Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская епархия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=345416
21 Июня 2012
21 июня 2012 года 8:58
21 июня - день памяти великомученика Феодора Стратилата
Сайт Нижегородской митрополии. Текст Дмитрия Романова.

«21 июня - день памяти великомученика Феодора Стратилата (319 год). О нем рассказал кандидат философских наук, заведующий кафедрой церковной истории Нижегородской духовной семинарии Даниил Семикопов:

Святое воинство не выделено в Церкви в особый чин для почитания. Но среди святых было немало воинов. В первые века христианства мы встречаем воинов среди чина мучеников. Святые Феодор Тирон, Георгий Победоносец, Феодор Стратилат - эти имена знакомы всякому православному. Интересно, что «тирон» и «стратилат» - вовсе не фамилии, а воинские звания этих святых. Так, «тирон» в переводе означает «молодой воин».

Святой Феодор был новобранцем в легионе, квартировавшем в Малой Азии. Когда в начале IV века началось массовое гонение на христиан, воин Феодор пострадал из-за того, что отказался исполнить приказ своего офицера о принесении жертв языческим богам. Другой же Феодор, великомученик Феодор Стратилат, был не простым солдатом, а военачальником. Об этом и говорит его титул «стратилат». Так именовался главнокомандующий на том или ином участке фронта или правитель той или иной части империи.

Феодор за воинскую отвагу был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, в котором и был казнен как христианин в 319 году. Незнание греческой терминологии некогда подвело грузинских агиографов, и в грузинском переводе мученик один - «Феодор Стратилон». При этом змееборчество Феодора Стратилона описано по житию святого Феодора Стратилата, а мучения и смерть персонажа совпадают с греческим текстом жития святого Феодора Тирона.

Синонимом понятия «стратилат» является слово «стратиг». В VIII–IX веках стратиг полностью вытесняет титул стратилата в византийской табели о рангах. Стратиг – наместник фемы (военно-административного округа империи), главнокомандующий фемным войском. Но в широком смысле это - просто военачальник. В таком смысле это слово употреблялось и в средневековой Руси. Неслучайно предводитель ангельского воинства Архангел Михаил называется архистратигом - то есть начальником военачальников, главным воином всего мироздания.

Но после окончания гонений в византийской истории мы уже не встречаем святых воинов. Великомученики были канонизированы за исповедание веры, а не за воинские подвиги. Да и не характерно было для византийцев считать воинскую доблесть христианской добродетелью. Другое дело на Руси, где воинство всегда было в почете, а воинский подвиг рассматривался как христианская жертва за Отечество.

Так, один из самых известных русских святых, святой благоверный князь Александр Невский, был не в последнюю очередь канонизирован как воин и защитник Родины от западной католической агрессии. Не менее характерен и пример святого князя Димитрия Донского - победителя татаро-монголов. Но самый необычный и, наверное, единственный в истории пример канонизации святого именно за воинские подвиги - это недавнее прославление величайшего русского флотоводца Феодора Феодоровича Ушакова. Этот единственный в истории святой адмирал, не знавший ни одного поражения в бою, канонизирован как праведный воин.

«С детства имевший перед собою пример святой жизни родного дяди - преподобного Феодора Санаксарского, воин Феодор Ушаков с помощью Божией, молитвами преподобного старца и своим усердием стал великим флотоводцем», - говорится в деянии о канонизации святого. Но его святость проявлялась не только в победных боях за Отечество, но и в великом милосердии, которому изумлялись даже побежденные им неприятели, так что праведность была первым и главнейшим условием канонизации, а воинские подвиги - свидетельством этой праведности».