Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=926
29 Ноября 2013


Мы много говорим о традициях: об их важности, о возрождении. Возвращаемся к благочестивым обычаям, различным обрядам. Неужели мы должны соблюдать их только в силу того, что так делалось до нас? Насколько это все нужно?

Живая ткань традиций


Читали ли вы книгу Деяний апостольских? Помните, чем она заканчивается? Ничем… Она обрывается не завершаясь, потому что деяния Церкви продолжаются. Эта книга пишется уже две тысячи лет. Начинаясь с описания жизни первой иерусалимской общины, она принимает в свою ткань всю последующую жизнь Церкви.
Это значит, что христиане продолжают писать книгу Деяний, от поколения к поколению передавая истины веры, священные тексты, духовные песнопения и даже невербально сохраняемые навыки — словом, все многообразие информации на разных, скажем по-современному, носителях (бумаге, пергаменте, камне, изустно). Все то, что содержит в себе Божественное откровение.

Божественное откровение — это совокупность всего того, что Господь благоволил открыть о Себе, о мире, о людях, о нашем спасении. Божественное откровение и теперь распространяется между людьми и сохраняется в истинной Православной Церкви. От начала мира до Моисея не было священных книг, и учение о вере Божией передавалось устным преданием.

В дальнейшем, чтобы Божественное откровение сохранилось вполне точно, по внушению Господа некоторые святые люди записали самое главное в книги. Сам Бог Дух Святой невидимо помогал им, чтобы все, что написано, было правильно и истинно. Все эти книги, написанные Духом Божиим через пророков, апостолов и других освященных на то людей, называются Священным Писанием, или Библией, а все остальное, что не вошло в Библию, но составляет истинную жизнь Церкви, называется Священным Преданием.

По-латински предание — traditio — традиция. Отсюда — мы видим, что все наши церковные традиции, как ручейки, впадают в одну мощную реку Священного Предания.

Что уходит, а что неистребимо?

Традиция — это широкое понятие, включающее в себя структурные элементы, именуемые обычаями. Елка на Рождество, блины на Масленицу, все, что связано с брачной и погребальной обрядностью — все это обычаи, присущие нашей религиозной культуре. В других культурах, естественно, другие обычаи.

Обычаи хоть и передаются из поколения в поколение, но они мельче традиций, и мы, конкретное поколение, можем даже при своей жизни наблюдать, как приходят одни обычаи, уходят другие, как неистребимы третьи, как безжизненны четвертые.

После безбожных десятилетий ХХ века начала возрождаться церковная жизнь, а с нею и обычаи. Даже в годы гонений невозможно было запретить людям красить яйца и печь куличи на Пасху. Из трудов этнографов мы видим, насколько даже в начале ХХ века в деревнях было сильно влияние неизжитого язычества. Поколения, пережившие коллективизацию и урбанизацию, утратили связь с Церковью, не передали множество обычаев. Русальные, купальные действа, Кострома, Коляда, Овсень — все это, слава Богу, ушло и не возвращается. Никто не заплетает косу березе, не пускают венки по реке. Правда, пытаются прыгать через костер в ночь под Иванов день. Но подобное, как и сомнительные попытки возродить масленичные сожжения чучел, нужно пресекать.

Сейчас как никогда благоприятное время отбросить максимум языческих пережитков. Обычай колядовать на Рождество — тоже сложный вопрос. Нужно так его трансформировать, чтобы ушли слова «коляда, колядовать, колядки», а остались только «славление Христа, христославы, ходить со славою».

Кажется неистребимым в сущности новый, стихийно возникший обычай ходить на Пасху на кладбище. В наше время можно наблюдать, как пытаются привить обычаи, якобы имевшие место в далеком прошлом. Один из таких — практика сверхчастого причащения без говения и исповеди. Может быть, в гонимой Церкви первых веков верующие и причащались каждое воскресенье как в последний раз, не зная, смогут ли они собраться снова. Но практика нескольких последних столетий Русской Церкви выработала свой оптимальный порядок — причащаться в постах, а для желающих вне поста — с трехдневным говением.

Держаться того, что держали непосредственно отцы и деды, и есть традиция. А отрицая опыт нескольких поколений, звать в апостольские века — это как раз модернизм и новшество. Заявлять, что на каком-то этапе произошел сбой, что несколько поколений, бывших пред нами, заблуждались, — хула на Духа Святого, действующего в Церкви.

Не праздное зрелище

Подумайте, как в безкнижном обществе, где люди не умеют читать и писать, укоренить память о каком-либо событии или человеке — скажем, о славной победе или великом герое? Сочинить песню, чтобы ее пели, чтобы старики учили детей ее петь.

А как привить какую-либо мысль, идею, истину, догмат, чтобы они передавались из поколения в поколение без искажения? Облечь в одежду обряда. Славянское слово «обряд» само по себе означает «наряд», «одежда» (можно вспомнить, например, глагол «обряжать»).

Красота, торжественность, разнообразие церковных обрядов привлекают многих людей. Но Православная Церковь, по выражению святого Иоанна Кронштадтского, «не занимает никого и не занимается праздными зрелищами. Видимые действия имеют невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание».

Церковные обряды необходимы человеку, так как человеческая природа нуждается в видимых символических действиях, помогающих почувствовать Божественную благодать.

В самом деле, только сухое, интеллектуальное изложение какой-либо истины будет вполне удовлетворительным для ученого мужа, но непонятно натурам чувственным, с богатым воображением. Вернее, оно будет ими не прочувствовано, так как они ориентируются в основном на чувства.

Не только слова молитвы, не только душевное, красивое пение, но необычная обстановка (убранство храма, одеяния священнослужителей), торжественные действия участников обряда и даже запах фимиама, помазание елеем, окропление водой, — совокупность всего этого призвана вызвать, сформировать и зафиксировать в уме и душе человека определенные мысли, чувства и отношения.

Это величайшее достояние — наши церковные обряды! В них тысячелетняя мудрость, обогащающая нас, рождающая по временам необходимые обычаи, вводящая нас в живую ткань Традиции. В жизнь Церкви.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.