Новости Мурманской и Мончегорской епархии

Адрес новости: http://www.mmeparh.ru/node/1246
17 Октября 2017

Жизнь человека – только миг
В безбрежном времени вселенной,
И только в памяти живых
Она становится нетленной.

(Г.И. Кабаев)

Патриотическое воспитание в нашей школе осуществляется как в процессе обучения, так и в разнообразной внеклассной работе. В его основе лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, с восхищения тем, что он видит перед собой, чему изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности, в формировании гражданской позиции.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок. И в первую очередь, это духовная культура семьи и образовательного учреждения.

Взаимоотношения семьи и школы очень важны на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в начальной школе.

Привлечение родителей к школьной жизни расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к самой школе. Совместные дела со своими детьми способствуют пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания познать ребёнка. Только в этом случае можно говорить о целостном подходе в воспитании детей.

Как же научить детей уважительному отношению к своим родителям и их прошлому?

Поиск ответа на этот важный вопрос и побудил меня уже немного по-иному обратиться к воспитанию и развитию личности ребёнка через связь поколений.

Работе над проектом «Пять поколений» предшествовал краткосрочный проект «Три поколения», в основу которого легли материалы о наших мальчиках, отцах и дедушках учащихся. В течение целого года учащиеся собирали о них информацию. А на занятиях детской журналистики они сочиняли стихи, рисовали портреты.

Таким образом, социальная практика организуется как взаимодействие ученика с семьёй, с близкими людьми, родственниками. Узнавание новых оттенков жизни семьи, а главное, получение первичных представлений о способах «открыть в другом тайну» погружает младшего школьника в ценности семьи, в её нравственные истоки как социального явления.

Я уже заранее знала, что проведённая таким образом подготовительная работа – это уже основа дальнейшего, долгосрочного проекта «Пять поколений».

Цель проекта – создание условий для социальных практик учащихся в отношении ценностей семьи, Родины, Отечества.

Как уже было сказано, формат проекта необходим именно потому, что социальные практики предполагаются не разовыми, а неоднократно организуемыми и связанными общей идеей приобщения младших школьников к освоению норм и ценностей семьи.

Запуск самого проекта «Пять поколений» (его первый этап) приходится на второй год обучения в начальной школе. Изначально планируется содержание по пяти блокам, распределенных по поколениям:

  • мальчики, братья;

  • отцы;
  • деды;
  • прадеды;
  • прапрадеды.

    В проекте – 5 поколений – 5 страниц из семейных летописей о разных судьбах родных и близких нам людей.

    Важное место занимает рефлексия результатов проекта, которая была проведена в форме совместного с детьми и родителями мероприятия – семейного праздника – встречи «Пять поколений».

    Начался семейный праздник с просмотра созданного нами фильма «С чего начинается Родина». Затем мы открыли первую страницу – разговор о мальчиках и братьях. Девочки читали свои стихи о них и представили видеофильм.

    Вторая страница посвящалась отцам. Дети тоже читали им свои стихи.

    Третья страница была о дедушках. Папы рассказали, какими отцами были их отцы. Дедушкам тоже посвящались стихи детей, которые они сочинили сами.

    Оказалось, что дедушки помнили и о своих отцах, - для ребят это прадеды. Много интересного рассказали ребятам дедушки. Они написали и наказы своим внучатам. Их наказы вошли в рукописную книгу «Пять поколений».

    И наконец, - пятое поколение. Это уже были прапрадедушки. О них ребята нашли много интересной информации, на основе которой был создан пятый видеофильм. Для дедушек это был настоящий сюрприз, т.к. многие фото они и не видели. А дети через родственников и в архивах их разыскивали больше года.

    Данный проект даёт зримые воспитательные эффекты, его можно делать постоянным мероприятием программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на уровне начального общего образования.

    Проект «Пять поколений», действительно, универсален. Ведь в каждом классе, и не только начальной школы, можно работать над данным проектом, стоит только заглянуть в свой семейный альбом, чтобы узнать историю жизни своих предков.

    И самое удивительное то, что в конечном итоге мы с ребятами коснулись даже шестого и седьмого поколений.

    Лукашова Ольга Анатольевна,
    учитель МБОУ СОШ №1, г. Кандалакша