Новости Костромской епархии

2 Марта 2015

Владыке сослужило соборное духовенство.

Первое воскресенье Великого поста носит название "Недели Торжества Православия", то есть торжества Церкви над всеми когда-либо существовавшими расколами и сектами. 

Торжество Православия было установлено в Греции в IX веке в память окончательной победы над врагами православия — иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Священном Писании и Предании, идущем от первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Тогда Церковь Христова подверглась большему, чем от язычников, гонению .

Более 100 лет лились слезы и кровь православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу и угодников Божиих и поклоняться им. Лишь после VII Вселенского Собора в 787 году, подтвердившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX века. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 году на 19 февраля. Так появилось  празднование и  особый чин, называемый Торжество Православия.


На Руси чин Торжества Православия появился лишь в XIV веке и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, многих расколоучителей и др. Всего анафематизмов было 20, а имен до 4 тысяч. Позднее чин был существенно переработан - из него были убраны имена еретиков, перечислялись только ереси.


В настоящее время чин Торжества Православия состоит из молебна о торжестве православной веры с прославлением деятелей Вселенских Соборов и предстоятелей нынешней Церкви и о наставлении на путь истинный всех от нее отступивших, затем диакон читает Символ веры, поется «многая лета» всем защитникам Православия и «вечная память» погибшим за его утверждение.