Новости Липецкой митрополии

17 Февраля 2016

Информация паломнического отдела Липецкой епархии

Расписание поездок на январь-март 2016 года

Тел.: (4742) 25-03-65

ПОЧЕМУ ЛИПЧАНЕ СТАНОВЯТСЯ ПАЛОМНИКАМИ

Руководитель паломнической службы Липецкой митрополии Надежда Латышева рассказывает подлинные истории, случившиеся с людьми и до, и во время, и после поездок по святым местам.

Что должен знать православный

Азы Православия

О Божественной литургии

Храм Иоанна Богослова
в с. Грязное
(по проекту архитектора В.И. Баженова)
нуждается в вашей помощи

"Кто строит храм Божий на земле, тот возводит себе храм на Небе".

Митрополит Липецкий и Задонский Никон

Пишите на электронную почту: [email protected]

Православные газеты и журналы Липецкой епархии

Липецкие епархиальные ведомости. Январь 2016 года

Усмань православная. №2, январь 2016 года


Успенский вестник.
№ 3 (74),
15 февраля 2016 года

Царство Небесное силою берется. Слово Высокопреосвященнейшего Никона, митрополита Липецкого и Задонского


«Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия, восхищают его» (Мф 11:12).

Для нас, христиан, каждый воскресный день – это малая Пасха. Это непрестанное памятование о великом Празднике праздников и Торжестве из торжеств – Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, даровавшего всякому желающему неизреченную радость, светлую надежду и путь в Царство Небесного Отца.

Однако, чтобы наши души стали храмом Святаго Духа, нам предстоит потрудиться. Господь говорит: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия, восхищают его» (Мф 11:12). А если мы не взыщем Царствия Божия будучи на земле, то не сможем его наследовать и в вечности.

Путем Христовым прошли все наследники Царства. Конечно, у святых угодников были и разные судьбы, и подвиги, и венцы: кто-то принят, как мученик, кто-то – как преподобный, святитель или исповедник… Но всех наследников вечной радости объединяла единая цель – прожить свою жизнь ради Христа. Мало заботясь о внешнем благополучии, они искали лишь Царствие Божие и Правду Его.

Шедшие путем Христовым уподоблялись евангельскому купцу, «ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф 13:45-46).

Ради этой «жемчужины» христиане отрекались любых благ «мира сего», «не имели где главу преклонити», изнуряли свое тело подвигом поста, веригами, лишали себя элементарных удобств и комфорта, – чтобы ничто не отвлекало их ум от Христа, от молитвы. И Господь Сам хранил их: исполнившись Святым Духом, они проживали долгую жизнь (по 100 и более лет), утешая скорбных, исцеляя болящих, вразумляя заблудших, плача с плачущими и радуясь с радующимися.

Во все времена были люди, которые добровольно становились изгоями для мира. Есть такой особый духовный подвиг – юродство ради Христа: когда человек отрекается не только от имущества, комфорта, почестей, славы, но и от самого разума, обрекая себя на постоянные насмешки, непонимание, грубость. Ради чего? Ради стяжания Духом Божиим свойств своего Спасителя: кротости, смирения, терпения… и венца всех добродетелей – любви.

Давайте вспомним житие святого Василия Блаженного, как он молился за заблудших людей. Но общество не понимало его, обращая внимание лишь на внешние странности в его поведении. Например, был такой случай. Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали. Тогда, обливаясь слезами, он начал обнимать все углы этого здания. Любопытствующие спросили, и он отвечал: «Скорбящие Ангелы стоят у этих стен и сокрушаются о грехах людских. Вот я и прошу их, чтобы он молились об обращении согрешающих к покаянию». Каждый его поступок был полон глубокого духовного смысла. Иносказательно он напоминал людям об исправлении жизни, о Боге.

Окружающие по-разному относились к Василию: одни старались чем-то помочь ему, быть может, утешить, а другие гнали его, осмеивали, обманывали… Так и расходятся земные пути людей: одни вопреки духу «мира сего» следует за Христом, другие, пренебрегая Любовью Божией, предпочитают временное вечному, внешнее – внутреннему.

Однако бывают и другие скитальцы, которых тоже гонят… Во все времена от чертогов городов и селений гнали людей, заболевших проказой. Поэтому несчастные были обречены на скитание, страшные мучения, голод, холод и погибель… Сама проказа – это страшная болезнь! Поэтому далеко не по своей воле прокаженные становятся изгоями для мира.

Но, дорогие мои, тяжелее проказы телесной, которая определяет земную участь человека, есть проказа духовная, которая в случае пренебрежительного отношения к своей душе, может стать нашей участью в вечности. А больны мы все. Больны грехом и страстями – той духовной проказой, которая изгоняет нас за пределы Царства Божия, уродует наши души, отбирает возможность радоваться… Мы так привыкли к ней, что не замечаем ее симптомы, а это: и гордость, и злоба, и ревность, и сквернословие, и пьянство, и блуд, и многие другие страсти, которые не позволяют нам жить в мире и любви к Богу и ближними.

И если мы, подобно евангельским прокаженным (см. Лк 17, 12–19) не возопием ко Господу об исцелении, если не выйдем к Нему навстречу и не последуем Ему, – то станем изгоями для Царствия Небесного на всю беспредельную вечность. Потому что не очистившаяся от греховных струпьев душа, ощущая себя скверной и нечистой, не сможет приблизиться и разделить вечную радость с теми, кто приобрел евангельскую «жемчужину» Святаго Духа еще в земной жизни.

Преподобный Серафим Саровский, называет стяжание благодати Святого Духа главным смыслом человеческой жизни. Ведь без Него ни один земной путь, каким бы внешне привлекательным он ни был бы сам по себе, не сможет сделать человека наследником Царства Божия.

Дорогие мои, как ошибаются те, кто думает, что святость – это удел немногих избранных и не радеет о своем спасении, не ищет Христа, не знает пути в храм Божий, живет, не имея утешения, духовной радости, – живет вне Пасхи Христовой… А ведь следовать земным путем в Отечество Божие призван каждый человек. И для этого, по слову Макария Египетского нам предстоит «перейти в состояние иное, доброе, и нынешнее уничиженное естество изменить в естество иное, божественное, сделаться естеством новым». Ибо говорит Господь: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:21).

Давайте, не теряя времени, будем хоть в малом славить Господа делами своей жизни: с благодарностью потерпим ради Христа скорби и болезни, устремимся к исполнению Его Воли, отречемся своей… К этому призывают нас святые отцы, уже прошедшие свой земной путь с Небесной целью: «Подвизайтесь, – говорит преподобный Симеон Новый Богослов, – стяжать сознательно внутрь вас Царство Небесное».

Аминь.