В Марий Эл впервые прошел педагогический форум, посвященный проблемам православной педагогики
В течение двух дней, 14 и 15 ноября, в Йошкар-Олинской епархии по благословению и приглашению митрополита Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна в рамках XII Региональных Рождественских образовательных чтений работал и читал лекции, встречался с педагогическим сообществом и студенческой молодежью доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета Остапенко Андрей Александрович.
14 ноября впервые в нашей республике прошел Педагогический форум, посвященный проблемам православной педагогики. Ключевая тема форума: «Ценности православной педагогики в контексте формирования суверенной системы образования».
Цель мероприятия: повышение эффективности формирования у обучающихся традиционных российских духовно-нравственных православных ценностей за счёт приобретения педагогами профессиональных компетенций духовно-нравственного православного воспитания; осмысление проблем образования, науки и культуры с точки зрения православного мировоззрения, расширение сотрудничества Церкви и государства.
Задачи мероприятия: 1) обсудить проблемы формирования у обучающихся традиционных российских духовно-нравственных православных ценностей, включая традиционные семейные, на основе которых воспитывается в общеобразовательной организации гармонично развитая и социально ответственная личность; 2) сформировать понимание духовной связи поколений через укрепление православного мировоззрения подрастающего поколения; 3) сформировать христианское понимание семейных ценностей; 4) сформировать православное понимание духовной связи поколений и традиции отечественной культуры, представленной в курсе «Основы православной культуры»; 5) помочь педагогам овладеть современными методами и приемами приобщения к основам православной культуры.
Участниками форума стали руководители и специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; руководители образовательных организаций, заместители директоров по воспитательной работе, советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, классные руководители, педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги, методисты, руководители методических объединений, учителя учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», педагоги дополнительного образования, священнослужители, директора и преподаватели воскресных школ.
Программа форума включала выступления основных спикеров:
«Методологические основания православной педагогики», Остапенко Андрей Александрович, д.п.н., профессор ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет».
«Православная педагогика: особенности и возможности включения в современную систему воспитания», Филиппова Елена Григорьевна, начальник управления воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл.
«Интеграция ценностей православной педагогики в современное образование: от целеполагания до технологий», Кондратенко Елена Валентиновна, к.п.н., директор Педагогического института ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», профессор кафедры педагогики начального и общего образования.
Свободный микрофон по обсуждению опыта работы.
Приведем краткие выдержки из некоторых выступлений, в первую очередь нашего гостя – профессора А.А. Остапенко.
Андрей Александрович Остапенко: «Нас, учителей, в наших педагогических институтах учили: «Человек – это всесторонне развитая и гармоничная личность». Педагог по научному коммунизму всегда донимал нас вопросом, сколько должно быть сторон у всесторонне развитой личности, чтобы она была всесторонне развита. Считалось пять: умственная, нравственная, эстетическая, трудовая, физическая. В некоторых учебниках прибавляли ещё какие-то стороны, и их получалось восемь: патриотическая, экономическая, экологическая.
Я школьный учитель, работаю в сельской школе более 30 лет. Школа не должна быть фрагментом школы потребления, иначе мы будем выращивать только потребителей.
Нужно сказать, что грех имеет одно простое тактико-техническое свойство: он чрезвычайно приятен и лёгок в усвоении. Когда воспитательная практика профилактирования пороков доминирует над практикой взращивания добродетели — это не нормально. Когда в школах уделяется пропаганде антинаркотиков, антиспида, антитеррора больше, чем взращиванию добродетелей, то эти «анти» будут непременно процветать. Понятно, что взращивать добродетель гораздо труднее, чем грех. И если у нас воспитательная работа и деньги, которые на это тратятся в 90% случаев будут направляться на профилактику гадостей, то эти гадости будут процветать, потому что про них помнят. Чем больше мы будем профилактировать грех, тем больше он будет процветать. Христианское учение говорит нам, что добро может быть без зла, а вот зло без добра не существует! Зло есть дырка в добре! Зло – это небытие!
От педагогики небытия – к педагогике бытия! Уйти от педагогики профилактики гадостей, к педагогике — взращивания добродетелей! Уйти от педагогики толерантности, к педагогике любви, дружбы, уважения. И мы знаем, что импортозамещение ценностей в образовании точно начнётся, поскольку первые лица и государства, и церкви об этом уже сказали! Нам это импортозамещение ценностей надо делать быстренько, не дожидаясь циркуляров. И необходимо как можно быстрее возвращаться к своим традиционным ценностям!
Если в советской педагогике идеалом является "всесторонняя гармоническая личность", в либеральной – человек, сделавший себя сам (Self made man), в гностической (фашистско-гностической) – с одной стороны – вершитель-управляющий, с другой стороны, исполнитель-раб, то в православной педагогике, отталкивающейся от идеи, что человек – это поврежденный образ Божий, идеалом является Иисус Христос.
Русский міръ – это религиозно-ценностная (Вера), национально-культурная (Народ), государственно-территориальная (Отечество) соборная и «мозаичная» целостность (по Л.Н. Гумилёву), «цветущая сложность» (по К.Н. Леонтьеву) с единым, содержащим социокультурный русский код «цивилизационным ядром», которое обладает «цивилизационным притяжением».
Выступление Филипповой Елены Григорьевны было посвящено особенностям и возможностям включения православной педагогики в современную систему образования. Самое главное, что надо сделать – отказаться от навязанной нам либеральной идеологии образования и вернуть в образовательный процесс отечественные образовательные смыслы и методы. Идеалом суверенного образования становится не культурный потребитель, а патриот и гражданин своего Отечества высокого духовно-нравственного развития, труженик и созидатель. Такое качественное развитие российского образования требует построения воспитания на основе традиционной отечественной культуры и педагогической мысли. Воспитание с точки зрения православной педагогики может быть правильно поставлено, когда оно понимается как спасение. Самым главным в воспитании человека, в православной педагогике является то, что надо показать человеку – кто есть он сам, показать причину и последствия отдаления человека от Бога, открыть смысл человеческой жизни, научить человека любить, бороться с самим собой, со своими страстями и зависимостями. Знания, социальные навыки в православной педагогике тоже обязательны, но они по своему значению здесь вторичны.
Да, православная педагогика, имеет свои особенности, она связана с религией. Однако, есть большой смысл ее изучения и использования в целях полноценного духовно-нравственного воспитания наших детей, формирования суверенной системы образования.
Выступления заявленных заранее докладчиков и тех, кто пожелал выступить перед свободным микрофоном, вызвали живой интерес у присутствовавших и благодарность организаторам за содержательность, новизну и актуальность представленного материала.