Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=1164
6 Июня 2015


На последнем, прошедшем 5 мая, заседании Священного Синода был принят документ «О христианском погребении усопших», содержащий в себе общецерковную позицию по отношению к кремации усопших и к так называемому «заочному» отпеванию. Тему последнего мы недавно поднимали (cм. №6(66) нашей газеты). В прошлом номере публиковали сам текст документа. Рассмотрим же теперь в подробностях вопрос отношения Церкви к кремации.

Традиции, связанные с погребением умерших, во всех народах очень устойчивы и сохраняются тысячелетиями. Они всегда зависят от господствующей религии.

Торжественное погребение тел усопших христиан от самого начала бытия Церкви составляет одну из важных сторон ее жизни. В древней Церкви христианская община заботилась о том, чтобы ее члены не лишались должного погребения, сопровождаемого заупокойными молитвами.

«Погребальные обычаи христиан определяются верой в телес­ное воскресение умерших (Ис 26: 19; Рим 8: 11; 1 Кор 15: 42–44, 52–54; Флп 3: 21) и отношением к телу христианина как к храму Божию» (1 Кор 3: 16), — говорится в принятом документе.

Весь обряд христианского погребения выстроен так, что Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека. Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда «земля извергнет мертвецов» (Ис 26: 19) и «посеянное в тлении восстанет в нетлении» (1 Кор 15: 42). «Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл 12: 7), — свидетельствует слово Божие.

«Учитывая древнюю традицию благоговейного отношения к телу христианина как храму Духа Святого, Священный Синод признает нормой захоронение почивших христиан в земле», — говорится в документе Синода.

Церковь наследовала библейскую традицию погребения в землю — ингумацию, основанную на словах Бога, обращенных к нашему праотцу Адаму: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт 3: 19). В христианстве с древних времен места погребения умерших называли усыпальницами — от слова «успение», сон тела.

Христианский обряд погребения устроен таким образом, что каждая его деталь несет тонкий символический и педагогический смысл. Все его действия адресованы как душе усопшего, которая, по учению святых отцов, в первые дни после смерти боится отходить далеко от тела, так и всем сродникам и участникам похорон, к их духовной пользе.

Причем учитывается здесь не только сам процесс погребения, но и дальнейшее ежегодное поминовение, посещение кладбища и ухаживание за могилой. Это нужно в первую очередь живущим, это укоренение в цепи преемственности поколений. Ты не одинок, ты — частичка целого. Своей семьи, рода, всего человечества.

А еще это вопрос вкуса. Духовного вкуса. Если человека привлекает нечто отличающееся от привычной традиции, которая прошла испытание временем, то что-то с этим человеком не так. Презрение своего, тяга к чужому — это извращенный вкус.

А ведь сожжение трупов — не нейтрально альтернативный способ погребения, а именно чужой. Он целиком зиждется на языческом субстрате, на воззрениях восточных культов — таких как индуизм, зороастризм, буддизм.

Мы, христиане, хороним тела наших сродников как драгоценное сокровище, храм Божий, освященный таинствами, мы их украшаем, целуем, вносим в святой храм, потом с честью предаем земле, словно семя будущей жизни, во образ воскресения. Мы исповедуем триединство человеческой природы — дух, душа, тело. Тело — неотъемлемая часть личности. Именно оно воскреснет, и мы с ним вновь соединимся.

Язычники же и представители восточных культов сжигают тела по гнушению телесным составом, считая его темницей души, темным, греховным началом, сотворенным злыми богами и навязанным людям. Или изначально хорошим, но потом испорченным. Это злое начало пленило дух, и ему нужно помочь от него избавиться. Поэтому тело нужно полностью уничтожить. Самым решительным способом.

Следует заметить, что даже если тело усопшего разрушено или уничтожено любым способом, это не влияет на его загробную участь. Церковь молится об упокоении душ тех своих чад, тела которых в силу различных обстоятельств оказались погребены в водной стихии, покинуты на поле брани, сгорели в огне, стали пищею животных или рыб, безвестно пропали в результате землетрясений и различных катастроф. Церковь не лишает их молитвенного поминовения.

Если в силу каких-то причин тело сродника пришлось кремировать, то прах надо предать земле, а не развеивать, так как это тоже религиозный акт, продиктованный соответствующими верованиями. Чужими.

Если родственники, занимаясь организацией похорон, руководствуются только соображениями личного удобства или экономии денег и ввиду этого решаются на кремацию, то долг любого христианина — напоминать им о церковном отношении к кремации. Если воля покойного была, чтобы его кремировали, то сродники не обязаны исполнять такое желание.

Тем более следует возвышать голос Церкви и говорить правду, поскольку пропаганда этого неестественного для нас обряда идет полным ходом. Сторонники, то есть те, кто пытается на этом заработать, откровенно спекулируют, пугают людей тем, что нам-де не хватает уже мест под кладбища. Это ложь. По расчетам, чтобы похоронить всех жителей среднего региона — субъекта Федерации, — нужно всего 0,5 процента территории этого региона. Полпроцента! И только в Московском, перенаселенном, — полтора. И все это при том, что за годы перестройки из сельхозоборота было выведено — заросло лесом и застроено коттеджами — 30 процентов земель.

В нашем постхристианском секулярном мире маховик сноса всяческих традиций лишь набирает силу. Под ударом все устои, казавшиеся незыблемыми. Страшным тараном сокрушается институт брака и семьи. Чтобы разорвать цепь поколений, нас соблазняют чуждым обрядом погребения. Почему же изгоняется традиционный? Потому что он весь пропитан духом благочестия, рождает в душе память смертную и умиление. Лишенные же всего этого, люди перестают заботиться о своем духовном здоровье, радеть о собственном спасении.

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.