Новости Магаданской и Синегорской епархии

Источник информации: Магаданская епархия
9 Декабря 2018
9 декабря 2018

09 декабря, в 28-ю Неделю по Пятидесятнице, день памяти преподобного Алипия Столпника, архиепископ Магаданский и Синегорский Иоанн совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Магадана.

Его Высокопреосвященству сослужило духовенство епархии.

За Божественной литургией архиепископ Иоанн совершил хиротонию Романа Мильченко во диакона.

Пресс-служба епархии

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО АЛИПИЯ СТОЛПНИКА

Пре­по­доб­ный Али­пий Столп­ник ро­дил­ся в 522 го­ду в г. Адри­а­но­по­ле в Па­фла­го­нии. Родители святого Алипия были благочестивыми христианами. Когда почил его отец, мать не стала выходить замуж вторично и осталась честной вдовой, все дни свои проводя в посте и молитве. Сына своего она также посвятила на служение Богу и вручила Адрианопольскому епископу блаженному Феодору. Тот его научил добродетельной жизни и Божественному Писанию, а впоследствии посвятил в сан диакона. Духом уразумев благодать Божию, почившую на отроке, епископ сильно полюбил его и начал обучать Божественному Писанию.

Спустя некоторое время, Алипий возжелал уединенной жизни, чтобы в безмолвии одному усерднее служить Богу и наслаждаться непрестанным Богомыслием. Это желание сердца своего он открыл своей праведной матери, которая не отходила от церкви, и в посте и молитве день и ночь совершала свое служение Богу:

– Я хочу пойти на восток, – сказал он ей, – потому что я слышал, что там, в пустынях, живет в безмолвии много святых отцов; я поселюсь с ними и, взирая на их богоугодное житие, постараюсь, с Божьей помощью, подражать их добродетельной жизни. Ты же, мать моя, молись обо мне, чтобы Господь, по Своей святой воле направил мой путь и чтобы Ему было угодно мое начинание.

Нисколько не огорчаясь разлукой с сыном, мать подняла к небу свои руки и, после усердной молитвы к Богу, благословила его и отпустила с миром. Не сказавшись никому, кроме матери, святой Алипий покинул родной Адрианополь и, горя божественным желанием, устремился в путь, как стремится олень к источнику водному. Известие об его уходе сильно опечалило епископа Феодора, клир и мирян, лишившихся в нем доброго согражданина, который украшал Церковь Божию примером своей добродетельной, ангельской жизни, и приносил многим из верных чад ее большую пользу. Епископ тотчас же разослал повсюду на поиски святого своих слуг которые, спустя немного времени, нашли его в Евхаите в день празднования памяти святого мученика Феодора. Только с большим трудом, прибегая, – то к мольбам, то к угрозам, удалось вернуть его обратно в отечество. Возвратившись в свой дом, святой Алипий сильно скорбел о неудавшемся путешествии и неисполненном желании. Но Бог утешил его печаль необычным явлением. Ангел Божий явился ему в видении и сказал:

– Не скорби, Алипий, о возвращении с желанного пути, но твердо знай, что свято всякое место, которое избирает любящий Бога человек для благочестивой и богоугодной жизни.

Утешенный этим видением, Алипий перестал скорбеть и продолжал свою жизнь, прилежно подвизаясь и служа Богу. Однако его не оставляло желание уединиться в каком-нибудь пустынном месте. Поэтому он много раз выходил из дому и обходил окрестные горы, поля и леса, ища места, удобного для богомыслия. Поднявшись однажды на гору, расположенную к югу от города, он нашел на ней высокое и живописное место, удаленное от городского шума и суеты. Оно понравилось ему и, принеся орудия для копания, он вырыл себе тут колодец. При этом, он не столько работая заступом, сколько устами прилежно молясь Богу, извел из земли воду. Окончив этот труд, святой Алипий пошел к епископу, прося разрешить ему поселиться там и построить церковь. Епископ, хотя и не возбранял ему исполнить это желание, однако тайно послал слуг завалить источник большими камнями и засыпать его землей: ему не хотелось, чтобы блаженный поселился на этом месте, так как гора была очень высока и почти неприступна для всякого, кто бы пожелал посетить святого, и притом находилась далеко от города; епископ желал, чтобы Алипий поселился ближе к городу и в более удобном месте. Найдя свой источник засыпанным, блаженный покинул эту гору и стал искать себе другое место в окрестностях города,

Перед самым городом была расположена пустыня, в которой в древние времена язычники-эллины хоронили своих покойников. Пустыня была населена легионами нечистых духов; вследствие этого все боялись того места и никто не мог пройти через него по причине ужасов, наводимых бесами. Заметив, что все избегают этой пустыни, блаженный Алипий поселился там в одном из гробов; над гробом стоял каменный столп, а на столпе идол. Сокрушив идола, как глиняный сосуд, преподобный воздвиг на его месте честный крест. Таким образом, нисколько не боясь ужасов бесовских и нападений, он начал там жить, далеко прогоняя от себя бесовские полки оружием креста и стрелами своих молитв. Однажды во время сна святому Алипию предстали в видении два честных мужа, облеченных в священнические ризы и сказали ему:

– Зачем ты так долго заставил нас ждать тебя здесь, человек Божий? Если ты тот Алипий, которому предназначено от Бога освятить это место и умножить на нем славословие Божие, то приступи немедля к тому делу, которое тебе подобает совершить.

Проснувшись, преподобный удивился словам виденных им мужей, недоумевая, кто они такие, и что ему надлежит совершить на этом месте, чтобы умножить славословие Богу. Вскоре после этого епископу Адрианопольскому Феодору понадобилось для чего-то съездить к царю, и святой Алипий должен был сопровождать его в качестве клирика. Против своего желания и подчиняясь лишь воле епископа, он отправился в путь и проводил его до Халкидона, где епископ намеревался сесть на корабль, чтобы отплыть в Царьград.

Но вскоре епископ Феодор потребовал его снова к себе для диаконского служения и отправился в Халкидон. Не без скорби покорился Алипий воле епископа, но Господь его утешил дивным видением. В Халкидоне Алипий вошел помолиться в одну церковь на берегу моря и, молясь, задремал. В тонком сне ему явилась прекрасная, как солнце, девица и сказала:

– Встань скорее, Алипий!

Изумленный ее красотой, Алипий спросил ее:

– Кто ты, госпожа, и почему велишь мне скорее встать?

– Я Евфимия, раба Христова и мученица, – ответила она. – Встань и, если хочешь, пойдем в твое отечество! По воле Божией я буду твоей спутницей и помощницей.

Когда святая мученица произнесла эти слова, Алипий проснулся и не увидал никого перед собой, но сердце его было полно духовной радости. Он понял, что Бог хочет его возвращения к безмолвию. Поэтому, оставив епископа, он вернулся в отечество, сопровождаемый невидимой помощью и молитвами святой великомученицы Евфимии, чудный образ которой и сладкую беседу он всё время хранил в сердце своем и радовался духом.

Возвратившись в свою пустыню, он построил там церковь во имя великомученицы и в ней положил обретенные им нетленные мощи двух неизвестных святых.

Но по освящении храма в него стали приходить люди из города, нарушая безмолвие преподобного. Тогда он построил себе столп, высокую башню, на который и взошел, подобно Симеону Столпнику. Он провел так 53 года, стоя под открытым небом днем и ночью, зимой и летом, мужественно терпя холод и зной, дождь и снег. Нечистые духи долго нападали на святого Алипия, но, побежденные его терпением, смирением и молитвой, наконец отступили и оставили те места.

К святому приходило много людей послушать душеполезную проповедь, получить совет или исцеление от недуга. Со временем при столпе его даже образовались мужской и женский монастыри, которыми руководил сам Алипий, наставляемый Святым Духом.

Он был настолько угоден Богу, что его еще при жизни часто озарял неземной свет, над головой Алипия являлся огненный столп, достигавший облаков и озарявший окрестности. Преподобный совершил много чудес: исцелял больных, изгонял бесов и предсказывал будущее.

В 626 году, за 14 лет до кончины его, ноги были поражены лютой болезнью, так что он уже не мог стоять и до самого своего преставления лежал на одном боку. Когда же ученики преподобного хотели перевернуть его, он не позволял им, но с радостью терпел муку, благодаря Бога, к Которому и отошел в свое время.