Новости Магаданской и Синегорской епархии
Митрополит Волоколамский Иларион: Работа в церковном учреждении — это тоже служение Церкви
11 сентября 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой.
Е. Грачева: Здравствуйте! Это время программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24». Свои вопросы мы задаем председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Е. Грачева: Владыка, до выборов в Государственную Думу остается всего лишь неделя. Только треть россиян, согласно свежему опросу ВЦИОМ, считают дебаты важным этапом подготовки выборов в Госдуму. Речь идет о телевизионных дебатах. Более половины респондентов (58%) заявили, что дебаты — не более, чем шоу. Как Вы относитесь к политическим дебатам? Смотрите ли Вы их?
Митрополит Иларион: Я, как правило, не смотрю политические дебаты, во-первых, по недостатку времени, во-вторых, потому что на дебатах люди очень часто кричат, перекрикивают друг друга и иногда даже непонятно, о чем они говорят. Я думаю, что политический процесс, конечно, предполагает и дебаты, и то, что публика должна участвовать в этих дебатах, но, прежде всего, все-таки каждый человек, который пойдет голосовать, должен для себя определить, кто из политических лидеров, какая из политических партий ему симпатична и сделать свой выбор в соответствии с голосом своей совести.
Мы в Русской Православной Церкви никогда не участвуем напрямую в политической борьбе. Мы никогда не говорим нашим верующим: голосуйте за ту или другую партию. Единственное, о чем мы стараемся напоминать — о том, что мы как Церковь заинтересованы в стабильности в нашем государстве, в сохранении прочного гражданского, межконфессионального и межнационального мира. Поэтому ту политическую силу, которая прилагает свои усилия к тому, чтобы этот мир сохранялся, упрочивался, мы будем поддерживать. Если есть несколько таких политических сил, то мы их всех будем поддерживать.
Е. Грачева: Министр иностранных дел России Сергей Лавров выступал в Волгограде перед студентами и рассказал, что «Русская Православная Церковь находится под серьезным давлением со стороны Соединенных Штатов Америки, цель которых — пошатнуть единство Православных Церквей». По-Вашему, владыка, есть сегодня какие-то механизмы у Русской Православной Церкви, чтобы это вмешательство иностранных государств, о котором говорит Сергей Лавров, остановить?
Митрополит Иларион: Давайте посмотрим на то, что происходит в мире, и на плоды внешнеполитической деятельности Соединенных Штатов. Очень часто, к сожалению, в американской политике применяется известный принцип «разделяй и властвуй», то есть ставка делается на то, чтобы разделить народ, углубить конфликт. Мы видим это и на Ближнем Востоке, и на Украине.
Конечно, Русская Православная Церковь как сила, которая по самой своей природе призвана консолидировать людей, в том числе в разных странах, которая призвана объединять, а не разъединять, является для Соединенных Штатов, хотим мы этого или не хотим, геополитическим противником. Поэтому в Соединенных Штатах существует мнение о том, чтобы Русскую Православную Церковь ослабить, ее нужно расчленить. Собственно, этот заказ и был выполнен Константинопольским Патриархом Варфоломеем, когда он вторгся в Украину. Он отработал этот заказ по полной программе.
Сегодня украинское общество разделено не только по языковому признаку, признаку политической ориентации, но и по религиозному признаку. Патриарх Варфоломей обещал исцелить раскол, но вместо исцеления раскола произошло его углубление. Он обещал объединить православных верующих, но вместо объединения произошло дальнейшее разъединение, поляризация. Пользуясь принципом «разделяй и властвуй» невозможно достичь ни объединения, ни консолидации. Русская Православная Церковь на всем постсоветском пространстве играет консолидирующую роль. Даже в той ситуации, когда между государствами возникают конфликты, Церковь продолжает объединять людей. Вот почему она является бельмом на глазу у тех политиков, которые пользуются принципом «разделяй и властвуй».
Как на это отвечает Церковь? Она на это отвечает так, как отвечала всегда: она продолжает выполнять свою спасительную миссию, продолжает нести в мир слово Господа Иисуса Христа и продолжает объединять людей. Она продолжает напоминать им о любви, о вере, о том, что на разделении невозможно построить прочный гражданский мир, а самое главное — она напоминает им о том, что помимо материальных ценностей в жизни человека есть и духовные ценности. Она каждому человеку открывает то измерение в жизни, которое открывается только благодаря общению человека с Богом.
Е. Грачева: Между тем мировые СМИ продолжают обсуждать приходящие новости из Афганистана. Каждый час на фоне сообщения о терактах, на фоне массовой эвакуации населения почти незамеченной осталась новость об одном из первых решений талибов* (*«Талибан» — запрещенная в РФ террористическая организация) после прихода к власти, а именно — они запретили музыку, объявили, что она противоречит исламу. Вопрос к Вам как богослову и музыканту в одном лице: что на это можно было бы возразить?
Митрополит Иларион: Я думаю, вопрос следовало бы задать нашим исламским богословам. Мне не кажется, что музыка запрещена в исламе как в таковом. Может быть, она запрещена в радикальном исламе, но я надеюсь, что наши мусульманские лидеры смогут разъяснить этот вопрос. Насколько мне известно, в российском исламе музыка никогда не запрещалась.
А если ответить мне как музыканту на Ваш вопрос, то я думаю, что запрещать людям слушать музыку — это все равно, что запрещать им пить воду. Можно, наверное, обойтись без воды, можно научить людей пить что-нибудь другое вместо воды и тем самым поддерживать жизненные силы организма, но музыка — это настолько естественная и неотъемлемая часть человеческого бытия, что мне трудно представить, как человек может жить вообще без музыки. Конечно, у людей очень разные музыкальные вкусы: одни слушают классическую музыку, другие — эстрадную, третьи — рэп, но так или иначе, людям без музыки обойтись трудно. Это очень важная составляющая жизни человека.
Мне кажется, задача религии вообще заключается не в том, чтобы обеднять жизнь человека, а в том, чтобы ее обогащать. Я не берусь говорить за ислам, потому что, опять же, пусть наши мусульманские братья об этом расскажут. Но если говорить, например, о христианстве, то мы видим, какое колоссальное влияние оказало христианство на развитие культуры. Не только на развитие человеческой нравственности, духовности, но и на развитие культуры. Сюда входит и живопись, и архитектура, и поэзия, и литература, и музыка. Христианство дало колоссальный толчок развитию человеческой культуры. И до сих пор мы пользуемся плодами того, что было создано на почве христианской культуры. Поэтому, конечно, очень жаль тех людей, которые, живя в Афганистане, будут лишены возможности слушать музыку. Но, к сожалению, это не самое худшее, чего можно опасаться в связи с приходом к власти талибов* (*«Талибан» — запрещенная в РФ террористическая организация).
Е. Грачева: Тем временем, в Евросоюзе ЕС объявил о вакцинации от коронавируса 79% взрослого населения. Иными словами, объявил о полной вакцинации. Фактически это означает отмену всех ограничений на путешествия внутри Евросоюза. Нашу вакцину «Спутник» там до сих пор не признают. Многие россияне все равно кривыми маршрутами, но этим летом пробирались на европейские курорты. Верите ли Вы, что наш «Спутник» скоро официально признают или все равно Вы усматриваете здесь политическое решение — так долго тянуть с признанием нашей вакцины?
Митрополит Иларион: Тот факт, что в Евросоюзе не признают российскую вакцину, вызван исключительно политической конъюнктурой и не имеет никакого отношения к реальности. Я думаю, это связано с тем, что на всех уровнях в странах Евросоюза создаются искусственные препятствия для взаимодействия с Россией, чтобы российские граждане приезжали в страны Евросоюза. Если будет признание российской вакцины на Западе, то это произойдет одновременно или почти одновременно с признанием западных вакцин в России, потому что, скорее всего, это будет взаимовыгодным и взаимоприемлемым политическим решением. Но если говорить в целом о вакцинации, то я думаю, что 70% — это очень хороший показатель, который должен привести к тому, что в странах Запада пандемия пойдет на спад и рано или поздно прекратится. Я думаю, когда мы достигнет такого же показателя, она у нас пойдет на спад.
Я очень часто слышу от наших прихожан: когда же все это закончится? Я думаю, что ответ на этот вопрос могут дать наши эпидемиологи, наши органы здравоохранения, а они сейчас в один голос говорят: это все закончится или пойдет на спад тогда, когда 70 или более процентов населения получат прочный иммунитет к коронавирусу. А иммунитет происходит прежде всего благодаря прививкам. Мы пока еще далеки от этого уровня, поэтому можно предвидеть, что пандемия у нас будет продолжаться и дальше.
Е. Грачева: Владыка, в завершении хотелось бы попросить Вас прокомментировать одну столичную новость. В подземке мужчина в облачении священника просил милостыню у пассажиров, а кто ему отказывал давать деньги, тех он грязно оскорблял. Конечно, это сняли на видео, распространили в соцсетях. Сейчас это активно комментируют. Церковь как-то реагирует на подобных самозванцев? Как отличить истинного священника от ложного? Нужно ли, например, заявлять на таких в полицию?
Митрополит Иларион: Я думаю, что на таких можно и нужно заявлять в полицию, а священника истинного от ложного отличить очень просто. Есть слова Господа Иисуса Христа: «по плодам их познаете их» (Мф. 7:16). Настоящие священники не сидят и не просят милостыню. Они занимаются своим священническим делом. Они за это получают вознаграждение. А вот разного рода самозванцы, которые надевают на себя священнические облачения, кресты, при этом не имея рукоположения в священный сан, конечно, могут совершать всякого рода подобные деяния. Они могут просить милостыню. Есть даже случаи, когда лжесвященники предлагают совершить те или иные священнодействия, например, отпеть покойника или освятить машину. Здесь, конечно, православным верующим нужно быть очень внимательными. Нужно всегда обращаться в храмы. Не в какие-то непонятные заведения и структуры, а в храмы, где священники истинные, а не ложные, не самозванцы; туда, где всегда пойдут на встречу всякому человеку.
Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что ответили на наши вопросы.
Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: В Евангелии от Матфея есть две фразы: «когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6)» и «кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32-33). Как быть в такой ситуации, рассказывать ли слабо верующим о Боге или нужно тайно веровать?
Митрополит Иларион: Господь Иисус Христос говорит здесь о двух разных вещах. В первом случае говорит о том, что молитва не должна быть демонстративной и показной, как это имело место в практике фарисеев, которые останавливались на улицах, начинали молиться для того, чтобы люди их восхваляли. Мы ничего не должны делать напоказ. Не только молиться, но и милостыню мы не должны давать напоказ. Об этом Христос говорит: «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6:3), потому что если ты получишь награду от людей, если ты получишь от них похвалы, то ты лишишь себя награды от Бога.
Во втором изречении, которое Вы процитировали, Господь говорит о публичном исповедании веры в Него. Это то, к чему всегда призывала Церковь. Мы говорим о том, что Господь Иисус Христос создал Церковь не только для домашнего употребления. Есть, конечно, ситуации, когда люди должны хранить втайне свою христианскую веру для того, чтобы сохранить свою жизнь. Как, например, в советское время очень многие люди веровали тайно: они ходили в церковь, но этого не афишировали и это всячески скрывали. Или как сейчас в некоторых мусульманских странах, христианам приходится скрывать свою веру. Но в нашей стране нет никакой необходимости скрывать свою веру, а рассказывать неверующим и слабоверующим людям нужно в том случае, если они готовы Вас услышать. Здесь Вы сами должны почувствовать: хочет человек от Вас услышать слово о вере или не хочет. Если не хочет, то и не говорите. А если чувствуете в нем готовность Вас услышать, то говорите.
Вопрос: Несколько лет я интересуюсь христианством, читаю книги о Православии, в том числе и Ваши. Есть интерес к Православию, стараюсь соблюдать по мере возможности заповеди, но дальше этого дело пока не идет. Молиться как-то стыдно, хотя и понимаю, что так быть не должно. Стыд вызывает не сама молитва, а скорее неумение молиться. Хочется стать верующим, но чувствую, что настоящей веры пока нет. Как поступить в такой ситуации?
Митрополит Иларион: Мне кажется, что без молитвы вера не может быть полноценной, потому что молитва — это общение с Богом. Для того, чтобы общаться с Богом, не надо чему-то учиться или что-то уметь. Все, что необходимо, придет само. Когда вы общаетесь с интересным для Вас человеком, то не задаете себе вопрос: как с ним общаться, что спрашивать. Вы начинаете задавать вопросы и получаете ответы. С Богом можно общаться точно так же. Совершенно необязательно для того, чтобы общаться с Богом, знать церковнославянский язык или какие-то особые правила. Просто начните обращаться к Богу своими словами. Самыми, может быть, краткими молитвами обращайтесь к Нему и просите у Него помощи.
А для того, чтобы научиться молитве, существуют очень простые пособия. Они называются «Православный молитвослов» и содержат в себе те молитвы, которые были составлены в древние времена святыми. Если Вы научитесь читать эти молитвы не просто механически и не понимая смысла, но вкладывая в их содержание свои собственные мысли и чувства, то постепенно через такое чтение Вы научитесь молитве. А молитва – это основа духовной жизни, потому что через молитву мы осуществляем непосредственную живую связь с Богом. Через молитвы мы задаем Ему вопросы и получаем от Него ответы.
Вопрос: Иисус Христос говорил, что тот, кто женится на разведенной, прелюбодействует. Однако наша Церковь венчает второбрачных. Почему?
Митрополит Иларион: Наша Церковь совсем не всегда венчает второбрачных, а только при определенных условиях. А именно — в случае смерти одного из супругов или в том случае, если одна из сторон распавшегося брака оказывается невиновной в этом распаде. В этом случае человек может получить право на второй брак и венчание. А в исключительных случаях и на третий брак.
Вопрос: Не знаю, как мне поступать с православными журналами и газетами, которые я много лет покупала в церковной лавке. Просто выбросить их в дворовый контейнер я не решаюсь. Как быть?
Митрополит Иларион: Я рекомендую Вам завести шредер — это такое приспособление, которое измельчает бумагу. Я регулярно им пользуюсь для своей служебной переписки.
Вопрос: Вы неоднократно рассказывали об интересной и сложной работе, которую осуществляет возглавляемый Вами Отдел внешних церковных связей. Какими качествами должен обладать соискатель на вакансию в Отделе, когда она возникает? Какое необходимо иметь образование, какими иностранными языками владеть?
Митрополит Иларион: Прежде всего, здесь требуется воцерковленность. Мы не берем на работу невоцерковленных людей, потому что человек, который работает в церковном учреждении, должен быть предан Церкви, воспринимать свою работу не просто как работу, а как служение Церкви.
Кроме того, поскольку мы занимаемся в основном международной деятельностью, то здесь действительно в большинстве требуется случаев знание иностранных языков. Это и английский язык, который является сейчас универсальным языком для общения. Для отдельных направлений — это другие языки, например, греческий для общения с целым рядом Православных Церквей, итальянский — для общения с Католической Церковью. Конечно, когда мы принимаем на работу сотрудника, изучаем его биографию, смотрим на то, какими языками он владеет, и предлагаем ему работать на том направлении, на каком он может принести наибольшую пользу в соответствии со своими интересами и компетенциями.
Хотел бы завершить эту передачу словами апостола Павла из послания к евреям: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).
Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь.
Источник: Патриархия.ru