Новости Магаданской и Синегорской епархии
Как родилась Богородица. История для детей
О том, что у Христа есть Мама, мы знаем. А были ли у Иисуса дедушка и бабушка? Были. Дедушку звали Иоаким, а бабушку — Анна. Их упоминают на каждом богослужении в Церкви. Потому что праведные святые Иоаким и Анна оказались достойными стать родителями самой кроткой, смиренной и праведной Дочери в истории человечества.
Милостыня в Назарете
...Анна вышла за ворота. Шумная толпа нищих уже собралась у дома. Женщина стала раздавать деньги: этому — монету, тому — монету, и ещё слепому, и вот этому в лохмотьях, и безногому... К дому Иоакима и Анны нищие и бедняки приходили как на работу. Все знали, что треть доходов супруги раздают бедным, ещё треть отдают в храм и лишь последнюю треть оставляют себе. Мало того, Иоаким приносил двойные дары! Если закон иудеев предписывал отдать в жертву Богу козла или овцу, то Иоаким жертвовал двух овец или двух козлов! «Что им эта милостыня? — рассуждали попрошайки. — Ничего, не обеднеют! Иоаким сам — из царского рода, Анна — дочь священника, дом у них большой, зажиточный. Наверняка сокровищ — полные сундуки! Пусть делятся, богатеи!» На самом деле несметных фамильных сокровищ от именитых и богатых предков у Иоакима и Анны не было. Да, супруги не бедствовали, но и в роскоши не купались. Тем не менее их благотворительность в Назарете им уже вменяли в обязанность.
— Эй, смотрите-ка! — визгливый голос толстой соседки, жены лавочника, заставил Анну оглянуться. — Иоаким и Анна опять показывают, какие они милостивые!
Напротив ворот, подбоченясь, стояли три женщины с кувшинами и насмешливо смотрели на Анну. Анна поклонилась им, приветливо улыбнулась. Те поджали губы, хмыкнули и отвернулись. Зашептались нарочно громко, чтобы Анне было слышно:
— Зря стараются! Всем в Назарете понятно, что в своем доме они втайне делают что-то дурное!
— Верно говоришь, кума! Подавай не подавай милостыню, но если Бог уже пятьдесят лет не даёт им дитя, значит, эти старики так прогневали Бога, что лучше держаться от них подальше!
— Подумайте, сколько детей в наших семьях! Наших мужей Господь любит! А этих грешников проклял! Тьфу!
Толстая лавочница даже на цыпочки привстала, чтобы доплюнуть до ворот Анны. Две другие женщины захохотали, вскинули головы и гордо удалились.
Анна вздохнула, опустила глаза, раздала последние моменты нищим, некоторые из которых тоже хихикали, не скрывали презрения к своей благодетельнице, и вернулась в дом.
Иоаким вышел навстречу жене. Хотел что-то сказать, но заметил в глазах Анны слёзы, и лишь обнял её за плечи. Усадил на ковёр, взял её ладони в свои:
— Не печалься, родная! Будем продолжать молить Бога о милости... Скоро праздник. Я вместе с мужчинами опять поеду в Иерусалим, принесу в храме дары, чтобы умилостивить Бога...
Анна вытерла слёзы, улыбнулась:
— Да, муж мой! Я помогу тебе выбрать дары! Прикажу принести самого лучшего ягнёнка!..
Случай в Иерусалиме
Толпа у Храмовой горы собралась такая, что ждать, пока пропустят даже через первые ворота из нескольких, пришлось несколько часов. Но вот наконец Иоаким добрался до того двора храма, где стоял огромный жертвенник, на котором приносились жертвы Богу.
Иоаким в белых одеждах с белым ягненком в руках встал одним из первых в длинном ряду иудеев, которые тоже пришли на праздник со своими жертвенными животными — голубями и козлятами, телятами и баранами... Некоторые принесли шкатулки с драгоценностями.
Все с волнением ждали выхода распорядителя служб храма — беспокойно переминались с ноги на ногу, перешёптываясь. Иоаким, радостный и воодушевлённый, представлял, как понравится сейчас распорядителю его жертва, которую с такой любовью подбирала Анна...
Вот он наконец — Рувим, служитель храма. Торжественный и важный, подошел Рувим к жертвователям. Остановил взгляд на Иоакиме. Тот почтительно протянул ему ягненка. Служитель нахмурился:
— Иоаким?! Как ты посмел встать прежде других? — голос служителя храма был полон презрения и высокомерия. — Ты не имеешь детей, а значит, и благословения Божия! Видимо, у тебя есть какие-то тайные грехи...
Иудеи, стоявшие рядом, отшатнулись от Иоакима как от прокаженного. Чьи-то крепкие локти толкнули старика в плечо, потом — в бок, и вот уже толпа с ропотом оттеснила несчастного к задним рядам...
Опечаленный уходил Иоаким из святого, но такого жестокого Иерусалима. В слезах он спешил от людей, от позора — в пустыню.
Почему обвиняли несчастных супругов?
Чем же провинились перед иудеями Иоаким и Анна? За что такие поношения и оскорбления? За бездетность. Супруги жили одной семьёй уже пятьдесят лет, и у них не было детей.
Ну и что? Мало ли как складывается у людей жизнь: у кого-то есть ребенок, у кого-то — нет, почему это должно волновать других и тем более считаться позором?
Дело в том, что с глубокой древности многие поколения жителей Израиля ждали рождения Мессии, нового Царя, освободителя от всех бед. Когда молодые люди заключали брак, они надеялись, что именно в их семье появится на свет тот самый долгожданный царь-избавитель. Или хотя бы родится наследник, который доживет до прихода Мессии и встретит Его. Поэтому чем больше детей рождалось в семье, тем благочестивее считались родители — в их роду повышался шанс явить на свет Мессию.
Более того, евреи считали, что после смерти люди попадают в мрачное место — шеол, томятся там. И лишь те, чьи прямые потомки доживут до пришествия Мессии, обретут вечную жизнь. Бессмертие! А если Бог детей не даёт, значит, и бессмертия не дождешься, и супруги чем-то провинились перед Богом так, что Он отвернулся от них.
«Слишком много грешат!» — думали об Анне и Иоакиме люди, жившие рядом, и презирали их. Но супруги не были великими грешниками, они много лет жили благочестивой, праведной, милостивой жизнью, смиренно терпели обиды, оскорбления и лишь продолжали молиться, прося Бога о милости.
Молитва Иоакима и Анны
Иоаким пришел в пустыню. Здесь он поставил шалаш и вновь со слезами взмолился:
— Господи! Чем прогневали тебя я и моя жена? Мы исполняем законы, мы жертвуем бедным, мы молимся... Почему же мы бесплодны?! Бог мой! Я останусь здесь, в пустыне, не буду ни есть, ни пить, пока Ты не снизойдёшь ко мне и не снимешь с меня Своё поношение! Да будет мне едою и питьём молитва!
Свой обет Иоаким исполнил. На сорок дней он остался в пустыне, ничего не ел и не пил, только продолжал молиться.
А что же Анна? Она не знала, что и думать. Муж ушел на праздник в Иерусалим, но не вернулся ни через день, ни через неделю, ни через месяц... Может быть, заболел?.. Или оставил её, бросил?.. А может быть, на него напали?! Посадили в темницу?!.. Нет, муж дал бы ей знать... Значит, его уже нет в живых!
Анна тоже отказалась от еды. На глазах её не просыхали слёзы.
— Горе мне! Это я во всем виновата! Теперь я не только бездетная, но и вдова...
Все отвернулись от Анны. Да она почти и не выходила из дома, ни с кем не встречалась. Рядом оставалась служанка Юдифь, но через некоторое время и она заявила хозяйке:
— Господь отвернулся от тебя и не даёт тебе потомства. И я не стану больше служить тебе, Анна! Прощай!
Несчастная женщина осталась совсем одна. Ей казалось, что жить на земле больше незачем. В отчаянии Анна вышла в сад, остановилась под большим старым лавром и... вдруг увидела гнездо! Оно пряталось среди ветвей лавра. В гнезде пищали птенцы. Малыши раскрывали клювики, а мама-птичка кормила их червячками и заботливо укрывала крыльями. Женщина не могла смотреть на это спокойно.
Она опять заплакала:
— Вот и птицы имеют потомство у Господа! И звери имеют детей, и земля плодоносит, и воды приносят плоды... Одна я бесплодна! Наверное, я самая грешная среди всех женщин... Господи! Услышь мою молитву и благослови меня, как благословил Сарру и дал ей сына Исаака!
Кого вспомнила Анна в своей молитве? У еврейского народа был праотец Авраам. От него пошли все евреи. У Авраама и его жены Сарры тоже много лет не было детей. Но Бог смилостивился, и, когда, казалось, надежды уже не было — Аврааму было уже сто лет, а Сарре — девяносто, — у супругов родился сын Исаак! Да, Богу всё возможно! Вот этот пример и вспомнила Анна. Ей-то самой было не девяносто, а «всего» чуть более семидесяти лет.
И что же случилось после этих слов? Случилось чудо!
Сад вдруг осветился удивительным светом и перед женщиной появился ангел! Архангел Гавриил. Да-да, тот самый, который через несколько лет явится Марии, чтобы принести Ей благую весть, что Она, Дева, родит Иисуса. А сейчас ангел стоял перед Анной:
— Анна! Анна! Господь услышал твою молитву! Ты родишь дитя, и через Него получат благословение все племена земные и будет даровано всему миру спасение.
Вот это новость! Анна не верила ушам! После самого глубокого и темного отчаяния вдруг — самое великое счастье! Женщина не понимала, как такое возможно в её годы, не понимала, как такое возможно, если Иоакима нет рядом, но перед ней забрезжила надежда, и женщина вверила свою жизнь воле Бога, воскликнув лишь:
— Клянусь, если я рожу дитя, то отдам его в дар Господу, и оно будет служить Ему всю свою жизнь!
Теперь — скорее в Иерусалимский храм, чтобы возблагодарить Бога!
Встреча у Золотых ворот
А что Иоаким? Ему тоже явился ангел! В пустыне. В тот самый момент, как Гавриил принес благую весть Анне, ангел явился и её мужу. И Иоаким тоже получил весть, что молитвы супругов услышаны и им с женой предстоит стать родителями.
Иоаким послал вестников к Анне, велев позвать её к вратам Иерусалима. А ещё отправил пастухов, чтобы привели к нему десять белых овец для жертвы Богу, двенадцать молодых телят для жрецов и старейшин и сто козлят для всего народа. Иоаким был счастлив и хотел разделить своё счастье со всеми!
Анна стояла у Золотых ворот Иерусалима и вглядывалась вдаль.
Сначала — весть о том, что она станет матерью, затем — известие, что Иоаким жив и они скоро встретятся... Её сердце готово была выпорхнуть из груди от радости!
Вот он, Иоаким! Идет к ней со своими стадами...
Анна бросилась к нему:
— Муж мой! Господь благословил меня: я теперь не вдова и не бесплодна!
— Да, Анна! Дитя наше прославит наш род в веках!
Святое Дитя в святом храме
В положенный срок Анна родила Дочь. Её назвали Мария. Мать, которой было за семьдесят, кормила малышку грудным молоком.
Когда Марии исполнилось шесть месяцев, мама поставила Её на землю, чтобы попробовать, сможет ли Дочка стоять. Мария прошла семь шагов и вернулась к матери.
Тогда Анна взяла Девочку на руки и сказала:
— Дочь моя, Ты не будешь ходить по этой земле, пока я не введу тебя в храм Господень!
И устроила особое место в спальне, куда запрещено было вносить всё нечистое. За Девочкой ухаживали непорочные девы. Её воспитывали со всей нежностью и заботливостью. А когда Марии исполнился год, Иоаким устроил большой пир с музыкой и весельем. Много народу собралось, чтобы чествовать Марию и Её родителей! Иудейские священники благословили Дитя.
Марии исполнилось два года. Иоаким хотел исполнить обет и посвятить Её храму, то есть отдать Ребенка на воспитание священникам, — в Иерусалимском храме воспитывались девочки из богатых и родовитых семей. Но Анна уговорила отца отложить посвящение ещё на год: Мария была пока слишком мала, и Ее мама боялась, что Малышка соскучится по родителям.
Мария росла и быстро развивалась и умом, и сердцем. Уже в таком юном возрасте Девочка понимала, что родилась по молитвам своих родителей, что посвящена Богу ещё до рождения, что в храме Ей будет гораздо лучше, чем у них и если Она будет любить Бога и следовать Его закону, то Бог сделает для Нее гораздо больше, чем отец и мать.
Конечно, тогда ещё никто и предположить не мог, Кто растет в доме Иоакима.
А вот когда Марии исполнилось три года, родители торжественно привели Её к Иерусалимскому храму. Малышка сама поднялась по высоким ступеням, Её встретил первосвященник и за ручку отвел в Святая святых — особое место в храме, куда не разрешалось входить никому, кроме самого первосвященника. И сегодня, много веков спустя, верующие в храмах вспоминают это поразительное событие в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Избранные родители для Избранной Матери
Откуда мы знаем подробности о жизни родителей Богородицы и о Её первых годах? Из Евангелия? Нет. В Библии, в Евангелии о детстве Богородицы и тайне Её рождения ничего не сказано. Но сохранились предания, собранные в годы, когда оставались последние живые свидетели, знавшие апостолов и Божию Матерь. Их записали, и по ним мы узнаём сегодня о жизни Богородицы.
Почему Мария родилась именно у Анны и Иоакима, которые были уже в преклонных годах, а не у каких-то молодых родителей? Почему Бог так долго ждал и не давал им Дитя?
На самом деле Господь ждал гораздо дольше! Века и тысячелетия Бог смотрел, когда среди людей появится Дева, достойная стать Матерью Самого Спасителя. Много было пророчеств о Её рождении. И одно из них гласило, что Мессия явится из рода царя Давида. А ведь Иоаким и был из рода Давида! А Анна была младшей дочерью священника Магана из Вифлеема и тоже происходила из древнего известного рода.
Но главное, что и Иоаким, и Анна в то время были самыми благочестивыми, смиренными супругами в Израиле. Всей своей долгой жизнью они доказали Господу, что достойны стать родителями Избранной Девы!
Праведный Иоаким умер в возрасте восьмидесяти лет, а через три года закончила земную жизнь и Анна. Их Дочь к тому времени уже воспитывалась в Иерусалимском храме.
Рождество Богородицы — один из великих православных праздников. Его празднуют 21 сентября. Рождение в семье праведных Иоакима и Анны Девы Марии предуготовило Воплощение Сына Божия, Его проповедь, Спасительную Жертву и чудо Воскресения.
Рисунки Галины Воронецкой