Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=347402
2 Августа 2013
Сайт Нижегородской митрополии. Текст Дмитрия Романова.

. О нем рассказал настоятель нижегородского храма в честь пророка Илии, преподаватель Нижегородской духовной семинарии протоиерей Николай Горбатовский:

«В разное время Господь воздвигает на служение своих верных рабов согласно с духовными нуждами народа. В то время, когда Илия Пророк вышел на свое служение, Израиль отошел от истины, хотя народ знал и помнил о Завете с Богом и об учении, которое было дано им через Моисея. Падение было настолько велико, что при дворе Ахава тогда обретались около тысячи жрецов Ваала и совсем не было видно служителей Истинного Бога, так что Илия в сердцах воскликнул: «Господи, сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один» (3 Царств 19: 10).

Но Господь ответил ему, что остались еще семь тысяч человек, не преклонивших колена Ваалу (3 Царств 19: 18).

«Жив Господь Бог Израилев!» - такими краткими словами, показывающими всю суть его предназначения, обратился пророк к народу. Предназначение его было не в том, чтобы проповедовать о Боге неизвестном, но напомнить Израилю о Том Боге, Которого он знал, помнил, но не служил Ему, и этим уподобился язычникам. Не новый, но отвергнутый Бог - вот предмет проповеди Илии. Это была проповедь покаяния, но люди по жестокосердию своему ее не воспринимали. И для того чтобы они стали способны ее воспринять, их путь прошел через страдания, через голод.

Нас иногда поражает это: как же так, Божий служитель на 3,5 года заключил небо, так что не было ни одного дождя! И росы не было, и дети гибли, и взрослые… Но гораздо больше нас должно удивить то, что это великое испытание не побудило народ израильский отойти от идолослужения и вернуться к истинному Богопочитанию.

Мы знаем, что в Боге встречаются милость и истина (Пс 84: 11): всегда, даже в самом страшном нашем падении Господь проявляет и милость, и истину. И пророк Илия, грозный и ревностный обличитель, нуждался, чтобы милость и истина встретились в нем. Он явился орудием наказания согрешившего народа, но наказания ради спасения душ, и даже не только душ, но и телес человеческих, ибо история делается не за один день, и падение души есть путь к смерти тела.

Нас часто пугает такая ревность в вере, какую явил пророк Илия, нам привлекательна вера неревностная, чтобы она была делом личным, индивидуальным и не касалась общественной жизни. Но истинная вера не такова. Здесь образцом ревности нам и служит святой пророк Илия. Его вера - это вера как верность, как доверие Богу, именно эта вера спасает и сегодняшнего христианина.

Но где же пример милости? Вспомним, что пророк во время голода жил при потоке Хораф, и ворон по повелению Божию приносил ему хлеб и мясо. Этим Господь учил святого Илию, что если уже ворон, который не заботится даже о своих птенцах, заботится о нем - пророке, то не следует ли ему обратить внимание на народ, который потерял истину, смиловаться над ним и испросить дождь у Бога. Без любви ничто не бывает ценно, и именно этому Бог учил пророка Илию, а через него учит нас всех.

Ревность пророка соединилась с милостью, она стала ему присуща, когда он воскресил сына вдовы. Это должно быть для нас предметом научения, когда мы вспоминаем о пророке Илии: почти за тысячу лет до Христа, в Котором «встретились милость и истина», он уже предвкушал это блаженство».

Get the Flash Player to see this player.