Новости Магаданской и Синегорской епархии

Источник информации: Магаданская епархия
20 Января 2016
19 января 2016

.19 января, в праздник Крещения Господня, епископ Магаданский и Синегорский Иоанн совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Магадана.

Его Преосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Михаил Гарас, руководитель епархиального молодежного отдела иерей Димитрий Просяник, иерей Александр Тук, клирик Белгородской митрополии иерей Димитрий Гроцкий, руководитель пресс-службы епархии протодиакон Сергий Епифанцев.

После Богослужения архипастырь обратился к верующим с проповедью, посвященной празднику Крещения Господня.

– Сегодня мы совершаем Великое освящение воды в честь и память того, что Господь Иисус Христос входит в воды реки Иордан и принимает крещение от святого Иоанна Предтечи. Великий пророк восклицает в благоговейном удивлении – как он может крестить безгрешного Бога, ставшего человеком? Но Господь, совершая дело нашего спасения, исполняет закон и крестится во Иордане, освящая Собой водную стихию.

«Днесь вод освящается естество», - поем сегодня мы, веруя, что благодать Божия, данная Иордану в этот день будет сообщена и тем водам, над которыми мы сегодня возносим свои молитвы. Сегодня все мы принесем в свои дома Агиасму, великую святыню – Крещенскую воду. Ее следует употреблять ежедневно в течение всего года, не забывая о том, что сегодня мы молились «…о еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела... и на всяку пользу изрядну...», – сказал Преосвященный владыка.

Пресс-служба епархии

.Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах...» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.

Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).

Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист).

В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV—V вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя.

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».

Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектении и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой – великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.