Новости Магаданской и Синегорской епархии
Рождественское послание архиепископа Магаданского и Синегорского ИОАННА
Рождественское послание
Архиепископа Магаданского и Синегорского
Иоанна
духовенству, монашествующим и мирянам
Магаданской епархии
Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе,
да поет же имени Твоему, Всевышний
Пс. 65, 4
Возлюбленные о Господе всечестные отцы,
боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Сердечно поздравляю вас со светлым и спасительным праздником Рождества Христова!
В эту святую ночь мы снова переживаем великую радость обретения миром своего Спасителя. Для каждого из нас эта ночь так же незабываема и торжественна, как и две тысячи лет назад. Ведь именно тогда свершилось величайшее в истории человечества и судьбах мира событие.
Вся многовековая история до пришествия Сына Божия сопровождалась мучительными скитаниями ради обретения истины и смысла жизни. Люди искали правильный жизненный путь, идеал, духовную красоту. И в тот момент, когда человечество собственными усилиями достигло предела своих духовных исканий, в убогой Вифлеемской пещере совершилась «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16).
«Всемогущий Сын Божий, – пишет святитель Лев Великий, – все наполняющий и все содержащий, равный во всем Отцу и совечный в одной сущности с Ним, ради освобождения от оков смерти и греха принял в Себя человеческую природу, и Творец, а также Господь всего, удостоился стать одним из смертных» (Слово на Рождество Христово).
Боговоплощение стало началом и основанием восстановления теснейшего союза человека с Богом, а в Нем и восстановления целостности человеческого естества, его обожения. «Я есмь путь и истина и жизнь, – говорит Спаситель, – никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). На вере в Боговоплощение зиждется все мировоззрение христианства, вся его духовная жизнь, все его чаяния и упования, его спасение.
Праздник Рождества – это также свидетельство беспредельной милости нашего Создателя. «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть чадами Божиими» (1 Ин. 3, 1), – говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов.
Как же, при каких обстоятельствах произошло это великое и дивное событие?
Не в роскошных царских чертогах, не в пышности, богатстве и знатности явился на земле Сын Божий, а в убогом вертепе, и вместо детской колыбели положен был в яслях. Всю жизнь Свою на земле Он провел, «не имея, где главу приклонить» (Мф. 8, 20). И, преследуемый злобой недоброжелателей, Он, оставленный даже Своими ближайшими учениками, был предан позорной смерти, будучи пригвожден ко Кресту.
Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2, 7–8). Уже самое вочеловечение и пришествие в мир Сына Божия, как мы видим, было запечатлено глубочайшим смирением, какое только можно себе представить.
Поэтому Рождество Христово есть также и праздник Божественного смирения, являющего нам одну из главных христианских добродетелей, без которой невозможно получить спасение.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Видишь спасительную тайну: Безначальный, Бесконечный, Всесильный Бог и Творец для твоего спасения, для исцеления твоей гордости, неверия, непослушания, лукавства Себя умалил, чтобы тебя научить высокотворному смирению, чтобы тебя научить кротости, послушанию, терпению, незлобию, милосердию и состраданию. Видишь, как Он учит тебя собственным примером, и не только учит, но и все силы Божественные готов подать тебе, чтобы ты совершенно изменился к лучшему и возвратил себе все драгоценные черты образа Божия: простоту и детское незлобие, кротость, смирение и послушание, твердую и непоколебимую веру в Бога и его дела, чтобы ты оставил лукавое неверие, кичение, превозношение, шатание мысли, самоволие, хищение, убийства. Посмотри, что ныне творится вокруг нас, на кого стал похож человек, именующийся христианином? Не на лютого ли зверя, терзающего и пожирающего жертву свою?» (Слово на день Рождества).
И действительно, в мире по-прежнему есть любовь к Богу и сострадание людям, но есть и сатанинская ненависть к Творцу и Его творению; существует стремление людей к единению на основе духовных и нравственных ценностей, но есть и противодействие этому стремлению, как скрытое, так и явное.
В ушедшем 2020 году всем нам пришлось пройти через серьезные испытания. Человечество столкнулось с трудностями, вызванными глобальной пандемией COVID-19. До сих пор многие продолжают испытывать смущение и тревогу. И более чем когда-либо нам кажется, что мы живем в оставленном и забытом Богом мире. Но Спаситель Христос обращается к каждому из нас словами «Не бойся, только веруй!» (Мк. 5, 36). В спящем в яслях Младенце мы видим, что Бог пришел к нам и находится с нами, что Он пришел разделить с нами земную жизнь со всеми ее радостями и горестями. Не будем же допускать мысли, что Господь оставил и забыл нас. Какие бы скорби ни посещали нас, мы должны помнить, что Он всегда с теми, кто с верой и надеждой прибегает к Нему за помощью.
Отмечу, что в истории нашего Отечества немало примеров того, как наш народ, возложив свое упование на Бога, преодолевал трудности, достойно выходил из самых непростых испытаний.
В 1830 году, когда Россия переживала эпидемию холеры, святитель Филарет, митрополит Московский, регулярно совершал молебны «о предохранении от губительной болезни» и не раз ради предотвращения паники обращался к пастве с наставлениями:
«Примечайте спасительное действие покаяния. Примечайте необходимость молитвы во время общественных бедствий, и в особенности пользу молитвы, приносимой торжественно пред алтарем.
Не смотрите большими глазами страха, которые обыкновенно видят то, чего нет, и не видят того, что есть…
Исторгнем из сердец наших корень зол, сребролюбие. Возрастим милостыню, правду, человеколюбие. Прекратим роскошь. Откажем чувственным желаниям, требующим ненужного. Возлюбим воздержание и пост. Облечемся, если не «во вретище», то в простоту... Презрим забавы суетные, убивающие время, данное для делания добра. Умножим моления, тайные на всяком месте и во всякое время, общественные, по руководству Святой Церкви. Употребим внимательно, благовременно, благонадежно, всегда благотворное и всецелебное врачевство, мирную, бескровную жертву, приобщением Пресвятого Тела и Крови Христовы», – писал святитель.
Отрадно, что в период пандемии общество обратило особое внимание на наиболее уязвимые группы населения: пожилых, одиноких больных, малообеспеченных и безработных.
Кризисная ситуация заставила усилить работу по церковной благотворительности и социальному служению. Так, сотрудниками и волонтерами общественного движения «Колыма — За Жизнь», учрежденного епархией и действующего при ее поддержке, была оказана материальная, социальная и духовная помощь многим нуждающимся жителям области.
Активизировали и усилили свою деятельность и другие благотворительные организации. На нужды населения отозвались многие благодетели и добровольцы.
Напомню, забота о ближних, как и во все времена, остается неотъемлемой частью духовного делания всякого православного христианина, стремящегося нелицемерно воплощать в своей жизни образ отношения к людям, заповеданный нам Спасителем.
Дорогие братья и сестры! Такие христианские и общечеловеческие ценности, как любовь и радость, сострадание и терпение, добро и милосердие, мир и взаимопонимание, особое значение обретают и в эти святые дни. Постараемся же разделить радость этого праздника со всеми нашими ближними, и особенно с теми, кто нуждается в нашем внимании и заботе.
Будем молиться, чтобы наступающий год был мирным, созидательным и благополучным для Святой Христовой Церкви и нашего богоспасаемого Отечества.
Еще раз сердечно поздравляю всех вас с великим и мироспасительным праздником Рождества Христова и новым, 2021 годом. Да сопровождают нас на всех жизненных путях «благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа» (1 Кор. 13, 13).
С Рождеством Христовым и Новолетием!
+ Иоанн,
архиепископ Магаданский и Синегорский
Рождество Христово
2020/2021 г.