Новости Магаданской и Синегорской епархии

Источник информации: Магаданская епархия
10 Сентября 2018
7 сентября 2018

07 сентября состоялась встреча настоятеля Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема с педагогической общественностью, работниками медучреждений и культуры в Магаданской областной библиотеке им. А.С. Пушкина.

В начале беседы архиепископ Магаданский и Синегорский Иоанн, представляя гостя, сказал:

«Мы сегодня радуемся тому, что с нами уже третий день здесь гость, в чудо появления которого трудно поверить, отец архимандрит Ефрем, настоятель Ватопедской обители Святой Горы Афон, человек во всем мире известный как приемник самых высоких духовных традиций Святой Горы, которая до настоящего дня является воистину домом Пресвятой Богородицы, является местом, где отшельники, отрекшиеся от мира, сутками занимают времяпрепровождение молитвенным духовным деланием. Святая Русь называлась и называется Святой, потому что здесь всегда было множество монахов, святых подвижников. Мы знаем преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского. Но годы советского времени постарались полностью уничтожить духовную традицию Великой Святой Руси. И если раньше мы могли через своих святых оказывать влияние даже на Святую Гору Афон, у многих греков, многих монахов одним из любимых святых является преподобный Серафим Саровский, практически в каждой обители есть его святая икона. То сейчас, после этих 70-и лет безбожной власти, нам нужна и их помощь, чтобы они поделились своим духовным опытом, поделились и вместе с тем жизнью в достаточно сложных условиях не только на Святой Горе Афон, а жизнью в европейских странах. Потому что Греция сейчас испытывает некоторые сложности и проблемы, как и Россия и многие другие страны. Как когда-то преподобный Паисий Афонский, живший всегда на Святой Горе, выходил в защиту веры Христовой, например, он участвовал в демонстрации против фильма «Последнее искушение Иисуса». Так и сейчас в связи с подобными проблемами святые отца афонские выходят из своих обителей, чтобы миру проповедовать о том зле, которое им грозит за отстранение от Христа. Визит отца Ефрема – это визит доброй вози, пронизанный желанием помочь нашей территории, помочь мне во окормлении народа, который не имеет долгой традиции пребывания в Церкви Христовой, ибо только в девяностые годы здесь появился первый храм».

Далее со словами духовных наставлений к присутствующим обратился архимандрит Ефрем:

«Благодарю Бога, за то, что я оказался с Вами. Много тысяч километров перелетели чтобы до Вас добраться. И это всё благодаря любви владыки. Причину нашего пребывания он уже назвал.

Я уже познакомился с местными людьми, посмотрел, какие у вас трудности, какая жизнь, какая среда.

Вижу, что у Вас здесь солнце – редкость. Но главное, видеть не тварное солнце, не только природу, смотря на которую, мы действительно иногда отдыхаем, и это нам помогает. Вспоминаю слова святого Василия Великого, как в одном письме он описывает красоту природы местности, в которой он начал подвизаться. Там была река, которая называлась Ирис [сейчас находится на территории современной Турции]. С вдохновением в начале описывает природу и красоту той местности, но потом говорит: «Да, в начале я наслаждался природой, но после того, как я обрел сокровища духовной жизни, сокровища внутренней жизни человека, тогда мне уже стало безразлично смотреть на внешнюю красоту мира». Когда я это в первый раз прочитал, остался под большим впечатлением. И действительно, я потом позже понял, что человек не тогда становится цельной личностью и полноценным существом, когда смотрит на природу, а когда вкушает блага Святого Духа в своем сердце.

Как сказал владыка, здесь представители культуры, образования, здравоохранения, духовенство. Не знаю, задумывались Вы или нет, кто по-настоящему является носителем культуры, что есть настоящая культура и что она значит в обществе человека. Настоящая культурная часть общества - это святые, потому что каждый святой - это друг и подражатель Христа. Частью культуры мы считаем и это здание, и стадионы, и театры. Художник, который пишет картины - тоже представитель культуры. Но не забывайте, что все это, как и люди, которые этим занимаются, в один день прекратит свое существование. Все мы, и лучше художники, и лучшие актёры, - все мы уйдём. Единственное знаю то, что наверняка случится в будущем, это то, что мы все уйдем когда-нибудь.

А что остаётся навечно? Тот, кто с Богом подружился. И в первую очередь это святые. На них мы должны равняться. Поэтому должны начать читать их жития. В первую очередь начать читать житие того святого, чье имя носим. И кстати, одним из плодов тех времен, о которых говорил владыка во вступительном слове, было то, что коммунисты перенесли акцент на дни рождения, а до этого больше праздновались именины, то есть день памяти того святого, имя которого носим. Конечно радостью является и день рождения. Но Церковь должна делать всё, чтобы люди больше значение придавали не дню рождения, а именинам.

Раньше, когда крестили человека, то давали ему имя того святого, который в этот день праздновался, и поэтому именины были двойным праздником. Во-первых, днем памяти того святого, имя которого носим. Во-вторых, самое существенное, то что в этот день мы родились не телесно, а духовно. А эта духовная жизнь уже не заканчивается никогда.

Первое, что мы должны понять, то что в Церкви нам будет дано нужное. Человек был создан по образу Божьему, как сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Вся Троица тогда высказала свое благоволение касательно создания человека. А значит, все мы - иконы Бога. Поэтому сегодня в здании Правительства я сказал: «Сейчас на нас со всех сторон давят, чтобы мы забыли о духовной стороне нашего естества и то, что мы - духовные существа».

Почему мы любим человека? Не знаю, задавали этот вопрос или нет. Иногда, увидев человека в первый раз, мы располагаемся к нему или нет. Что нас заставляет его любить или не любить? Его внешний взгляд. А что такое внешний взгляд человека? Внешний взгляд внешний, вид человека - это внешний образ, внешняя картина его внутреннего состояния. Не можем сказать, что взгляд человека - это глаза или нос, или что-либо отдельное. Есть выражение лица и у человека без глаз. То есть, сам взгляд человека показывает, что он не только тело, но в первую очередь дух.

Есть такие слова: «У кого сердце радуется, у того и лицо цветет». В чём причина того, что позитив человека может передаваться и другому? Когда человек исцеляется в лоне Церкви, может и других делать счастливыми. Церковь - это большая больница. В Ней, как и в обычных больницах, есть приёмная, есть ортопедический отдел, есть кардиологический отдел, в который я тоже хожу, есть реанимация. Единственная разница больницы Церкви от других больниц то, что в нашей больнице даже в морге есть надежда. То, что нас утешит, даст надежду, ободрит - это исцеление нашей души в лоне Церкви, если мы будем включены в церковную жизнь и соблюдать ту духовную терапию, которая нам предлагается.

Человек создан для того, чтобы переживать вечность и в этой жизни. А как возможно жить опытно вечностью? Когда правильной духовной терапией очищается сердце человека, тогда у него появляется возможность видеть Бога. Поэтому и Христос в первосвященнической молитве говорит Своему Отцу: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и Посланного Тобою Иисуса Христа». Есть врачи между Вами? Когда больной приходит к врачу, чего он хочет от него? Хочет исцелиться, хочет быть здоровым. Не хочет умереть, хочет жить. Внутрь человека заложено желание не умирать. Когда у нас есть возможность победить смерть? Когда начинаем переживать опытно эту вечность внутри себя, тогда уходит страх смерти.

У нас был учитель, старец Иосиф, человек добродетельный. Когда в последние годы я его спрашивал, как у него дела, он отвечал: «я жду поезда, а поезд не приходит». Человек желал умереть не потому, что хотел уйти из жизни, и не потому, что у него было психологическое расстройство. В первый раз, я Вам признаюсь, видел человека, который буквально пламенно желал умереть из-за большой любви к Богу. И это потому, что он в сердце уже жил вечностью.

И возвращусь к тому, с чего начал. Бог Вас поставил жить в тех местах, которые внешне может быть не такие красивые. Вы на это особо не обращайте внимания. Психологи говорят, что чем однообразнее среда, тем больше человек падает в меланхолию. Это не так. Это можно преодолеть. Только должен быть у Вас в сердце свет, а свет этот - Христос. Этот свет - Личность.

Апостол Павел прежде чем стать учеником Христовым был врагом Церкви. Когда он однажды из Иерусалима переезжал в Дамаск, его ослепил свет. Павел спросил: «Кто Ты, Господи?» И Свет ответил: «Я - Иисус, Которого ты гонишь». Этот настоящий Свет, Который просвещает каждого человека, приходящего в мир, нужно стяжать в своих сердцах. Тогда начнем исцеляться, начнем успокаиваться, тогда приобретам внутренний мир и почувствуем в своем сердце полноту. Всё это делает Христос. Ему слава во веки!»

В продолжение встречи отец Ефрем ответил на вопросы, заданные присутствующими в формате свободного микрофона.

Участники беседы поговорили об отношении к России и Православию в западных странах, о преподавании Основ православной культуры в школе, о воцерковлении молодежи, а также на духовные темы, такие как различение воли Божией от воли человеческой, послушание духовнику, жизнь в браке с неверующим супругом и др.

В завершение встречи архимандрит Ефрем передал в дар библиотеке малый список иконы Божией Матери «Всецарица», принесенный из Афона.

Пресс-служба епархии