Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=1153
21 Мая 2015


Приближающееся Вознесение Господне — один из двунадесятых праздников. Этот день знаменует восшествие Иисуса Христа во плоти на небо. Вознесение Спасителя, как разъясняет один из святых отцов Церкви святитель Афанасий Великий, обозначает обожение Его человеческой природы, которая становится невидимой для телесного ока. В чем глубинный смысл этого праздника для православного христианина? Какова роль чисел в этом событии? О чем должен размышлять человек, придя в этот день в церковь на молитву? На вопросы отвечает настоятель храма в честь святого пророка Божия Илии протоиерей Николай Горбатовский.

Отец Николай, Вознесение Господне празднуется на 40-й день после Пасхи. Что символизирует число 40?

— Очень важно помнить, что смысл всего христианства — это спасение человека. Любое воспоминание о Христе и о событиях, связанных с Его земной жизнью, — это воспоминание о принесенном Им спасении. И потому всякий праздник рассматривается в этом плане. Событие Вознесения Господня — элемент истории нашего спасения. Празднование именно на 40-й день после Воскресения Христа мы совершаем потому, что в Священном Писании, в первой главе книги Деяний святых апостолов, написано: 40 дней Христос являлся им после Воскресения, а затем вознесся на небо.

Почему число 40 встречается достаточно регулярно в священной истории нашего спасения — в Ветхом Завете, в Новом Завете?

— Наверное, до конца это человеку не открыто. Я сказал бы, что, может, нам и не полезно знать какие-то тайны. Есть люди, которые слишком стараются разъяснить, растолковать числа, понять их некую «тайну». И уходят в этом очень далеко от учения Церкви, грешат нумерологией. Не стоит этим увлекаться. Надо просто запомнить, что есть вещи, которые нам не совсем понятны.

По этому поводу некоторые мудрые люди говорят: «Подожди, когда окажешься в другом мире, — там тебе много чего откроется. Земная жизнь дана тебе не для этого». Некоторые тайны так и останутся тайнами. Главное — познать путь к спасению. Что можно — конечно, познавать надо. Мы только можем одно сказать: число 40 многократно присутствует в Священном Писании.

Моисей 40 дней общался с Богом на горе Синай, и число 40 — это счастье, 40 дней его общения с Богом. 40 лет были даны в наказание Израильскому народу для очищения, когда он ходил по пустыне. 40 дней — это период очищения женщины после родов по ветхозаветному закону. На 40-й день приносится младенец в храм. 40 дней постился Христос в пустыне. То есть это — некоторый период испытания. Добавьте сюда поминовение усопших на 40 й день. На 40 й день совершено Вознесение Господне. Внимательно относясь к этому вопросу, мы видим, что число 40 часто встречается, и связано оно некими путями с нашим спасением. До конца понять, почему Господь выбрал именно это число, — думаю, нам это не открыто. Случается так, что люди, увлекающиеся нумерологией, о христианстве мало что знают, зато о числах много могут рассказать. У нас интерес должен быть другой.

Почему христиане отмечают день Вознесения Господня как праздник? Ведь в этот день Христос вознесся в небо с земли, оставив людей. Надо бы печалиться об этом…

— Вопрос серьезный, для нас важный и спасительный. Потому что все дело нашего спасения совершалось Христом — начиная с Рождества Его и заканчивая Вознесением в последний момент земного пребывания. Земного в том смысле, что Богочеловек окончательно не ушел из земной жизни, Он являлся часто Своим последователям-апостолам и после Своего Воскресения в течение 40 дней.

Христос уже воскрес, и тело Его было уже преображенное. Но был последний этап, который совершился: момент Вознесения, когда преображенное, очищенное естество человеческое было приближено к Богу, насколько возможно. Это был важный спасительный момент христианства. Человек вообще не может по естеству приблизиться к Богу, может только по благодати. Насколько? Настолько, насколько человеческое естество во Христе приближено к Богу. Это выражено в церковных словах.

В Символе веры мы говорим: «И воcшед шаго на небеса, и седяща одесную Отца». Естество человеческое, ипостасное, было приближено к Богу. Но не соединено. Слова «седяща одесную Отца» мы понимаем так: находящегося в чести, рядом, но ни в коей мере не слитого с Божеством. Для нас такое максимальное приближение к Богу — это горе или праздник? Конечно, праздник.

Ведь апостолы почему радовались? Христос им сказал: если Я не уйду от вас, то Дух Утешитель не придет. То есть дело вашего спасения не закончится, не будет завершено. Ибо только в конце его был явлен Дух Утешитель, который освятил дальнейшие шаги апостолов. И наши с вами — как последователей Христа. Ибо после Крещения человеку даются дары Святого Духа в виде таинства Миропомазания.

Так вот, апостолы осознали, что цель человеческой жизни, которая выходит за границы жизни земной, Христом предлагается каждому человеку. Пока Христос был во плоти, пока Он не воскрес, для них все было закрыто. Апостолы думали о земном царстве Хрис та, и поэтому перед распятием скорбели. И при распятии испугались: они мыслили все-таки земными понятиями.

Но после Воскресения Христа кругозор их существенно расширился. Они поняли, что смерть — не предел, что Царство Божие и Царство Мессии гораздо шире, чем земные рамки. Они прошли ступень боязни перед миром иным. Они уже мыслили не только как люди земные, но и как граждане небесные. И Вознесение Господа было как бы расставанием перед встречей в вечности. Расставание было с радостью, потому что это было как некое обещание, что впереди ждет блаженная вечность. Апостолы стали способны это воспринять после Воскресения Христа и, освященные Его словами, Его благодатью, порадоваться этому расставанию.

Каким размышлениям должен предаваться христианин, собираясь в этот день в храм?

— Сам факт, что этот день празднуется нами как двунадесятый праздник, уже говорит о том, что это значимое событие в нашей истории. А к каждому событию в истории нашего спасения человек должен относиться с великим вниманием. Наша мысль должна простираться на небесное более, чем на земное. Да, к сожалению, мы так устроены, что видим то, что к нам ближе. Земные вещи, часто существенно меньшие по значению, чем небесные, наше внимание занимают больше.

Поэтому можно пожелать себе и всем христианам, и вообще всем людям, чтобы, собираясь на богослужение в праздник Вознесения Господня, готовясь к нему, мы как бы осмыслили себя: насколько для меня вечное блаженство с Богом желанно. Насколько я вообще хочу быть со Христом?

Когда человек сталкивается с какими-то вещами небесными — допустим, со смертью любимого человека, — он сильно скорбит. При отпевании, которое начинается словами «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков», может возникнуть вопрос: священник благословляет Бога, получается — какая-то радость выходит на первый план? Да, так. Апостол Павел говорит: «Не будьте как язычники», имея в виду, что они плачут, когда человек уходит от них в вечность.

Праздник Вознесения — весть для нас: не будьте как язычники, как те люди, которые не знают Христа. А будьте как те, которые провожали Христа с радостью, понимая, что будущая жизнь — ценнее. Будьте с ожиданием встречи со Христом. Поиск Царства Небесного должен быть самым главным чувством, с которым человеку следует радоваться Вознесению.

Подготовил Игорь Чистяков

Картина: Моисей на горе Синай. Жан Леон Жероме

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.