Новости Липецкой митрополии

Источник информации: Липецкая и Елецкая епархия
Адрес новости: http://www.le-eparchy.ru/node/1107
1 Марта 2012
опубликовано leonty в чт, 01/03/2012 - 19:39



статья подготовлена для липецких епархиальных ведомостей,
опубликована в №10 за 2011 год


самым правдивым мнением о ком-то считается глас народа – «глас божий». русский фольклор (поговорки, пословицы, частушки, рассказы и даже поэзия) одарил православного священнослужителя многими крылатыми фразами, среди которых самая узнаваемая – «толоконный лоб». в словаре синонимов русского языка (тришин в.н., 2010) к этому выражению имеются 51 синоним, означающие глупость, отсталость и пр. наиболее ярким синонимом является слово «дурак» этимологически исходящее от слов «укушенный», «побитый», «больной», «сумасшедший», «дикий». наряду с этим и в классической литературе и в художественной культуре и в трудах русских философов образ священника это образ высочайшего служения богу и людям – образ доброго пастыря. и хотя большинству россиян вообще не понятно о чем речь, потому что личный религиозный опыт не только можно сравнить с невежеством, а оценить со знаком минус, попытаюсь хоть отчасти пролить свет на иерейскую жизнь.
главной задачей пастыря, как называет священника церковное предание, является призвание человека к вере во христа, и путеводительство уверовавшего в его вечное царство. ввиду этого священник – миссионер, проповедник, учитель, совершитель таинств и попечитель душ. но у этого служения есть две стороны видимая и невидимая.
видимая сторона вопроса многим представляет священника как дивного седовласого старчика, по первому помыслу которого бог избавит их от врагов, исцелит все немощи, исчезнут проблемы, ну и если что, батюшка «отчиткой» отгонит все неприятности. одно слово – человек духовный. длинная ряса, способная скрыть что угодно, благообразная борода, подчеркивающая отдаленность от суетного и временного, непонятные для ума слова молитв и церковное чтение, убеждающее в обладании особых знаний недоступных простому смертному. хотите такого батюшку – пожалуйста. зачем огорчать прихожан? однако образ бестелесного батюшки не редко помещается в весьма упитанную плоть, пользующуюся всеми благами цивилизации, чему автор не исключение. духовенство во многом идет на поводу у мнения толпы вместо того, чтобы воспитывать прихожан, – толпа кормит. для людей невоцерковленных это поп, потому что невидимая сторона вопроса так и остается невидимой и неведомой.
как ни странно, но невидимая часть трудов пастыря сопряжена с решением вполне земных вопросов. это и хозяйственные приходские вопросы и семейные и общественные и личные.

священниками не рождаются, ими становятся. почти прозрачного телосложения юношей с огоньком в глазах выбегал я с одноклассниками по семинарии после всенощного бдения в кафедральном соборе взять благословение у митрополита или у батюшек. необыкновенное чувство наполняло душу, церковная жизнь нам только приоткрывалась. помню, как впервые всем курсом перемерили один единственный подрясник, что бы сфотографироваться. мы не совсем понимали происходящего, в ответ ректору на собеседовании при поступлении о задачах, стоящих перед семинаристом многие вполне искренно заявляли, что пришли сюда искать спасения духовного. позже были романтичные мечтания о пастырстве на каком-нибудь приходе, где нужно окормлять, учить, благословлять и т.д. с чувством благодарности за хорошую научную базу, те из нас, кто был рукоположен в священный сан, по разному постигали практику приходской жизни. нас мальчишек благословляли в чистом поле строить храмы, восстанавливать разрушенные или просто служить в незнакомом месте, где единственно родным был только престол в храме. здесь мы взрослели, строили, восстанавливали разрушенное, организовывали общины, рождали детей, обзаводились жильем, накапливали опыт. кто-то не выдерживал – спивался, разрушались семьи из-за частых переводов с одного места служения на другое – не всем повезло найти настоящую матушку, а не просто жену. о сельском служении нужно писать статью отдельную.
«скажите батюшка, а вам квартиру когда дадут? » – наивно спрашивали добродушные люди в начале моего служения еще в дьяконском сане. на этот вопрос не было и не будет ответа. священник сам должен в промежутках своего основного труда заработать или, еще сложнее, построить жилье для своей семьи, которая никак не пользуется у прихожан иммунитетом бестелесности а зачастую и не хочет этого. причем никаких гарантий, что священник будет постоянно проживать в этом месте, нет. произволением архиерея он может оказаться в совсем другом месте. после перевода в г. воронеж настоятелем успенского адмиралтейского храма, устав от постоянных переездов с одной съемной квартиры на другую, благодаря помощи близких, удалось приобрести жилье – для семьи из 6-ти человек – дом 4х15 метров (как вагон) с удобствами во дворе, колодцем с водой на улице, печным отоплением. для верующих я был просто «идеальный» батюшка. сейчас, благодаря доброму отношению руководства епархии есть и нормальный дом, и надежный транспорт, только вот взгляды людские все больше ловлю не добрые в свой адрес. священник, если можно так выразиться, находится между молотом и наковальней: между приходом и семьей, духовными запросами и материальными потребностями. к тому же, честно отдаваясь труду в церкви, почти не видит свою семью.
вспоминается забавный случай. был выезд на требу: то ли на погребение, то ли на освящение дома – не помню, но только тогда машина, за приобретение которой пришлось много выслушать «прекрасных» слов подвела и заводиться не хотела. «а как же нам ехать» – спросили приглашающие, – «у вас, что машины нету?» «машина есть – ехать она не может». делать нечего – вызвали такси. таксист, надо сказать, попался парень разговорчивый, быстро вошел в курс дела, справился о своих духовных вопросах. что-то вроде того, что он де тоже православный... у него бабушка верующая была, перед школой в начальных классах водила его в церковь. ехать было не долго, и водитель задал самый животрепещущий вопрос в его личной духовной жизни – «а почему у вас в церкви за все надо платить? вы же люди духовные и нас духовному учить должны». «хорошо, в качестве духовного урока отвези нас бесплатно или будь рад тому, сколько кто даст» – ответил я ему. больше вопросов не последовало.
когда дело касается изменения своего отношения к жизни или ограничения себя в чем то, все православие бабушкино и вера куда-то испаряются и остается светскость. «а что, мы люди светские нам то что?» как сказал один современный проповедник, нам нравится быть потомками обезьяны, что бы оправдать свои обезьяньи поступки.
непросто сохранить любовь к людям, и не пойти на поводу у кликуш, остаться пастырем, приводящим ко христу, когда такая толща житейских проблем обрушивается на священника. на пути доброго служения помогает верность близких, дружба собратьев священников, поддержка духовно трезвых прихожан, молитва, благодатное чувство исполнения пастырского долга. понятно, что после воинствующего безбожия не приходится духовничать на чужом поле. нужно самому воспитывать и себя и верующих, созидательно трудиться, чтобы не только восстанавливать, но и после себя передать потомкам святыни, храмы, организовать нормальные условия приходской жизни, готовить достойную смену.
неудивительно, что после этакого пресса священник нередко имеет вид побитого, больного или укушенного... только бы не равнодушного. кому поп, а кому и батюшка.