Татарстанская Митрополия

29 Апреля 2016

В Великий Вторник Страстной седмицы молодежный клуб «Азбука» посетил настоятель храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии протоиерей Александр Павлов. Священник рассказал о Страстях Христовых в хронологическом порядке, объясняя каждодневные Евангелия и порядок богослужений Страстной седмицы.

Батюшка разъяснил все важные события Великой недели, начав с Лазаревой субботы и Входа Господа в Иерусалим, вспоминая сюжет с засохшей смоковницей, притчу о десяти девах со светильниками, вечер, когда женщина возлила на Господа миро, Тайную Вечерю… Каждый важный шаг, каждый эпизод последних дней Спасителя на земле. Отец Александр рассказал, как Церковь проводит эти дни, как проходят службы, и обратил внимание на моменты, о которых большинство при воспоминании Страстей Христовых задумывается не так часто.

«Говоря об избиении Христа, мы должны понимать, что та практика, которая была в Риме в отношении осужденных на казнь, очень жестокая. Били не только палкой, а специальными плетками с металлическими шариками на конце. Орудие было очень болезнетворное — шарики, впиваясь в тело, наносили тяжелые, болезненные удары, даже мышцы отделялись от костей».

Далее батюшка продолжил вспоминать каждый шаг Господа — тяжелый путь на Голгофу, распятие в 3 часа дня, прибитую, как издевательство, над головой Христа табличку «Иисус, Царь Иудейский».

«Вспоминая страдания на Кресте, мы должны остановиться. Святитель Лука Войно-Ясенецкий, который был врачом, говорит, что смерть произошла очень рано. Распятые на кресте находились живыми до 3 суток, — очень долго. И быстрая смерть Христа, произошедшая через 6 часов после распятия, привела в изумление Понтия Пилата, когда к нему пришли просить тела Господа. Святитель Лука объясняет это ранами, которые нанесли Христу воины. Говоря о распятии, надо понимать, от чего умирал человек? От удушья. Руки распростерты, пробиты гвоздями и привязаны к кресту, солнце опаляет тело, а легкие пережаты. Для того, чтобы вздохнуть, надо было приподняться на ногах, которые были пронзены гвоздями. Соответственно, каждый вздох вызывал сильные, страшные страдания. Человек, обессилев, задыхался. А уксус, который давали пить всем, кого распинали, был раздражителем, неким элементом отвлечением от боли. Это кислое вино, раздражающее слизистую рта, вызывающее боль. То есть вызывая одну боль, уксус отвлекал от другой боли».

Отец Александр рассказал и о покаянии благоразумного разбойника, который обращается к Иисусу Христу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» От слушателей в «Азбуке» последовал вопрос — почему одному разбойнику открылось, что это Господь, открылось покаяние, а другой ничего не понял?

«Господь всю жизнь нашу пытается привести к Себе человека. Один видит действия Божии в своей жизни, а другой — нет. Жизнь человека как источник воды — течет и течет в одном направлении, но появляется препятствие и течение меняется. Этими препятствиями Господь направляет человека ко спасению, всячески пытаясь через других людей, через события привести его, но иногда все способы оказывается бесполезны, потому что без воли человека спасти его невозможно. Самые крайние проявления Промысла Божьего — это некие лишения, когда по-другому уже невозможно. Но мы подобны детям — им говорят: «Нельзя, не надо, плохо, нежелательно», а мы все равно хотим. Господь проявляет Свой Промысл и каждого из нас ведет ко спасению. И способность увидеть все это тоже зависит от человека. Вот, например, стекло — одно просто пыльное, его протер и тут же стало прозрачным, а другое настолько грязью заросло, сажей, салом, что его только чисти и чисти, и столько сил нужно приложить, чтобы свет пробился через него. А откуда эта сажа? Это жизнь, которую человек загрязняет настолько, что свет не может туда пробиться. Понятно, что нет ничего невозможного у Бога. И поэтому Господь иногда попускает испытания, чтобы человек на грани смерти осознал и понял. Но если человек говорит «не хочу», то даже всесильный Господь бессилен, потому что Он дал человеку свободу, а что Он дал, то ни у кого не отнимает».

Напоследок батюшка посоветовал всем посмотреть фильм «Плащаница», рассказывающий о последних днях и часах Христа на земле, об истории самой Плащаницы. И также в эти Страстные дни погрузиться мысленно в страдания Господа, быть с Его учениками, и в первую очередь через Евангелие и через богослужения.

Гость обратил внимание на очень важные службы в четверг вечером и в пятницу — днем и вечером, а также на замечательное богослужение в субботу утром — литургию, соединенную с вечерней, на которой читаются отрывки из Ветхого Завета, и уже ощущается предвкушение тех событий, которые ожидают всех нас на Пасху. Отец Александр посоветовал мысленно пережить все события, для того, чтобы со всей радостью и полнотой встретить светлое Христово Воскресение. Не только внешне, через покупку непостной пищи и приготовления столов, уборки дома, что все делают, а внутренне пройти с Церковью, учениками, Христом по всем дням, которые и есть суть всего Великого поста.