Новости Липецкой митрополии

26 Марта 2016

26 марта, в родительскую субботу 2-й седмицы Великого поста, Высокопреосвященнейший митрополит Липецкий и Задонский Никон возглавил Божественную литургию в Никольском храме г. Липецка.

Главе Липецкой митрополии сослужили: секретарь Липецкой епархии протоиерей Василий Бильчук, игумен Евфимий (Максименко), благочинный 1-го Липецкого церковного округа протоиерей Константин Гришин, руководитель отдела образования и катехизации Липецкой епархии, настоятель Никольского храма протоиерей Виталий Диесперов, настоятель строящегося храма в честь святого равноапостольного князя Владимира г. Липецка иерей Валерий Авдеев и клирики храма.

За богослужением митрополит Никон совершил диаконскую хиротонию.

По завершении Божественной литургии была отслужена панихида по всем от века преставившимся отцам и братиям по вере, сподобившихся христианской кончины, а также о тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви.

Обычай Святой Православной Церкви поминать усопших очень древний. Его основанием служат слова Господа Иисуса Христа, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Лк. 20, 28).

Об этом же свидетельствуют и Евангельское чтение дня: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин 5: 24).

Смерть и погребение ближних не прекращают отношений христианской любви, продолжение которых выражается и осуществляется в молитвенном поминовении усопших.

Святитель Амвросий Медиоланский о своем умершем брате сказал: «Я не лишился общения с тобой, но только переменил его, прежде не разделен был от меня телом, а теперь духом пребываешь со мной и навсегда пребудешь».

Отцы и учители Церкви (Тертуллиан, свв. Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Августин, Иоанн Дамаскин и др.), изъясняя смысл поминовения усопших, указывают, что истинный смысл его состоит в молитвах, совершении Бескровной Жертвы и милостыне.

Во Святую Четыредесятницу — дни поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним, Церковь еще раз напоминает о долге христианской любви не только по отношению к живым, но и к отошедшим в иной мир ближним.

В продолжение Великого поста Церковь не совершает обычных ежедневных поминовений (панихид, литий). Для восполнения этого, чтобы умершие не лишились спасительного предстательства Церкви, установлено совершать поминовения в субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста.

Субботний день также выбран для поминовения неслучайно. Бог благословил и освятил день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:3). У евреев суббота являлась днем праздничного покоя. Для христиан праздничным днем стал день Воскресения Спасителя мира. Суббота же из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:9-10). Отсюда обычай, закрепленный уставом Церкви, совершать вселенские заупокойные службы в субботу.

Насколько важно поминовение усопших за литургией показывает следующее событие. Перед открытием мощей святого Феодосия Черниговского (1896 г.) совершавший переоблачение мощей священник задремал и увидел перед собой святителя, сказавшего ему: «Благодарю тебя, что для меня потрудился. Еще прошу тебя, когда будешь совершать литургию, помяни моих родителей», — и назвал их имена (иерея Никиту и Марию). «Как ты, святителю, просишь у меня молитв, когда сам стоишь у Престола небесного и подаешь людям милости Божии?!» — спросил священник. «Да, это верно, — ответил святой Феодосий, — но приношение за литургией сильнее моей молитвы».

Полезны усопшим и панихиды, и домашние молитвы об усопших, и добрые дела, творимые в их память: милостыня, жертвы на церковь, но особенно полезно для них поминовение за Божественной литургией, когда вынимаемые за живых и усопших частицы опускаются в Кровь Господню со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Ничего большего не можем мы сделать для усопших, как молиться о них, подавая за них поминовение на литургии, тем более в день вселенской родительской субботы, когда об усопших молится вся полнота Церкви Христовой. И, конечно, все усопшие ждут, пришли ли помолиться за них их близкие.

Ведь по слову святителя Феофана Затворника, усопшие нуждаются в молитвах, «как бедный в куске хлеба и чаше воды».

Последуем же и мы призыву святителя Иоанна (Максимовича): «Родные и близкие усопших! Делайте для них то, что им нужно и что в ваших силах! Тратьте средства не на внешние украшения гроба и могилы, а на помощь нуждающимся, в память усопших близких, на церкви, где возносятся о них молитвы. Окажите милость усопшему, позаботьтесь о душе его. Всем нам предстоит тот путь; как будем тогда желать, чтобы молитвенно помянули нас!... Будем заботиться об уходящих в иной мир прежде нас, дабы для них сделать все, что можем, помня, что «Блажени милоствии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5, 7).»

Администрация сайта.