Новости Московской епархии
дорогая лидия николаевна,
уважаемый евгений иванович,
досточтимые участники встречи!
по предложению нашего министра мы закладываем новую традицию: проводить отдельные встречи с педагогами в рамках московских областных рождественских образовательных чтений. я сердечно приветствую вас и поздравляю с завершающимся годом учителя. это было время, когда мы чествовали работников образования, говорили им о своей любви и уважении, старались проявить к ним особое внимание и заботу, потому что именно от учителя зависит облик будущего россиянина.
в современном мире роль учителя особенно важна. это связано с тем, что, вступая в жизнь, молодежь сталкивается с множеством неблагоприятных для нравственного созревания вызовов или, говоря по церковному, искушений. массовая культура, реклама, средства массовой информации по большей части стремятся донести до молодых людей послание такого содержания: все, что бы ты ни захотел, — можно делать. здесь мы видим четкую линию, пролегающую между современным секулярным сознанием и мышлением религиозным.
дело в том, что для верующего человека отнюдь не все позволено. существуют заповеди, нарушение которых считается грехом, влекущим за собой наказание божие. и непреложность этих установлений со временем не меняется, потому что никакая модернизация не сможет сделать приемлемыми для нормального человеческого общества и здоровой личности убийство, грабеж, разврат, предательство или лжествидетельство. этот список можно продолжать.
осознание необходимости исполнения божественных заповедей сопутствовала человечеству на протяжении тысячелетий. читаем в библии о благоволении господнем к праведникам: «правда его на сынах сынов, хранящих завет его и помнящих заповеди его» (пс. 102:18).
о том, насколько глубоко такое понимание было усвоено нашими соотечественниками в прошлом, можно судить по русской классической литературе. наши рождественские чтения имеют эпиграфом слова николая алексеевича некрасова, посвященные виссариону григорьевичу белинскому. у
возьмем пример непосредственно из школьной программы. вот эти слова:
«но есть и божий суд, наперсники разврата!
есть грозный суд: он ждет;
он не доступен звону злата,
и мысли, и дела он знает наперед».
это михаил юрьевич лермонтов. жизнеописание великого поэта не дает нам, казалось бы, оснований увидеть там особое благочестие, и в то же время основополагающие идеи православного вероучения были им глубоко усвоены еще в детские годы под влиянием верующей бабушки. несмотря на жизненные искания и поступки подчас демонического свойства, для поэта высшим счастьем оставались те объективные ценности, которых он испрашивает для некоей девушки в стихотворении «молитва», обращенном к божией матери:
«окружи счастием душу достойную;
дай ей спутников, полных внимания,
молодость светлую, старость покойную,
сердцу незлобному мир упования».
в кратком обращении к вам у меня нет возможности развернуть широкую панораму влияния православия на русскую литературу. это тема многочисленных научных монографий, а также университетских и семинарских курсов лекций. моя цель состоит в том, чтобы затронуть саму тему неразрывной связи между отечественной культурой и христианством. и приведенные мною примеры показывают это взаимодействие в его подспудном, имманентном проявлении.
уверен, что, несмотря на тяжелые испытания хх века, выпавшие на долю церкви, влияние православия на духовную жизнь нашего общества, не только сохраняется, но и будет возрастать. сегодня очень важно подкрепить эту тенденцию, чтобы способствовать созреванию ростков добра. как сказал святой апостол павел: «поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 фес. 5:14). да, требуется много терпеливого и кропотливого труда, но он благословен, ибо закладывает крепкое духовное основание для будущего нашего отечества, за которое мы все в ответе и перед грядущими поколениями, и перед богом.
об этом ярко сказал поэт евгений баратынский:
«велик господь! он милосерд, но прав:
нет на земле ничтожного мгновенья;
прощает он безумию забав,
но никогда пирам злоумышленья».
поэт имеет в виду, что в отличие от легкомыслия деятельность, намеренно приносящая ущерб людям, не имеет прощения в очах божиих. эти слова пересекаются с изложенными в евангелии словами иисуса христа, обличавшего своих современников: «если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (ин. 9:41).
мы видим, что подрастающее поколением самым насущным образом нуждается в духовной поддержке, в нравственном укреплении (а
у нас в московской епархии сложилось замечательное и конструктивное сотрудничество с министерством образования московской области. мы можем без преувеличения сказать, что все минувшие годы не теряли времени даром, знакомя детей и юношество с основами православной культуры. это доброе семя даст всходы в свое время. но пусть достигнутое не останавливает нас, будем стремиться к совершенствованию просветительской и воспитательной деятельности. успех этого дела в огромной степени зависит от вас, дорогие учителя.
в приближении рождества христова и новолетия хочу пожелать, чтобы светлая радость пришла в ваши дома, здоровья вам и счастья. пусть господь благословит ваши труды.