Новости Магаданской и Синегорской епархии

Архиерейское служение в день памяти благоверного князя Александра Невского и священномученика Елеазара Колымского

Источник информации: Магаданская епархия
6 Декабря 2022
6 декабря 2022

06 декабря 2022 г., в день памяти благоверного князя Александра Невского и священномученика Елеазара Колымского, архиепископ Магаданский и Синегорский Иоанн совершил Божественную литургию в домовом храме преподобного Паисия Афонского.

Пресс-служба епархии


Свя­той бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Алек­сандр Нев­ский ро­дил­ся 13 мая 1221 г. в го­ро­де Пе­рея­слав­ле-За­лес­ском. Отец его, Яро­слав, в Кре­ще­нии Фе­о­дор, был млад­шим сы­ном Все­во­ло­да III Боль­шое Гнез­до. Мать св. Алек­сандра, Фе­о­до­сия Мстислав­на, была дочерью Мстислава Удалого (Удатного). В 1227 г. князь Яро­слав по прось­бе нов­го­род­цев стал кня­жить в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком. Он взял с со­бой сы­но­вей, Фе­до­ра и Алек­сандра.

На­чи­на­лось са­мое труд­ное вре­мя в ис­то­рии Ру­си: с во­сто­ка шли мон­голь­ские ор­ды, с за­па­да на­дви­га­лись ры­цар­ские пол­чи­ща. В этот гроз­ный час Про­мы­сл Бо­жий воз­двиг на спа­се­ние Ру­си свя­то­го кня­зя Алек­сандра – ве­ли­ко­го во­и­на-мо­лит­вен­ни­ка, по­движ­ни­ка и стро­и­те­ля зем­ли Рус­ской.

Вос­поль­зо­вав­шись на­ше­стви­ем Ба­тыя, пол­чи­ща кре­сто­нос­цев вторг­лись в пре­де­лы Оте­че­ства. Пер­вы­ми бы­ли шве­ды. Мно­же­ство ко­раб­лей по­до­шло к Неве под ко­ман­до­ва­ни­ем яр­ла Бир­ге­ра. Св. Алек­сандр, ему не бы­ло то­гда еще 20 лет, дол­го мо­лил­ся в хра­ме Свя­той Со­фии. Ар­хи­епи­скоп Спи­ри­дон бла­го­сло­вил св. кня­зя и во­ин­ство его на брань. Вый­дя из хра­ма, Алек­сандр укре­пил дру­жи­ну ис­пол­нен­ны­ми ве­ры сло­ва­ми: "Не в си­ле Бог, а в прав­де. Иные – с ору­жи­ем, иные – на ко­нях, а мы имя Гос­по­да Бо­га на­ше­го при­зо­вем!" С неболь­шой дру­жи­ной князь по­спе­шил на вра­гов. Но бы­ло чуд­ное пред­зна­ме­но­ва­ние: сто­яв­ший в мор­ском до­зо­ре во­ин ви­дел на рас­све­те 15 июля ла­дью, плы­ву­щую по мо­рю, и на ней св. му­че­ни­ков Бо­ри­са и Гле­ба в одеж­дах баг­ря­ных. Алек­сандр, обод­рен­ный, му­же­ствен­но по­вел с мо­лит­вой вой­ско на шве­дов. "И бы­ла се­ча ве­ли­кая с ла­ти­ня­на­ми, и пе­ре­бил их бес­чис­лен­ное мно­же­ство, и са­мо­му пред­во­ди­те­лю воз­ло­жил пе­чать на ли­цо ост­рым ко­пьем». За эту по­бе­ду на ре­ке Неве, одер­жан­ную 15 июля 1240 г., на­род на­звал св. Алек­сандра Нев­ским.

Опас­ным вра­гом оста­ва­лись немец­кие ры­ца­ри. В 1241 г. мол­ние­нос­ным по­хо­дом св. Алек­сандр вер­нул древ­нюю рус­скую кре­пость Ко­по­рье, из­гнав ры­ца­рей. В 1242 г. зи­мой он осво­бо­дил Псков, а 5 ап­ре­ля дал Тев­тон­ско­му ор­де­ну ре­ши­тель­ное сра­же­ние на льду Чуд­ско­го озе­ра. Кре­сто­нос­цы бы­ли пол­но­стью раз­гром­ле­ны. Имя св. Алек­сандра про­сла­ви­лось по всей Свя­той Ру­си.

За­пад­ные пре­де­лы Рус­ской зем­ли бы­ли на­деж­но ограж­де­ны, на­ста­ло вре­мя обез­опа­сить Русь с во­сто­ка. В 1242 г. св. Алек­сандр Нев­ский со сво­им от­цом Яро­сла­вом вы­ехал в Ор­ду. Свя­щен­ную мис­сию за­щит­ни­ков Рус­ской зем­ли Гос­подь увен­чал успе­хом, но на это по­тре­бо­ва­лись го­ды тру­дов и жертв. Князь Яро­слав от­дал за это жизнь. За­ве­щан­ный от­цом со­юз с Зо­ло­той Ор­дой – необ­хо­ди­мый то­гда для предот­вра­ще­ния но­во­го раз­гро­ма Ру­си – про­дол­жал кре­пить св. Алек­сандр Нев­ский. Обе­щав свою под­держ­ку, св. Алек­сандр дал воз­мож­ность Ба­тыю вы­сту­пить в по­ход про­тив Мон­го­лии, стать глав­ной си­лой во всей Ве­ли­кой Сте­пи. В 1252 г. мно­гие рус­ские го­ро­да вос­ста­ли про­тив та­тар­ско­го ига. Сно­ва воз­ник­ла угро­за са­мо­му су­ще­ство­ва­нию Ру­си. Св. Алек­сан­дру опять при­шлось ехать в Ор­ду, чтобы от­ве­сти от рус­ских зе­мель ка­ра­тель­ное на­ше­ствие та­тар. Св. Алек­сандр стал еди­но­власт­ным ве­ли­ким кня­зем всей Ру­си. В 1253 г. он от­ра­зил но­вый на­бег на Псков, в 1254 г. за­клю­чил до­го­вор о мир­ных гра­ни­цах с Нор­ве­ги­ей, в 1256 г. хо­дил в по­ход в фин­скую зем­лю. В тьму язы­че­ства св. Алек­сандр нес свет еван­гель­ской про­по­ве­ди и пра­во­слав­ной куль­ту­ры. Все По­мо­рье бы­ло про­све­ще­но и осво­е­но рус­ски­ми.

В 1256 г. умер хан Ба­тый. Св. князь в тре­тий раз по­ехал в Са­рай, чтобы под­твер­дить мир­ные от­но­ше­ния Ру­си и Ор­ды с но­вым ха­ном Бер­ке. В 1261 г. ста­ра­ни­я­ми св. Алек­сандра и мит­ро­по­ли­та Ки­рил­ла бы­ла учре­жде­на в Са­рае, сто­ли­це Зо­ло­той Ор­ды, епар­хия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

На­сту­пи­ла эпо­ха ве­ли­кой хри­сти­а­ни­за­ции язы­че­ско­го Во­сто­ка, в этом бы­ло про­ро­че­ски уга­дан­ное св. Алек­сан­дром Нев­ским ис­то­ри­че­ское при­зва­ние Ру­си. В 1262 г. по его ука­за­нию во мно­гих го­ро­дах бы­ли пе­ре­би­ты та­тар­ские сбор­щи­ки да­ни и вер­бов­щи­ки во­и­нов – бас­ка­ки. Жда­ли та­тар­ской ме­сти. Но ве­ли­кий за­ступ­ник на­ро­да вновь по­ехал в Ор­ду и муд­ро на­пра­вил со­бы­тия со­всем в иное рус­ло: ссы­ла­ясь на вос­ста­ние рус­ских, хан Бер­ке пре­кра­тил по­сы­лать дань в Мон­го­лию и про­воз­гла­сил Зо­ло­тую Ор­ду са­мо­сто­я­тель­ным го­су­дар­ством, сде­лав ее тем са­мым за­сло­ном Ру­си с во­сто­ка. В этом ве­ли­ком со­еди­не­нии рус­ских и та­тар­ских зе­мель и на­ро­дов со­зре­ва­ло и креп­ло бу­ду­щее мно­го­на­цио­наль­ное Рос­сий­ское го­су­дар­ство, вклю­чив­шее впо­след­ствии в пре­де­лы Рус­ской Церк­ви по­чти все на­сле­дие Чин­гис­ха­на до бе­ре­гов Ти­хо­го оке­а­на.

Эта ди­пло­ма­ти­че­ская по­езд­ка св. Алек­сандра Нев­ско­го в Са­рай бы­ла чет­вер­той и по­след­ней. На об­рат­ном пу­ти, не до­ез­жая до Вла­ди­ми­ра, в Го­род­це, в мо­на­сты­ре князь-по­движ­ник пре­дал свой дух Гос­по­ду 14 но­яб­ря 1263 го­да, за­вер­шив мно­го­труд­ный жиз­нен­ный путь при­ня­ти­ем свя­той ино­че­ской схи­мы с име­нем Алек­сий. Свя­тое те­ло его по­нес­ли к Вла­ди­ми­ру, де­вять дней длил­ся путь, и те­ло оста­ва­лось нетлен­ным. 23 но­яб­ря при по­гре­бе­нии его в со­бор­ной церк­ви Рож­де­ствен­ско­го мо­на­сты­ря го­ро­да Вла­ди­ми­ра (ныне там уста­нов­лен па­мят­ник свя­то­му кня­зю; еще один па­мят­ник уста­нов­лен в го­ро­де Пе­ре­я­с­лав­ле-За­лес­ском) бы­ло яв­ле­но Бо­гом "чу­до див­но и па­мя­ти до­стой­но": свя­той сам про­тя­нул ру­ку за раз­ре­ши­тель­ной мо­лит­вой. По­чи­та­ние бла­го­вер­но­го кня­зя на­ча­лось сра­зу же по его по­гре­бе­нии. Ве­ли­кий князь Иоанн Иоан­но­вич (1353–1359) в сво­ем ду­хов­ном за­ве­ща­нии, пи­сан­ном в 1356 го­ду, оста­вил сво­е­му сы­ну Ди­мит­рию (1363–1389), бу­ду­ще­му по­бе­ди­те­лю Ку­ли­ков­ской бит­вы, "ико­ну Свя­тый Алек­сандр". Нетлен­ные мо­щи бла­го­вер­но­го кня­зя бы­ли от­кры­ты, по ви­де­нию, пе­ред Ку­ли­ков­ской бит­вой – в 1380 го­ду, и то­гда же уста­нов­ле­но мест­ное празд­но­ва­ние. Об­ще­цер­ков­ное про­слав­ле­ние св. Алек­сандра Нев­ско­го со­вер­ши­лось при мит­ро­по­ли­те Ма­ка­рии на Мос­ков­ском со­бо­ре 1547 г. К мо­лит­вам свя­то­го кня­зя, про­сла­вив­ше­го­ся обо­ро­ной Оте­че­ства, рус­ские пол­ко­вод­цы при­бе­га­ли и во все по­сле­ду­ю­щие вре­ме­на. 30 ав­гу­ста 1721 г. Петр I, по­сле про­дол­жи­тель­ной и из­ну­ри­тель­ной вой­ны со шве­да­ми, за­клю­чил Ништад­ский мир. Этот день ре­ше­но бы­ло освя­тить пе­ре­не­се­ни­ем мо­щей бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го из Вла­ди­ми­ра в но­вую, се­вер­ную сто­ли­цу, Пе­тер­бург, рас­по­ло­жив­шу­ю­ся на бе­ре­гах Невы. Вы­ве­зен­ные из Вла­ди­ми­ра 11 ав­гу­ста 1723 го­да, свя­тые мо­щи бы­ли при­ве­зе­ны в Шлис­сель­бург 20 сен­тяб­ря то­го же го­да и оста­ва­лись там до 1724 го­да, ко­гда 30 ав­гу­ста бы­ли уста­нов­ле­ны в Тро­иц­ком со­бо­ре Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры, где по­чи­ва­ют и ныне. Ука­зом от 2 сен­тяб­ря 1724 го­да бы­ло уста­нов­ле­но празд­не­ство на 30 ав­гу­ста (в 1727 го­ду празд­не­ство бы­ло от­ме­не­но по при­чине не цер­ков­но­го ха­рак­те­ра, а вслед­ствие борь­бы груп­пи­ро­вок при цар­ском дво­ре. В 1730 го­ду празд­не­ство сно­ва бы­ло вос­ста­нов­ле­но).

Ар­хи­манд­рит Гав­ри­ил Бу­жин­ский (впо­след­ствии епи­скоп Ря­зан­ский, † 27 ап­ре­ля 1731 го­да) со­ста­вил спе­ци­аль­ную служ­бу на вос­по­ми­на­ние Ништад­ско­го ми­ра, со­еди­нив ее со служ­бой свя­то­му Алек­сан­дру Нев­ско­му.

Имя за­щит­ни­ка ру­бе­жей Рос­сии и по­кро­ви­те­ля во­и­нов из­вест­но да­ле­ко за пре­де­ла­ми на­шей Ро­ди­ны. Сви­де­тель­ство то­му – мно­го­чис­лен­ные хра­мы, по­свя­щен­ные свя­то­му Алек­сан­дру Нев­ско­му. Наи­бо­лее из­вест­ные из них: Пат­ри­ар­ший со­бор в Со­фии, ка­фед­раль­ный со­бор в Тал­лине, храм в Тби­ли­си. Эти хра­мы – за­лог друж­бы рус­ско­го на­ро­да-осво­бо­ди­те­ля с брат­ски­ми на­ро­да­ми.

Свя­щен­но­му­че­ник свя­щен­ник Еле­азар Спи­ри­до­нов ро­дил­ся в 1874 го­ду в Кры­му, в Ев­па­то­рии, в се­мье крым­ских гре­ков. Отец его ра­бо­тал при­каз­чи­ком на со­ля­ных про­мыс­лах. С дет­ства он на­чал петь на кли­ро­се гре­че­ской церк­ви в Ев­па­то­рии. Юно­шей он по­лу­чил от гре­че­ской об­щи­ны по­да­рок – при­хо­жане со­бра­ли день­ги, чтобы он смог со­вер­шить па­лом­ни­че­ство в Иеру­са­лим.


Ду­хов­ным от­цом Еле­аза­ра Спи­ри­до­но­ва был из­вест­ный в Ев­па­то­рии свя­щен­ник Иа­ков Чи­пу­рин, слу­жив­ший в Свя­то-Ни­коль­ском со­бо­ре, ко­то­рый он сам по­стро­ил на свои сред­ства. Отец Иа­ков вен­чал Еле­аза­ра Спи­ри­до­но­ва с Ксе­ни­ей Ива­нов­ной Ян­ко­вой, так­же впо­след­ствии по­стра­дав­шей за Хри­ста. В 1899 го­ду Еле­азар Спи­ри­до­нов был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка. Слу­жил в Та­ври­че­ской гу­бер­нии, пре­по­да­вал в цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле в Ев­па­то­рии. На скоп­лен­ные за 12 лет слу­же­ния сред­ства отец Еле­азар ку­пил в гу­бер­нии 15 де­ся­тин зем­ли, за­вел двух ко­ров. Од­на­ко вско­ре про­изо­шла ре­во­лю­ция, и бы­ло объ­яв­ле­но о пе­ре­рас­пре­де­ле­нии зем­ли и дру­гой соб­ствен­но­сти, то­гда свя­щен­ник пред­ло­жил мест­ным кре­стья­нам за­брать у него ко­ров и зе­мель­ный уча­сток. Ли­шив­шись это­го иму­ще­ства, отец Еле­азар пе­ре­брал­ся в го­род, в Ев­па­то­рии он стал слу­жить в церк­ви Илии про­ро­ка. Цер­ковь бы­ла по­стро­е­на на день­ги гре­че­ской об­щи­ны и су­до­вла­дель­ца П. Е. Да­вы­до­ва, ко­то­рый ру­ко­во­дил стро­и­тель­ством. В 1920 г. был силь­ный го­лод, умер­ли мно­гие род­ствен­ни­ки от­ца Еле­аза­ра.


При­хо­жане лю­би­ли от­ца Еле­аза­ра за доб­рый и мяг­кий нрав, за кро­тость и бес­среб­ре­ни­че­ство. Сер­деч­ная доб­ро­та, ис­крен­няя рас­по­ло­жен­ность ко всем, рож­да­ли во­круг него ат­мо­сфе­ру люб­ви и вза­и­мо­по­ни­ма­ния. Убеж­ден­ный трез­вен­ник, он не пил ви­на и в до­ме его не дер­жал, по­да­вая тем са­мым при­мер сво­ей пастве. Несмот­ря на стес­нен­ные об­сто­я­тель­ства, отец Еле­азар при­ни­мал у се­бя всех нуж­да­ю­щих­ся. В его се­мье жи­ли две мо­на­хи­ни из ра­зо­рен­но­го Кос­мо-Да­ми­а­нов­ско­го мо­на­сты­ря. Боль­ше­ви­ки под­се­ли­ли ба­тюш­ке двух сол­дат, он их без­ро­пот­но при­нял и кор­мил за свой счет. В кон­це 1920 го­дов отец Еле­азар очень по­дру­жил­ся с ду­хов­ным пи­са­те­лем Алек­сан­дром Ва­си­лье­ви­чем По­по­вым. Их взгля­ды и ду­хов­ный на­строй сов­па­да­ли. Алек­сандр По­пов был аре­сто­ван в кон­це 1934 или в на­ча­ле 1935 го­да и умер в од­ном из под­мос­ков­ных ла­ге­рей.
По­сле ре­во­лю­ции быст­ро и страш­но ме­ня­лась жизнь. Слу­ча­лось, что во вре­мя бо­го­слу­же­ния под­стре­ка­е­мая вла­стя­ми мо­ло­дежь би­ла ок­на. Свя­щен­ни­ка по­сто­ян­но вы­зы­ва­ли для до­про­сов. От него тре­бо­ва­ли со­труд­ни­че­ства с вла­стью, угро­жа­ли ре­прес­си­я­ми, ели не от­ре­чет­ся от са­на, тре­бо­ва­ли не по­яв­лять­ся в го­ро­де в ря­се. Отец Еле­азар от­ка­зал­ся до­но­сить на при­хо­жан и снять ря­су: «Я свя­щен­ник и бу­ду хо­дить в по­до­ба­ю­щей мо­е­му са­ну одеж­де». Ря­су с него сня­ли толь­ко по­сле аре­ста. По­сле та­ких вы­зо­вов отец Еле­азар мол­ча са­дил­ся за фор­те­пи­а­но и по­гру­жал­ся в сла­вян­ские пес­но­пе­ния, ко­то­рые очень лю­бил и ма­стер­ски ис­пол­нял. Он по­ни­мал, что аре­ста не из­бе­жать, ве­щи на этот слу­чай уже бы­ли со­бра­ны. Его аре­сто­ва­ли сра­зу по­сле ра­зо­ре­ния Ильин­ской церк­ви. По­во­дом к аре­сту по­слу­жи­ло пись­мо гре­че­ской об­щи­ны Ильин­ской церк­ви к гре­че­ско­му кон­су­лу. Пись­мо бы­ло от­прав­ле­но по бла­го­сло­ве­нию от­ца Еле­аза­ра, в нем го­во­ри­лось о ра­зо­ре­нии церк­ви и при­тес­не­ни­ях об­щи­ны. Дру­гих чле­нов об­щи­ны, как гре­че­ских под­дан­ных, аре­сто­вать не ре­ши­лись, а взя­ли под­пис­ку о невы­ез­де. Каж­до­го при­хо­жа­ни­на под­верг­ли мно­го­чис­лен­ным до­про­сам, пы­та­ясь по­лу­чить от них по­ка­за­ния на их свя­щен­ни­ка. Но чле­ны об­щи­ны дер­жа­лись му­же­ствен­но. Несмот­ря на угро­зы сле­до­ва­те­ля, ви­нов­ны­ми се­бя не при­зна­ли и по­ка­за­ний на сво­е­го свя­щен­ни­ка не да­ли.


По­во­дом для вы­не­се­ния при­го­во­ра свя­щен­ни­ку ста­ли кни­ги, ко­то­рые бы­ли изъ­яты из церк­ви, в ко­то­рой отец Еле­азар слу­жил. Свя­щен­ни­ка по­ме­сти­ли в го­род­скую тюрь­му в Сим­фе­ро­по­ле. Из об­ви­ни­тель­но­го ак­та: "Под­верг­нув про­вер­ке ли­те­ра­ту­ру, изъ­ятую при обыс­ке в гре­че­ской церк­ви г.Ев­па­то­рии, на­шли в ней эле­мен­ты мо­нар­хи­че­ской про­па­ган­ды". В 1936 г. умер Кон­стан­ти­но­поль­ский Пат­ри­арх, и, ра­зу­ме­ет­ся, в Ильин­ском хра­ме бы­ла от­слу­же­на па­ни­хи­да, на этом ос­но­ва­нии от­ца Еле­аза­ра об­ви­ни­ли в том, что он "слу­жил па­ни­хи­ды за ино­стран­ных под­дан­ных и о вра­гах Со­вет­ско­го Со­ю­за, про­жи­ва­ю­щих за гра­ни­цей". На до­про­сах отец Еле­азар вел се­бя с до­сто­ин­ством. Про­дер­жав его по­чти год в тюрь­ме в пред­ва­ри­тель­ном за­клю­че­нии, из­ну­ряя по­жи­ло­го свя­щен­ни­ка ча­сты­ми и му­чи­тель­ны­ми до­про­са­ми вла­сти так и не до­би­лись "нуж­ных" по­ка­за­ний от от­ца Еле­аза­ра: "В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии я се­бя ви­нов­ным не при­знаю, так как я ни­ко­гда ни­ка­кой аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти не про­во­дил и идей фа­шиз­ма не про­по­ве­до­вал..." Вме­сте с от­цом Еле­аза­ром бы­ли осуж­де­ны дру­гие чле­ны об­щи­ны, так как от­ка­за­лись дать по­ка­за­ния про­тив сво­е­го свя­щен­ни­ка. В июле 1937 го­да от­ца Еле­аза­ра при­го­во­ри­ли к 5 го­дам в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре на Ко­лы­ме. Он про­ра­бо­тал в Ко­лым­ских руд­ни­ках мень­ше 5 ме­ся­цев, скон­чав­шись 6 де­каб­ря 1937 го­да в воз­расте 64 лет.