Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=1003
31 Марта 2014


Нетрудно заметить, что с наступлением поста интерьер храма становится траурным. Яркие, золотые ткани, в том числе в облачении священнослужителей, заменяются темными — лиловыми, черными. Для верующих людей это совершенно органично и понятно: Церковь готовит нас к восприятию Крестных страданий Спасителя, к Страстной Седмице. А потому и паства должна быть более сдержанна, более щепетильна к исполнению церковных правил благочестия. Но, к сожалению, так происходит не всегда. Как, например, реагировать верующим, если рядом с ними вдруг окажется женщина не только в брюках, но еще и в ярком пляжном платке поверх брюк? На этот и другие вопросы относительно церковной жизни отвечает благочинный Приокского округа иерей Алексий Корехов.

Некоторые женщины, придя в брюках в храм, повязывают поверх них платок, и даже яркие пляжные парео, обер­тывают себя куском ткани. Выглядят нелепо. Разве это выход из положения?

— Это, конечно, не выход из положения. Правила таковы, что в храме люди должны быть подобающе одеты, и соблюдение принятых правил отражает их духовный, эмоциональный и интеллектуальный уровень. Мы же не ходим в театр или на высокий прием в спортивных костюмах! Но те, о ком вы говорите, чаще всего заходят в церковь мимоходом. Они не идут целенаправленно на службу: поставят свечку, перекрестятся и бегут дальше.

Но не пускать их в храм из-за неподобающей одежды нельзя: в таком случае есть вариант, что они больше не придут никогда, а отправятся в ту же секту, где все равно, как они одеты. Лучше всего, если бы на выходе сотрудники храма вежливо объяснили им, какие у нас правила, и попросили в следующий раз одеться соответствующим образом.

Что делать с солью и крупой, в которых на поминках стояли свечи? Они что-то символизируют?

— Cоль или крупа, в которые ставят свечи на поминках или при отпевании усопшего, не несут никакой смысловой нагрузки, а используются как подручные средства при отсутствии подсвечников или специальных приспособлений, их заменяющих. По традиции, при отпевании покойного такие приспособления для свечей крепятся на гроб крестоообразно. После поминок продукты можно выбросить или использовать по назначению.

Я необдуманно, в порыве души, дала обет Божией Матери, но выполнить его не в силах. Что делать? Связана ли я своим обетом?

— Спаситель призывает воздерживаться от клятв, не клясться ни небом, не землей, ни чем-либо другим: «А Я говорю вам: не клянись вовсе» (Мф 5: 33–37).

Мы живем в таком мире, где человек зачастую не может располагать своим временем, выполняя трудовые или семейные обязанности. Поэтому если в порыве чувств возникает желание дать обещание Господу, Божией Матери, лучше поостеречься, тем более когда нет абсолютной уверенности в его выполнении.

Некоторые дают неразумные обещания вроде пожизненного чтения каких-то канонов. Возьмите хотя бы реальный срок — не более 40 дней, а лучше посоветуйтесь с духовником. Будет его благословение — тогда давайте обет, а нет — воздержитесь от этого. Есть поговорка: «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе». А если ноша оказалась слишком тяжела, нужно идти каяться: «Господи, я не могу выполнить этот обет, да, наверное, и не смогу. Прости меня!», и Господь простит. Но грех все равно остается грехом. Обет — это жертва Господу, клятва, и если вы его нарушили, то являетесь клятвопреступником.

Сын хочет жениться на иноверке. Я как отец против. Имею ли я право как-то повлиять на это?

— Имеете право. И можете повлиять. Но не факт, что сможете. Как правило, в брак вступают не 15–16-летние мальчики и девочки, и окончательное решение будет принимать все-таки ваш взрослый сын. Если вам все равно, будет ли ваша невестка иноверкой или нет, и даже мысли не возникает вмешаться в судьбу сына, тогда вы поступаете не как христианин. В таких семьях практически неизбежны раздоры на религиозной почве, даже если молодожены до брака прохладно относились к своей вере.

Все равно они воспитывались в разных традициях, у них разные взгляды на жизнь. А как они будут делить детей, если мать захочет воспитывать их в своей традиции? Посоветуйте сыну предложить его избраннице принять крещение в православие, тогда напряженные вопросы отчасти снимутся, но и то не полностью. Как отнесутся к этому шагу ее родственники, которые живут, например, в Средней Азии?

Еще хуже обстоит дело, когда девушка выходит за иноверца. Скорее всего, она будет вынуждена подчиниться религиозным традициям своего супруга, особенно если ее будущий муж исповедует ислам. Обо всем этом вам обязательно стоит поговорить со своим сыном.

Я слышу во сне голоса. Как к этому относиться?

— Если вы склонны воспринимать эти «голоса» как руководство к действию, то в большинстве случаев это вопрос психиатрии. Однако это бывает следствием чрезмерной увлеченности индивидуума некоторыми сторонами духовной жизни. Встречаются люди, которым свойственна излишняя мистичность, что связано не с клиникой, а с их темпераментом, чувствительностью, — это так называемые «вечные неофиты». Вливаясь в духовную жизнь, они становятся подверженными влиянию любых духовных идей, в которых зачастую самостоятельно не в состоянии разобраться. Поэтому легко могут соблазняться духами злобы, впасть в прелесть.

В истории Церкви описывались случаи, когда даже простые люди удостаивались видения ангелов или святых, которые с ними разговаривали, но такие вещие сны бывали крайне редко, один раз в жизни. Если же у вас они повторяются часто, стоит задуматься, а так ли вы святы, что удостаиваетесь этих видений? Святые отцы вообще не советуют придавать значение снам. Поэтому, проснувшись, нужно сказать себе, что это видение произошло не от хорошей духовной жизни, и принимать его в качестве руководства нельзя.

Можно ли после вечерних молитв делать домашние дела?

— Каких-либо ограничений по времени чтения вечернего правила нет. Тем более что у многих женщин, особенно с грудными детьми, после домашних дел сил на молитву просто не остается. Поэтому лучше совершать правило в 9 часов, будучи в сознании, чем в 12 упасть без сознания и, конечно, уже без всякого правила. А по слову апостолов, творить молитву вообще следует постоянно.

Что делать, если родственник попал в секту? Чем помочь?

— Прежде всего, должна иметь место наша молитва за этого человека. Другими способами бороться очень сложно. Каждый человек делает свой выбор, и если он попал в секту, да еще нашел там учение, претендующее на «истину», разубедить его бывает практически невозможно. Скорее всего, он вас не услышит. Часто такие люди, получив душевную травму и не найдя поддержки в православии, попадают в секту потому, что там их приняли с распростертыми объятиями: «Молодец, что оставил православие. Мы поможем тебе обрести истинного бога!»

Это такая община, которая закрыта, и туда просто так не попадешь. Так что помочь можно только тем людям, кто уже опомнился, с Божией помощью, — и сам ищет выход.

Сын-студент изучает в институте апокрифы и сектантскую литературу. Такова программа, но Церковь запрещает нам это читать. Как быть?

— Если ваш сын учится в таком учебном заведении, где он обязан изучать сектантскую литературу (например, для противодействия экстремистской деятельности), это хорошо, поскольку своего врага надо знать в лицо. Церковь запрещает подобное чтение, когда оно является соблазном, разжигает праздное любопытство не устоявшегося во Христе человека. Само по себе чтение сектантской литературы, если оно не становится предметом переживания, сравнения, самостоятельного сопоставления с другими знаниями, ничего не значит.

У нас на базе нижегородского педагогического университета и Арзамасского пед­института существуют теологические факультеты, где изучают не только распространенные секты, но могут коснуться и апокрифов (еврейских, новозаветных и т. д.). Это даже не Священное Предание, и авторы их могут быть нецерковными людьми. «Апокриф» переводится как «скрытый». В Церкви это слово употреблялось в связи с тем, что еретики часто прятали свои книги, а потом выдавали их за тайные откровения.

Существуют евангелия, деяния, послания, наставления, которые приписываются Христу и апостолам, но таковыми не являются. Они связаны с определенными моментами развития церковной истории. Ведь не просто так собирались Вселенские Соборы, каждый из них опровергал какую-нибудь ересь, с развитием которой распространялись и секты. Все это является предметом научного изучения и необходимо для правильного понимания церковной истории.

Людмила Крапивина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.