Новости Магаданской и Синегорской епархии
Архиерейское служение в Неделю вторую Великого поста
28 марта, в Неделю вторую Великого поста, в день памяти святителя Григория Паламы, архиепископ Магаданский и Синегорский Иоанн совершил Божественную литургию в храме новомучеников и исповедников Церкви Русской (нижнем храме Свято-Троицкого кафедрального собора города Магадана).
Его Высокопреосвященству сослужило духовенство собора.
По окончании Литургии архипастырь обратился к молящимся с проповедью, посвященной памяти святителя Григория Паламы и его учении о духовном просвещении:
«Сегодняшнее воскресенье именуется Неделей святителя Григория Паламы, святого XIV века, очень значимого для Православной Церкви за раскрытие учения о практике исихазма в монашеской жизни, которое в той или иной степени воплощается в жизни любого мирянина.
Для каждого из нас, и не только для монахов, долгом является стяжание божественной благодати Духа Святого, то есть обожествление. И каждый должен быть не просто приличным человеком, соблюдающим какие-то человеческие законы и нормы морали, но также и человеком, стремящимся стать святым. Поэтому христианин, мирянин или монах, должен хотя-бы раз в год особенно задуматься об «учении о нетварном свете» – благодати Божией, которая изложена и деятельным житием, и богословскими трудами великого Фесалонитского пастыря – Григория Паламы.
Он родился в самые последние годы XIII столетия. Со своими знатными родителями был вынужден бежать от турков из Малой Азии в Константинополь. Там, при дворе императора Андроника II Палеолога, его отец занял высокую должность. Будущий святитель, рано осиротел, и под опекой самого императора продолжил воспитываться при дворе, получил блестящее по тому времени образование. Однако в возрасте 20 лет, отвергнув служение в государственной деятельности, он счел для себя самым правильным удалиться на Святую Гору Афон, где подвязался в Ватопедском и других монастырях. Некоторое время был настоятелем монастыря Эсфигмен.
На Афоне он провел несколько десятилетий, в продолжение которых занимался «умным деланием» - практикой непрестанной молитвы. Суть этого делания впоследствии была раскрыта в спорах святителя Григория с ученым монахом Варлаамом из Калабрии.
Согласно учению святителя, «Бог, недоступный для человека в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны к человеческому восприятию, как Фаворский свет, осиявший апостолов во время Преображения. Эти энергии не являются ни чувственными, ни сотворенными».
Этим божественным энергиям человек приобщается и ими озаряется в познании Бога. Их человек усваивает не естественными собственными достижениями, но непосредственным действием Божией силы – благодати.
И призвание «быть совершенными, как Совершенен Отец наш Небесный» относится не только к доброделанию, но также и к этой форме подвижничества.
Святителю Григорию пришлось немало претерпеть за отстаивание этого учения «о нетварных энергиях», вплоть до извержения из сана и заточения. Однако был в последствие оправдан и восстановлен в служении.
Долгом для каждого человека является молитва. К тому же, Священное Писание призывает нас: «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5:17). Именно поэтому в православной традиции и используется практика постоянной молитвы словами всем нам известной молитвы Иисусовой, распространенная не только у монахов, но и у многих мирян.
Будем и мы, следуя этому призыву, стремиться всегда пребывать в молитвенном общении с Богом», - сказал в своем слове Высокопреосвященный владыка.
Пресс-служба епархии