Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=347377
29 Июля 2013
Сайт Нижегородской митрополии. Текст Дмитрия Романова.

. О нем рассказал кандидат богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Нижегородской духовной семинарии Алексей Дьяконов:

«Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Уже древнерусские книжники называли его равноапостольным, ибо его подвиг вполне соизмерим с апостольским: он осветил Русскую землю светом христианства, и это событие определило весь ход нашей истории.

Родился Владимир около 962 года. Он был сыном киевского князя Святослава и Малуши, рабыни матери Святослава - великой княгини Ольги. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабу, Ольга сослала ту в отдаленное селение, где и родился будущий великий святой. Вскоре Владимира отобрали у матери, и он воспитывался в Киеве, при дворе своей бабки.

Будучи еще ребенком, летом 969 года, Владимир был наречен новгородским князем, и вскоре между ним и его братьями началась война за власть. В 978 году Владимир с варяжскими дружинами взял Новгород и осадил Киев. Для достижения победы, как свидетельствуют летописи, Владимир решился на братоубийство: убил брата Ярополка. С этого события начинается киевское княжение Владимира, которое продолжалось долгих 37 лет.

Летописцы вообще не жалели черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства. Он был жесток, злопамятен и наделен самыми разными пороками, среди которых прежде всего называют непомерное сластолюбие.

Кроме того, Владимир был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца языческий пантеон - поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши. «И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приносили жертвы бесам...» - повествует летопись. Изваяния Перуна, ставшего главным божеством древней Руси, устанавливались и в других древнерусских городах.

В то же время, к периоду княжения Владимира, Русь уже давно и хорошо знала христианство. Христианами были и ближайшие ее соседи. Главное же заключалось в том, что русские, как и другие славянские народы, получили возможность знакомиться со словом Божиим на своем языке. Это постепенно сделало христианство поистине родным для народа.

Летописи содержат подробный рассказ о Крещении Руси. Сначала Владимир принял послов от волжских булгар (мусульман), латинян и хазар, исповедующих иудаизм, а затем в Киев явился греческий богослов, убедивший великого князя в преимуществах православного вероучения.

Для принятия окончательного решения Владимир отправил «добрых и смысленых мужей» в разные страны. Как известно, вернувшись в Киев, «мужи» рассказали о красоте византийского богослужения, говоря, что «не знали - на небе или на земле были мы, <…> пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах». Посоветовавшись с боярами, Владимир заключил, что византийская вера лучше остальных, и в 988 году Русская земля приняла христианство в качестве государственной религии.

Долгое время, правда, рассказ об «испытании вер» Владимиром считали своего рода сказкой. Однако это летописное предание подтверждается свидетельствами иностранных источников, знающих о подобных посольствах князя Владимира.

Русские люди стали чтить память своего Крестителя уже в XI веке, но только в XIII веке произошло причисление князя Владимира к лику святых».

[v1885]

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.