в оброчное содержание земельные угодья и рыболовные тони в Почезерской волости по реке Токше, озерам Великое, Корзы, Токшеозеро и Щучье. Одновременно рост владений Кенской пустыни шел за счет вкладов местных зажиточных крестьян. Так монастырь получил в лето "7196 (1688) от Карпа же Брыкина сенные покосы, что, словеть пожня Новотеребья". В том же году, 11 апреля, в Кенорецкой волости крестьянин Елисей Агапи-тов Попов внес вклад монастырю - сенокосы на Мироновом острове. Известный исследователь Спасо-Преображенского Кенского монастыря К. А. Докучаев-Басков приводил документ: в "7206 (1698) году сентября 8 дня Кенорецкой волости, деревни Соймусовой, от Карпа Еремеева, сына Брыкина с соседьми, да деревни Вранникова, от Моисея Петрова Щербакова с соседьми, сенные покосы на Кене реке, пониже монастыря, что на Ламском". В феврале 1700 г. пустынь получила закладную на деревню Жаровскую в 350 рублей от крестьянина Никиты Яковлевича Шалухина.
Кенская обитель владела и многочисленными сенными покосами и в Кенорецкой волости, и под Каргополем, за рекой Онегой, напротив Чудотворной церкви Зосима и Савватия Соловецких, и по Ольской дороге, и по реке Онеге у озера Лача.
В условиях общерусского централизованного государства к середине XVIII в. торговый путь через Поонежье почти полностью утратил свое значение. "И... Волочек ныне пуст, - писал Андрей Лихачев, - в гости той дорогой не ездят-ездят новой дорогою". И Пахомиева пустынь пришла в упадок. В марте 1748 г., при строителе иеромонахе Макарии, последнем настоятеле монастыря (+1756 г.), пустынь утратила свою самостоятельность и была приписана к Спасо-Каргопольскому монастырю. А в 1764 г. Кенский монастырь был упразднен. По описи 1766 г. в книгохранилище монастыря находилось около 100 книг. Это подтверждает, что пустыни были теми небольшими островками книжности и духовности средневекового Севера. Какова дальнейшая судьба "сие скорбного места"? Весной 1800 г., на Троицу, монастырь погиб в результате пожара.
В 1804 г. началось строительство на месте монастыря каменной церкви. В 1810г. был освящен первый придел-теплая церковь во имя Николая Чудотворца. Лишь в 1841 г. был освящен первый престол холодной церкви - во имя Рождества Богородицы. А через год-второй - во имя Преображения Господня.
В 1860 г. священником прихода был Федор Иванович Плотников. В 1867 г. к теплой церкви с южной стороны был устроен придел во имя преподобных Пахомия Кенского и его постриженника- Антония Сийского на средства каргопольской купчихи И. Насоновой. На ее средства был заменен в 1868 г. главный иконостас в этом храме. Над папертью пятикупольной холодной церкви находилась невысокая каменная колокольня с шестью колоколами (четыре зазвонных и два больших - 45 и 30 пудов), установленными на средства купца Ивана Насонова.
К сожалению, церкви не сохранились до наших дней. И не каждый местный житель сможет указать место этого монастыря, сыгравшего значительную роль на транзитном пути в Беломорье, в освоении русскими людьми Европейского Севера.
Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии по материалам статьи Н. А. Макаров «Пахомиева Спасо-Преображенская Кенская мужская пустынь» // Святые и святыни северорусских земель.Сост. и науч. ред. Н. И. Решетникова. Каргополь: Каргоп. гос. историко-архитектур. и художеств.музей, 2002. -316 с.), 2021 год.