Новости Липецкой митрополии

29 Марта 2016

11 марта в читальном зале Усманского филиала ГАПОУ «Липецкий медицинский колледж» открылась выставка «Православная книга», на которой были представлены богослужебные книги, в том числе старинные – начала XIX века, а также художественная литература православной тематики.

В этот день состоялась также встреча ответственного за религиозное образование и катехизацию Усманского церковного округа настоятеля Михайло-Архангельского храма с. Октябрьское иерея Димитрия Малахова с учащимися и педагогами колледж.

Священнослужитель рассказал, что 1 марта по старому стилю 1564 года в Москве вышла в свет первая датированная русская книга «Апостол» («Деяния святых Апостолов») – шедевр типографского искусства. Это событие положило начало книгопечатанию на Руси.

«Апостол» был напечатан Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в первой государственной типографии, устроенной с благословления митрополита Макария в палатах на Никольской улице. Из послесловия к «Апостолу» известно, что полиграфические работы велись в течение года. Текст «Апостола» был отредактирован и подготовлен к печати при участии митрополита Макария. Книга напечатана «старопечатным» стилем, который разработал сам Иван Федоров на основе московского письма середины XVI века. Издание украшает гравюра с изображением апостола евангелиста Луки, по преданию, автора Деяний апостольских.

Первопечатный «Апостол» отличает высочайшая редакторская культура. В нем не обнаружено ни одной орфографической ошибки, подчистки или опечатки. Исследователей продолжают восхищать высокохудожественные гравюры, филигранный рисунок шрифта, оригинально выполненные заставки и прекрасное качество двухкрасочной печати. Иван Федоров сам резал и отливал буквы, гравировал рисунки и заставки, редактировал и набирал текст и печатал весь «завод» — около 1200 книг. 60 экземпляров этого издания хранятся в крупнейших библиотеках и музеях мира. «Возлюбленный и чтимый русский народ, — обращался Федоров к читателям «Апостола». — Если труды мои окажутся достойными вашей милости, примите их с любовью...»

Батюшка так интересно и живо представил историю книгопечатания, познакомил с другими важнейшими книгами Православной Церкви, зачитывая из них и поясняя избранные части текста, что присутствующие слушали затаив дыхание.

Отвечая на последовавшие после выступления вопросы, священнослужитель отметил, что православная книга служит духовному возрастанию человека, помогает ему правильно уяснить духовный и культурологический смысл Священного Писания, православного богослужения, а также учит отличать православные традиции от суеверий.


14 марта иерей Димитрий Малахов посетил МБОУ СОШ № 3, где провел урок, посвященный Дню православной книги. Батюшка не первый раз посещает кадетский класс, и дети всегда ждут встречи с большим интересом.

На это раз священнослужитель рассказал учащимся о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, которым мы обязаны появлением письменности на Руси. Святые братья составили и первую славянскую Азбуку.

Кирилл и Мефодий родились в богатой и знатной семье в городе Солуни (Греция). Мефодий был старшим братом и являлся правителем в болгарском княжестве, которое в то время находилось в составе Византийской империи. Кирилл (Константин) – младший брат, который с младенчества отличался высокими умственными способностями. Среди учителей Константина был знаменитый ученый Фотий, будущий Константинопольский патриарх.

Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, однако по окончании обучения он удалился в монастырь, чтобы «беспрестанно творить молитву и заниматься благочестивыми размышлениями», как гласит жизнеописание. Впрочем затворничество Константина редко было долгим. В качестве проповедника и миссионера его часто отправляли в соседние государства для участия в диспутах.

«Повесть временных лет» так рассказывает о начале письменности на Руси: в 862 году славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их». Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия, и «уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие».

А сделать это было очень непросто. Ведь у славян не было письменности. Но даже не сам факт отсутствия букв представлял главную проблему. У них не было отвлеченных понятий и богатства терминологии, которое обычно складывается в «книжной культуре». Высокое христианское богословие, Писание и богослужебные тексты надо было переложить на язык, не обладавший к тому никакими средствами. Но святым равноапостольным братьям это удалось.

Появилась и славянская азбука. В Киеве, Новгороде, других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Появился алфавит, который получил название «кириллица» по монашескому имени Константина. Он был составлен на основе греческого, но изменен, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки – глаголица и кириллица.

Кириллу и Мефодию также удалось победить предубеждение, что только древнееврейский, греческий и латинский языки годятся для богослужения и написания церковных книг. Ценнейший дар передали нам святые равноапостольные братья. Ведь совсем немногие народы удостоились чести иметь свой собственный алфавит. Это понимали уже в далеком девятом веке. «Бог сотворил и ныне в наши годы — объявив буквы для языка вашего — то, чего не было дано никому после первых времен, чтобы и вы были причислены к великим народам, которые славят Бога на своем языке… Прими же дар, ценнейший и больший всякого серебра, и злата, и драгоценных камней, и всего преходящего богатства», — писал император Михаил князю Ростиславу.

Иерей Дмитрий Малахов,
ответственный за религиозное образование и катехизацию Усманского благочиния.