Новости Липецкой митрополии

Источник информации: Липецкая и Елецкая епархия
Адрес новости: http://www.le-eparchy.ru/node/1097
27 Февраля 2012
опубликовано leonty в пнд, 27/02/2012 - 19:41



статья подготовлена для липецких епархиальных ведомостей,
опубликована в №10 за 2011 год


– какими внешними и внутренними характеристиками сегодня должен обладать, на ваш взгляд, человек, приняв священнический сан?
– боюсь, что перечень получится слишком обширный. начнем с того, что священнику необходимы крепкое здоровье, громкий голос, музыкальный слух и вообще хорошая наследственность (например, чтобы в роду не было страдавших алкоголизмом, наркоманией и проч.). опыт жизни показывает, что, имея дурную наследственность, быть пастырем чрезвычайно трудно, почти невозможно: очень много сил уходит на обуздывание самого себя. строгие канонические требования к кандидату в священный сан возникли не на пустом месте. по психологическим характеристикам для приходской жизни, вероятно, больше подходит пастырь-экстраверт (общительный, энергичный, увлекающий за собой лидер), а для насельников уединенного монастыря лучше иметь пастыря-интроверта (склонного к рефлексии, самоиспытанию, вниманию к своему внутреннему миру). в духовном отношении желательно, чтобы пастырь обладал молитвенным даром. молитва – дыхание пастыря, без нее он мертв.
но вот что говорит о пастырях святитель григорий богослов: «положим даже, что иной непорочен и взошел на самый верх добродетели; все еще не вижу, каким запасшимся знанием, на какую понадеявшись силу, отважится он на такое начальство. ибо править человеком, самым хитрым и изменчивым животным, по моему мнению, действительно есть искусство из искусств и наука из наук» (свт. григорий богослов. о священстве. слово 3).
по мысли святого отца, православному пастырю, кроме врожденных и приобретенных христианских добродетелей, необходимы особые качества, даруемые богом в ответ на упорный труд в учебе и горячие молитвы, совершаемые в ту пору, когда будущий священнослужитель еще только проходил обучение.
среди дисциплин, изучаемых в наших духовных школах, есть предмет – пастырское богословие, в котором со всех сторон подробнейшим образом рассматривается как сам православный священнослужитель, так и круг его деятельности. по содержанию это весьма солидный и самый интересный учебный курс, помогающий священнослужителю грамотно употреблять в своей практике все приобретенные знания. как выстраивать богослужение, чтобы оно захватывало сердце молящихся? как организовывать церковно-приходскую жизнь, чтобы она стала доминантой для прихожан, объединяя их в сплоченную духовную семью? как найти верные решения (на основании святоотеческого опыта) тех многочисленных проблем, с которыми сталкиваются современные христиане, чтобы, когда они обращаются к пастырю за помощью, не дать им «камень вместо хлеба и змею вместо рыбы»? как, наконец, правильно формировать собственную духовную жизнь с учетом того, что она неразрывно связана с приходом, когда личные духовные взлеты или падения батюшки сказываются благотворно или гибельно на жизни его духовных чад?
об этом и о том, какими внешними и внутренними характеристиками должен обладать современный священнослужитель, и о многом другом, жизненно необходимом в повседневной священнической практике, рассказывает 8-й том настольной книги священнослужителя «пастырское богословие». этот учебник должен быть действительно настольной книгой у каждого священника, чтобы он мог периодически обращаться к изложенному в нем богатому пастырскому опыту, обновлять в памяти нужные знания.
если кратко сказать, то в любом возрасте, на любом этапе своего служения современному пастырю необходимо возгревать в себе духовную жажду, никогда не останавливаться на достигнутом, но, «забывая заднее и простираясь вперед» (фил.3, 13), стремиться всегда быть интересным и полезным для своей паствы.
– что входит в современное понятие духовничества?
– это весьма емкое понятие. как известно, духовничество зародилось в монашеской практике, когда к опытному, искусному в духовной жизни старцу (геронте) обращался за руководством ученик на условиях полного и безоговорочного послушания учителю. они жили рядом, ученик круглосуточно был на глазах учителя, каждый свой шаг он сверял с волей (благословением) старца. отсечение своеволия уничтожало самость (центр всех грехов) и позволяло добродетелям беспрепятственно и быстро разрастаться в душе ученика.
для христиан, живущих в миру, подобная практика недоступна. харизматичные старцы в миру крайне редки. но это не значит, что миряне совсем лишены водительства божия. вместо старца круглосуточно действует промысл божий, формирующий вокруг христианина такие условия, которые наилучшим образом соответствуют его духовным здоровью и потребностям. одному для выработки терпения посылаются скорбные обстоятельства, к другому для стяжания любви направляются сложные в общении люди, третьему для приобретения смирения назначается властный начальник, четвертому для освобождения от уныния предоставляется помощь, радость, молитвенный подъем. каждому по силам и потребностям.
и вот здесь от приходского священника-духовника требуется мудрость распознать цель действия промысла божия в том или ином конкретном случае и постараться объяснить это человеку. не самому управлять чужой жизнью, не распоряжаться судьбой доверившегося человека, но действовать совместно с промыслом божиим. духовник должен помочь человеку осознать случившееся не как досадную случайность, не как что-то нежеланное, но направить человека к согласию принять сложившиеся обстоятельства как спасительное божие лекарство, проявить послушание всеблагой воле божией.
в этом случае священник выступает как духовный советник, что, как мне думается, является наиболее правильным в современной приходской жизни.
– как священнику совмещать требования трудиться по многим направлениям: строительство, социалка, работа с молодежью и т.д. с богослужебной деятельностью, семейными попечениями?

– полагаю, что прежде всего нам, священникам, нужно не смущаться обилием возложенных забот, но благодарить бога за то, что он открыл нам столь обширное поле деятельности. в свои молодые годы мы, священники со стажем, даже в самых смелых мечтах вообразить не могли, что у нас в стране могут появиться такие широкие возможности для пастырства. сегодня необходимо в полной мере пользоваться богом данными условиями.
что касается вопроса, как все успеть? помочь себе правильно организовать проведение намеченных дел священник сможет составлением графика (расписания) на день, на неделю, на месяц. на занятиях пастырского богословия я давал семинаристам задание рационально распределить свое время, если бы кто-то из них стал священником сельского прихода или оказался в штате городского собора. нужно было так составить расписание богослужений, занятий в церковной и общеобразовательной школе, посещения больницы, тюрьмы, воинской части, встреч с администрацией, строителями, выделить время для семьи, для самообразования, чтобы все вовремя успеть. семинаристы предлагали свои варианты, мы их совместно обсуждали, выбирали оптимальные решения для различных ситуаций. потом, став священниками, мои бывшие ученики говорили, что им эти занятия очень помогли в практической работе на приходе. составлением дневного расписания, рациональным распределением дел, упорядочением своего времени священник призван вносить разумное начало в окружающую жизнь, в том числе и в свою пастырскую деятельность.
– насколько актуальна в среде духовенства проблема так называемого «профессионального выгорания», и что с этим делать?
– мне думается, что говорить только о «профессиональном выгорании» недостаточно. поскольку речь идет об искушениях и испытаниях пастыря, нельзя говорить только об одном из них, упуская из виду остальные, ведь они взаимосвязаны между собой.
практически всех священнослужителей подстерегают одинаковые искушения. на первых порах у молодого священнослужителя бывает особый страх – боязнь совершить ошибку при богослужении. но, увы, не из-за высокого благоговейного чувства (не из страха божия), а из опасения показаться неопытным, неловким и смешным в глазах прихожан.
другим искушением является неумеренная ревность в подвигах молитвы, поста, проповедания, духовного руководства людьми. порой молодой священник, движимый, как ему кажется, искренним стремлением к спасению, налагает на себя и на людей «бремена неудобоносимые» – подвиги, несоизмеримые с духовными силами его самого и его паствы. взявшись за неподъемный труд, он может скоро начать утомляться, вследствие этого испытывать чувство вины и отчаяния за свое бессилие. тогда он впадает в другую крайность, охладевает не только к необдуманно взятым непосильным подвигам, но и утрачивает те духовные навыки, которыми овладел еще до рукоположения в священный сан.
более серьезным бывает искушение духовной ленью, проистекающее от утомления кажущейся однообразной повседневной приходской жизни. как поется в песне: «гораздо трудней не свихнуться от скуки и выдержать полный штиль». скука – один из самых страшных врагов всякой духовности вообще. ригоризм, неумеренность в требованиях, жажда нереальных подвигов и многое другое может пройти и смениться новым энергичным порывом в пастырском служении. а скука – смертельная опасность в деле священства. пропадает желание молиться, совершать таинства, духовная жизнь затухает, сердце иссушается, хочется сложить руки и плыть по течению. на фоне духовного застоя может появиться желание заниматься личными проблемами, заботой о здоровье и о быте, возникает интерес к покупкам новых вещей, стремление не отстать в благосостоянии от других. и наступает искушение богатством.
естественная забота о нормальном питании, одежде, бытовых удобствах для себя и родных замещается стремлением к неумеренному обогащению, роскоши, ненасытному умножению доходов, поиску выгодных приходов.
вслед за этим искушением идут искушения авторитетом и властью. возникает честолюбивое вожделение почестей и наград, придается слишком большое значение церковным знакам отличия – камилавкам, набедренникам, кресту с украшением, митре, служению с открытыми царскими вратами, грамотам, орденам, медалям. если долгое время священноначалие не дает ожидаемых наград, возникает ропот и недовольство в отношении церковного руководства и зависть к тем, кто награды получил.
искушение властью проявляется в псевдостарчестве, когда от прихожан священником требуется безоговорочное послушание, отдача себя во власть пастыря, который при этом совершенно не считается с личными особенностями, условиями жизни и возможностями каждого из них. «я говорю это вам как духовный отец», – часто звучит в качестве главного аргумента. и здесь рукой подать до следующего опасного состояния – искушения «чудотворством».
соблазн гордыни, ложной «святости», приписывания себе редчайшего дара прозорливости, дерзостного испрашивания у господа знамений, исцелений, чудес, изгнания бесов, предсказания будущего – самый опасный из всех пастырских искушений. в священнодействиях служителя церкви всегда бывает и чудесное, и благодатное, и порой очень яркое проявление божественной силы. но впавший в духовную прелесть пастырь начинает приписывать себе то, что принадлежит святому духу и подается им в таинствах и священнодействиях независимо от личных дарований священника. подогревают самообольщение такого лже-чудотворца его поклонники и поклонницы, сделавшие его своим кумиром.
как видим, искушения у священников бывают весьма серьезные и разнообразные. в значительной степени они могут быть ослаблены, когда у священника имеется свой опытный наставник-духовник или рядом с ним несут служение другие старшие по возрасту и церковному служению священники, способные помочь ему в трудный период молитвой, советом, дружбой.
в любом случае, духовная трезвость, неудовлетворенность своим имеющимся духовным состоянием, устремленность к духовному развитию, к молитве, к богообщению, стяжание христовой любви к пастве помогут священнику безопасно пройти через разные искушения, встречающиеся в его пастырском служении.
«пастырь должен не знать меры в добре и в восхождении к совершенству, почитать не столько прибылью то, что приобретено, сколько потерею то, что не достигнуто, пройденное же обращать всегда в ступень к высшему и не высоко думать о себе, если и многих превосходит, но признавать уроном, если не соответствует в чем сану» (свт. григорий богослов. о священстве. слово 3).