Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=1213
27 Октября 2015


Основатель современной бактериологии, мыслитель, глубже других проникший в тайну органической жизни, Луи Пастер говорил: «Чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца». Преподобный Антоний Великий учил, что мир есть раскрытая книга, изучая которую можно познавать Творца. Однако в мире, пораженном грехом, эти знания могут лишь подвести к источнику, но недостаточны для спасения. А бездонный источник спасительных богооткровенных знаний — Церковь Христова.

Любит ли нас Бог? Никто в здравом уме не станет спорить — любит. И человек по мере сил любит Бога. А любящие тянутся друг к другу, хотят больше времени проводить вместе, общаться, узнать больше о любимом. Что знает Бог о человеке? Все. И прошлое, и будущее знает по Своему предведению. Не творит его за нас или для нас, не программирует, а просто знает, куда нас выведет наша свободная воля. А воля наша поистине свободна. Перед нашей свободной волей самоограничился Безграничный. Он попускает совершаться нашей воле, чаще греховной, ибо человек удобнее склонен к греху, нежели к добродетели. А потом действием Своего всемогущества обращает все негативные плоды нашего волеизъявления к благим последствиям.

Увидеть Творца в Его творении

А что знает человек о Боге? Сам узнать что-либо о Боге человек не может. Мы живем в созданном Богом мире, но Творец не равен, не тождественен, ни даже частично причастен Своему Творению. Мир — не порождение, не продолжение Бога, не Его частичка, как учат многие язычники. Существо Божие полностью недоступно опытному познанию. Рассматривая мир, изучая творение Божие, мы можем прийти к мысли, что у всего этого есть Творец, Создатель, что созданный с такой мудростью мир, несомненно, создан и с большой любовью.

То есть рассматривая мир как книгу, мы можем только составить некоторое мнение о Божием величии и премудрости. Такие благочестивые мысли приходят к нам только при одном условии: при незамутненности нашей совести, которая есть как бы голос Божий в нас, говорящий нам, что хорошо и что плохо. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Рим 1: 20).

Люди, изучающие этот мир, ученые — все, за очень редким исключением, люди верующие.

Знаменитый ученый Карл Линней писал: «Воистину есть Бог, великий, вечный, без Которого ничто не может существовать».

В случае поражения совести, когда она заглушена грехами или вообще, по слову апостола Павла, сожжена, даже самые явные и прямые доводы не достигнут ума человека: злая воля и пораженное страстями сердце — седалище чувств — не допустят этого. Человек будет противиться даже очевидному.

Источник истины

Таким образом, сумма наших знаний о Боге называется Божественным Откровением.

Познание Бога через рассмат­ривание Его творения называется естественным откровением Божиим. Однако одного естественного откровения недостаточно, так как грех помрачает в человеке ум, волю и совесть. Доказательством этому являются всевозможные языческие религии, в которых истина смешана с ложными человеческими измышлениями.

Итак, человек может познавать Бога методом исследования сотворенных Им вещей, но это познание является несовершенным и недостаточным и может служить только приготовлением к вере или лишь некоторой помощью на пути к Богу.

По существу же даже при благо­намеренном устроении человек может что-либо узнать о Боге только в том случае, если Бог пожелает ему это открыть специально. Естественно, любящий человека Бог открыл нам о Себе такой объем знаний, какой мы способны вместить: Господь восполняет естественное откровение сверхъестественным.

Он это делает либо Сам, либо через ангелов, но большей частью через людей.

Так как не все люди могут сами принимать откровение от Самого Бога, по своей нечистоте греховной и немощи духа и тела, то Господь избирает особенных, праведных людей, которые могут принять это откровение.

Первыми провозвестниками откровения Божия были Адам, Ной, Моисей и другие пророки и праведные люди. Все они приняли от Бога и проповедали начатки откровения Божия.

В полноте же и совершенстве Божие откровение принес на землю Сам воплотившийся Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, и распространил его по всей земле через Своих апостолов и учеников.

Это Божественное откровение и теперь распространяется между людьми и сохраняется в истинной, святой Православной Церкви.

Господь создал Церковь как универсальный инструмент для спасения всего мира и снабдил ее всем необходимым, всем богатством даров и благодатных средств и всем объемом знаний о Боге. Святой Ириней Лионский пишет: «Не следует у других искать истину, которую легко получить в Церкви. В нее, как в богатую сокровищницу, апос­толы в полноте положили все, что принадлежит истине. Каждый желающий может пить из нее воду жизни, она есть дверь жизни».

«Жизнь жительствует!»

Пожалуй, мало сказать, что Божественное Откровение сохраняется в Церкви. Оно живет в Церкви, им живет Церковь, оно и есть жизнь Церкви. Даже можно сказать, оно — способ существования Церкви во времени. Это живая ткань традиции. А слово «традиция» с латыни переводится как «предание», то есть передача от поколения к поколению совокупности духовного, социаль­ного и культурного наследия.

Итак, Божественное Откровение распространяется Преданием Церкви, самой жизнью ее в мире.

Здесь есть один тонкий момент. В полемике с протестантами, у которых гипертрофирована роль Писания, выработалась теория о двух источниках или двух способах распространения Божественного Откровения: Священном Предании и Священном Писании.

Предание появилось с первым словом в раю, а Писание было не всегда. Первые Ветхозаветные книги написал пророк Моисей, а остальной корпус книг формировался еще долгие сотни лет.

Книги Новозаветного канона писались их авторами на склоне лет, много позже Воскресения и Пятидесятницы. Назначение Писания — зафиксировать Божественное Откровение и сохранить его максимально точно. Без Церкви и живого Предания Священное Писание — лишь литературный, исторический памятник. Не следует выделять Писание в особый источник. Даже если бы Библия, написанная и переплетенная, упала с неба на землю, история ее обретения, изучения и распространения стала бы чем? Преданием этой новосозданной общины последователей!

Не может Писание существовать вне канвы Предания. Вспомним: чем заканчивается книга Деяний апостольских? Ничем! Она не закончена, она просто обрывается на бумаге, но продолжается в жизни Церкви. Это дышит живая ткань Предания. В ней будет строчка и про вас.

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.