Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=996
18 Марта 2014


Встретиться с архимандритом Тихоном, наместником Вознесенского Печерского мужского монастыря, председателем комиссии по канонизации Нижегородской епархии, у нас было два повода. Во-первых, 14 марта исполняется 10 лет со дня создания Нижегородской епархиальной комиссии по канонизации. Другой повод — в Москве на прошедших в феврале Международных Рождественских образовательных чтениях состоялся серьезный разговор о деятельности подобных комиссий, здесь были озвучены новые аспекты их работы.

— Отец Тихон, о чем же новом в вопросах канонизации говорилось на Рождественских чтениях?

— Как правило, рассматривая вопрос прославления того или иного человека — пастыря или мирянина, — прежде, до 2003 года, мы делали выводы исходя только из материалов следственного дела, которое велось на них богоборческой властью. То есть выясняли, как человек вел себя во время следствия, признал или не признал себя виновным, не оговорил ли кого-то. Основная же мысль, прозвучавшая на Рождественских чтениях касательно работы комиссий, заключается в том, что принимать во внимание нужно не только документы следствия: ведь многие дела были сфальсифицированы, строились на основе ложных обвинений. Их — огромное количество.

Так, к примеру, московский Свято-Даниловский монастырь не так давно пришел к выводу, что было сфальсифицировано последнее следственное дело — архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского). Доказать это было непросто. Вложено много труда, много сил. Ведь проблема в том, что когда шло следствие, священник или мирянин не писали показания своей рукой, им давали только подписывать протоколы допроса, а зачастую и подпись подделывали. Поэтому когда мы читаем: «признал себя виновным во всех предъявленных обвинениях», это не всегда означает, что так было на самом деле.

Обвинения, кстати, были самые абсурдные. Допустим, «состоял в диверсионной фашистской организации», «готовил свержение советской власти» или «покушение на товарища Сталина». И все это предъявлялось, например, 80 летнему священнику из какого-то глухого села, а затем «тройка» НКВД приговаривала его к расстрелу.

Дело архиепископа Феодора (Поздеевского) очень тесно связано с делами других деятелей РПЦ, так что московские исследователи хорошо потрудились — доказали, что подписи в нем были подделаны.

— Не так давно я готовила публикацию о новомучениках и исповедниках земли Русской. Изучая материалы, поразилась одному факту: в дореволюционной России духовенства было 63 тысячи. В период с 1989 го по 2011 год Русской Православной Церковью было прославлено всего 1776 новомучеников и исповедников. Я подумала: так мало, неужели остальные отреклись? Оказывается, дело еще и в том, что многие документы были подделаны…

— Это действительно так. Но нужно учитывать еще и то обстоятельство, что далеко не каждый мог выдержать испытания, через которые проходили люди в застенках НКВД. Человек, наверное, и плакать-то уже не мог, был совершенно измучен, раздавлен. Когда мы изучаем следственные дела, зачастую видим: вот протокол первого допроса — человек держится, виновным себя не признает. Но буквально со второго протокола уже начинает «давать показания». Ведь мы не знаем, какие меры воздействия к нему применялись (пытки, например), мы можем только предполагать.

Человеку могли элементарно сказать: «Не подпишешь — мы твою семью расстреляем». И священнику или мирянину ничего не оставалось, как пожертвовать собой и своим добрым именем. Им приходилось делать сложный, мучительный нравственный выбор. Такое происходило сплошь да рядом. А когда шла гражданская война, людей расстреливали без суда и следствия.

Зачастую в делах часть документов отсутствует или была специально уничтожена. И уже объективно судить о человеке весьма сложно. Причем если в двадцатых годах от людей требовали отречения от Бога, от веры, то в 1937 м началась другая политика. Государство уже мало волновал вопрос отречения от веры (все, кто мог, уже отрекся) — нужно было выявить огромную подпольную диверсионную организацию внутри самой Церкви, чтобы иметь повод к ее уничтожению, дискредитировать ее в глазах народа: смотрите, священники все — шпионы…

На Рождественских чтениях митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, говорил о том, что в работе комиссий по канонизации важно опираться не только на материалы следственных дел, но и на сведения о жизни человека до ареста. На то, как он жил, на его официальный послужной список, показания людей, знавших его. И уже потом, когда составлено жизнеописание, приступать к изучению следственного дела.

— То есть должно учитываться и почитание человека в народе? Допустим, к преподобному Серафиму Саровскому притекали люди со всей России и при жизни, и в период до его канонизации, уже тогда были явлены чудеса…

— Конечно. Недаром на Рождественских чтениях Преосвященный Панкратий, епископ Троицкий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, просил обращать внимание на свидетельства о чудесах, происходящих по предстательству тех или иных подвижников. Допустим, хотим мы прославить какого-то человека, служившего еще до революции. О нем даже книги выходили в свое время. Но в наше время о нем не слышно. Нет никакой благодатной помощи ни от честных останков, ни от могилы. О нем не сохранилось в народной памяти ничего, она утрачена. То есть делается акцент именно на то, чтобы было почитание человека в народе.

Владыка Панкратий привел еще такие факты. Да, канонизировали человека. Вроде бы стали люди ходить к мощам. Но потом перестали. Чудес нет, исцелений нет, и почитание тоже сводится на нет.

На Рождественских чтениях речь шла о том, что вообще никогда не стоит спешить с канонизацией. Потому что если она происходит, то почитание не должно быть формальным. И Святейший Патриарх тоже указал: нужно, чтобы память о новомучениках, исповедниках и других святых, канонизированных не так давно, не только значилась в календаре. Должны разрабатываться какие-то мероприятия, посвященные эти святым, освящаться храмы, приделы в честь новомучеников.

Поэтому сейчас комиссии по всей стране будут заниматься таким новым для нас видом деятельности, как популяризация, если можно так сказать, образов святых, прославленных недавно.

— Иногда можно услышать или даже прочитать упоминания о том, что во времена репрессий арестованных мирян и священнослужителей сажали на баржи, вывозили на Волгу, и там суда затапливали. Имеют ли под собой основания такие утверждения?

— Никаких оснований. Это совершеннейшие домыслы. Нет никаких документов, свидетельствующих о том, что приговоренных к смерти казнили вот таким образом. Даже если рассудить логически: как затопить баржу посреди реки, где ходят другие суда? Когда советская власть только устанавливалась, большевики вели себя, конечно, очень жестоко. Но дураками они никогда не были. Если бы хоть одну баржу с людьми действительно утопили, гора трупов плыла бы чуть не до Астрахани.

Вот о расстрелах в 1918 году на Мочальном острове такое свидетельство, и то не в официальных документах ЧК, есть. В свое время в газете «Нижегородская коммуна» был даже опубликован пофамильный список погибших. Были названы архимандрит Августин, настоятель Оранского монастыря, и другие священнослужители и миряне. Епископ Балахнинский Лаврентий, протоиерей Алексий Порфирьев, Алексей Борисович Нейдгардт, предводитель нижегородского дворянства, — они тоже были отвезены на Мочальный остров и по одной версии там расстреляны, по другой — на остров были отправлены их тела для погребения. Но надо сказать, что расстрел на Мочальном острове — это единственный исторически засвидетельствованный случай массового уничтожения людей за веру именно на реке Волге. Однако это не значит, что их сбросили в реку — скорее всего, там, на Мочальном острове, они и были погребены.

— Рассматриваются ли сейчас в Нижегородской епархиальной комиссии по канонизации какие-то дела о причислении к лику святых?

— Пока мы занимаемся исследовательской деятельностью. Так же, как и все аналогичные комиссии. Нужно подробно изучить весь следственный архив, касающийся репрессированных священнослужителей и мирян. Сейчас эта кропотливая работа, в общем-то, подходит к концу. Изучено порядка полутора тысяч дел — огромные тома. На рассмотрение следственных дел уходит не просто много времени, главное — это моральные затраты.

Когда ты изучаешь эти документы, ты все это переживаешь, пропускаешь через свое сердце. Достаточно сложно и тяжело воспринимать информацию. За годы нашей работы выявлено около 300 человек, которые по определенным критериям могли бы подходить под канонизацию. Мы будем более кропотливо изучать документы и факты жизни именно этих людей.

— Есть ли временные критерии в вопросе канонизации? Например, должно пройти 20, 30 или 50 лет с момента смерти человека?

— Конечно, если речь идет о современных людях. Служил, допустим, батюшка в шестидесятые-семидесятые годы. Хороший батюшка, и родственники или бывшие прихожане подняли вопрос о канонизации. В этом случае обязательно должно пройти время, чтобы понять, есть ли среди верующих почитание почившего подвижника благочестия. Если да, то какие факты чудес известны? Официально Синодальной комиссией сегодня рассматриваются материалы только в отношении подвижников и исповедников до 1960 года.

— 14 марта исполняется 10 лет с момента образования комиссии по канонизации Нижегородской епархии. Чем ознаменован для вас этот юбилей?

— Во-первых, как я уже сказал, подходит к завершению большая работа по изучению следственных дел. Для облегчения этой работы митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий предложил создать специальный сайт епархиальной комиссии по канонизации, где мы разместим нашу базу данных. Это должно помочь людям, разыскивающим информацию о своих родственниках. Сайт сможет содействовать и работе комиссии: люди поделятся с нами известными им фактами, документами, фотографиями.

Здесь же будут размещены жития уже прославленных святых, нижегородских новомучеников и исповедников, жития наших древних подвижников и другие материалы. Сайт должен получиться продуктивным. Я думаю, люди будут им пользоваться. Существует мнение, что комиссия по канонизации — это что-то закрытое, несколько тайное. Так вот мы хотим показать, что это не так, и призываем нижегородцев к сотрудничеству. Кроме того, Нижегородской епархиальной комиссией по канонизации подготовлен к изданию альбом «Жития святых и новомучеников Нижегородской епархии». Это большое издание, около 600 страниц, хорошо иллюстрированное. Я думаю, к Пасхе альбом уже выйдет в свет.

— Спасибо за беседу, отец Тихон. Успехов вам в ваших трудах.

Беседовала Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.