Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=1015
28 Апреля 2014


Многие неверующие люди говорят, что легко бы поверили в Бога, если бы Он им явился или сотворил какое-нибудь чудо. «Если Он так хочет, чтобы все в Него верили, неужели Ему так трудно это сделать!» — говорят они. Хочет. И не трудно. Но бесполезно…

Чудо — не праздное развлечение, далеко не всегда встреча с ним несет человеку радость и счастье, это в первую очередь — испытание, выдержать которое дано не каждому.

Вспомним евангельскую притчу о богаче и Лазаре. Умерший и попавший в ад богач просит Авраама послать Лазаря на землю, чтобы вразумить своих грешно живущих братьев. Авраам отвечает: «У них есть Моисей и пророки (то есть Писание)», но богач молит: «Нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк 16: 30–31).


Святые отцы говорят, что приди Христос снова на землю, Он опять был бы оклеветан и убит.

Если Бог есть…

Подумаем о том, как поступил бы каждый из нас, встреть он реалии потустороннего мира в своей жизни. Ведь если произойдет эта встреча, если Бог есть(!), значит надо очищать жизнь свою от всех мерзостей!

И действительно, стоит задуматься, хотим ли мы этой встречи. Что произойдет с нами, приоткройся в нашу тихую эгоистическую жизнь, состоящую на 99,9 процента из удовлетворения своих низменных грешков и страстишек, дверь из мира горнего? После этого мы не сможем спокойно сидеть в своем мирке, где нам «тепло и сыро». Не захлопнем ли мы с гневом эту дверь, не желая ничего менять в своей жизни?..

Важно понимать коварство врага: ведь эта самая причинно-следственная связь, которую мы сейчас наглядно обозначили как «встреча с чудом — необходимость покаяния», сейчас усиленно размывается масскультурой.

Современный человек в лучшем случае не поверит в чудо, даже если вложит персты в рану, как апостол Фома, потому что он пытается жить по скользящей плоскости, не загружаясь серьезными мыслями, а в худшем, поверив, не почувствует позыва стать достойным виденного.

Узреть подмену

Совершенно не подготовленные к духовной брани современные христиане не знают или легко забывают, что у диавола есть свой набор «чудес», что он при определенных условиях может имитировать даже те чудеса, которые являются истинными чудесами Бога. Причем главным условием такой подмены является стремление человека видеть чудеса и даже творить их. 

Об этом пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) в своей книге «О чудесах и знамениях», отмечая, что «такое стремление открывает самообман, основанный на самолюбии и тщеславии, которые обитают в душе и владеют ею». Истинные чудотворцы стали редки и даже исчезают совсем, но люди «жаждут чудес более чем когда-либо прежде… Мы постепенно приближаемся ко времени, когда откроется широкое поприще для многочисленных и поразительных чудес, чтобы привести к погибели тех несчастных потомков плотского мудрования, которые будут соблазнены и совращены этими чудесами». Святитель Игнатий указывает, что само внимание к подобным явлениям, даже без симпатии к ним, чревато вредными впечатлениями и серьезными искушениями.

Жажда неизведанного

Многие, напротив, легкомысленно желают чуда. Узнав, что где-нибудь замироточила икона или произошло еще что-нибудь удивительное, стараются поехать туда, посмотреть, приложиться. А задумываемся ли мы, что встреча с таким чудом накладывает на нас большую ответственность? Имеем ли мы право остаться прежними, неисправленными, встретив в жизни проявление сверхъестественного? Истинные чудеса Божии происходят не для удовлетворения праздного любопытства. Бог — не фокусник, не факир. Цель чуда всегда — духовно-нравственная, назидательная. Сподобил тебя Господь побывать в Иерусалиме на чуде схождения Благодатного огня. Что это изменило в твоей душе, в твоей христианской жизни? Или ты как турист поглазел и остался в душе таким же «ветхим», не уступив места «новому человеку» ни на йоту?

По слову русского религиозного философа Ивана Ильина, тот, кто желает приобрести и выносить в душе настоящий религиозный опыт, должен прежде всего не придавать чуду особого значения, преодолеть в себе беспокойное искание чудес. Должен приучить себя к мысли, что «религиозное» и «чудесное» не одно и то же, что путь, ведущий через «чудеса», есть самый легкий, самый общедоступный, но и самый недостоверный (ибо бывают ложные чудеса), что этот путь может и вовсе увести от Бога и что сущность чуда познается не на первых ступенях религиозного восхождения, а лишь на более высоких.

Вызов Божеству

Если кому и извинительно искать чудес, так это воцерковляющимся подросткам в силу психологии их возраста. Они, входя в мир, испытывают особо обостренно чувство справедливости, порой однобоко: все ты им докажи. Растущий интеллект их уже приучает сомневаться, но зато когда им что-то докажешь («Правда?!»), радости их нет конца.

Ну и, конечно, такой период церковного подростка проходит любой христианин. Именно для подкрепления юной веры издаются сборники вроде «Православные чудеса ХХ века».

А что такое постоянное искание чудес? Это признак отсутствия любви к Богу, а лишь какое-то наемничество. Упрямый подросток в нашей душе, не желающий взрослеть, все время с вызовом провоцирует на «слабо?». «Докажи мне, что Ты дашь мне небесные блага, тогда только для них я и буду трудиться, чтобы наслаждаться ими, чтоб не прогадать и не потратить усилий зря, а Сам Ты мне не нужен». И этого мало: искать чудес — значит искушать Бога. Разве Бог не знает лучше тебя, когда и пред кем явить чудо? Зачем же идешь против воли Божией? Зачем искушаешь?

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.