Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=1060
22 Августа 2014


Внутренний мир человека настолько сложен, что без опытного поводыря в его закоулках не разобраться. Идешь по одному коридору — возникает множество боковых. А ведь одолеть этот лабиринт собственной души так важно! Сегодня на вопросы читателей отвечает клирик прихода церкви в честь святителя Николая Чудотворца поселка Дальнее Константиново иерей Андрей Макеев.

Откуда в ребенке появляются ненависть и злоба, если его родители вполне благополучные и сам он живет комфортно, не зная особых проблем?

— Дело в том, что следствием грехопадения прародителей явилось повреждение человеческой природы. Вне зависимости от того, как человек живет и кто его родители, чему они учат и какой пример подают, появившаяся вследствие грехопадения склонность ко греху в нем сохраняется. «Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя», — обращается к Богу пророк Давид.

Задача родителей состоит в том, чтобы привить ребенку добрый навык, научить его преодолевать эту склонность посредством духовной практики, таинства покаяния и Святой Евхаристии, всего того, что Православная Церковь предлагает нам для врачевания нашей падшей греховной природы. Дети, которые с ранних лет приобщаются к христианской традиции, видят благочестивый пример своих родителей, находятся в более выгодном, если можно так сказать, положении по сравнению с теми, кто рос в неверующей семье.

Если человек уже сформировался, не имея опыта духовной жизни в Церкви, для изменения ему нужно будет приложить больше усилий. Но опускать руки ни в коем случае нельзя. Промысл Божий не оскудевает о нас и действует неотступно, и если человек имеет твердое решение изменить свою жизнь, то с помощью Бога он может рассчитывать на победу в борьбе со своими страстями и дурными наклонностями.

Необходимым условием для начала этого многотрудного пути является желание самого человека измениться. Покаяние по-гречески — «метаноя», то есть изменение ума, хода мыслей, жизненных целей. Человек принимает решение оставить прежний образ жизни, прежние греховные привычки, обещает исправиться, а Господь в Таинстве покаяния не только прощает грехи, но и дает благодатную силу противостоять им впредь.

От человека требуется минимум — желание изменить свою жизнь, все остальное сделает Господь. Но вот этого-то истинного желания нам, взрослым, зачастую и не хватает. А касательно детей хочу сказать, что если перед человеком — благочес­тивый пример родителей и окружающих, это обязательно принесет добрый плод.

Насколько совместимы удовлетворенность собой и покаяние, не противоречат ли друг другу эти понятия?

— Я полагаю, что чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой вполне естественны для человека. Как я уже сказал, покаяние подразумевает изменение. Прежде всего, внутреннее. Представьте, что человек внешне вполне благополучен, чист, хорошо одет и гладко выбрит, но душа его, по слову Священного Писания, может быть полна нечистот. Разумеется, нужно следить за собой, но нельзя заботу о своем теле возводить в какой-то культ, нельзя, чтобы это стало страстью. Все хорошо в меру.

Никакая страсть не должна владеть христианином. Поэтому если желание нравиться себе начинает овладевать тобой, если ты начинаешь думать об этом больше, чем нужно, если внешность становится для тебя кумиром, значит нужно что-то менять в себе. Скромнее одеваться, обратить внимание на свою манеру поведения с окружающими (если это женщина — в первую очередь с мужчинами, если мужчина — с женщинами), наблюдать себя в словах, делах и мыслях.

А вот чувство собственного достоинства, по моему мнению, должно присутствовать в человеке (важно различать, где страсть — тщеславие, а где здоровое чувство собственного достоинства), потому что если ты относишься к себе без должного уважения, ты не можешь относиться с должным уважением к окружающим тебя людям.

Покаяние же рождается от исполнения заповедей Божиих. Человек решает встать на путь исправления, знакомится со Священным Писанием и Священным Преданием, с традициями Русской Православной Церкви, начинает исполнять заповеди и видит, что у него не все получается. Он соотносит свой внутренний опыт с образцом, с учением Господа Иисуса Христа, которое явили своей жизнью святые. Евангельское учение должно стать мерилом нашей жизни. Ведь это не просто текст, который был написан две тысячи лет назад. Это голос Бога, обращенный к каждому из нас и требующий нашего ответа на призыв божественной любви.

Ежедневное чтение Евангелия — это необходимость для христианина и руководство к действию. И если наша жизнь отлична от того, что написано в Евангелии, значит у нас есть повод для покаяния.

Кто грешнее: мужчина или женщина, Адам или Ева?

— Мне кажется, что такая постановка вопроса не совсем корректна. Потому что Адам и Ева — это единое целое, так было задумано Господом. И говорить о степени вины в деле грехопадения просто неразумно. Праматерь Ева была искушена духом, который некогда был на вершине ангельской иерархии, а праотец Адам был прельщен сосудом немощнейшим. Люди, которые говорят о том, что Адам менее грешен, чем Ева, должны всегда помнить о том, что спасение наше пришло через жену — Пречистую Деву Марию — Чистейший сосуд, вместивший Невместимого.

В грехопадении виноваты и Адам, и Ева, что видно из наказания, определенного Богом каждому из них. Оба имели возможность принести покаяние, еще находясь в раю сладости, могли сказать одно лишь слово «прости» — и, возможно, мир между Богом и человеком был бы восстановлен. Но ни Ева не смогла найти в себе сил признать нарушение заповеди Божией по своему хотению, ни Адам не смог явить пример мужества, а, более того, попытался переложить вину на Творца, который дал ему такую жену. Повреждение человеческой природы оказалось настолько серьезным, что для ее уврачевания потребовалось вочеловечение Самого Бога, Его соединение с плотью и душою человека — Своего Творения.

Человек на исповеди постоянно кается в одних и тех же грехах и вновь их повторяет. Что делать, чтобы их победить?

— В деле покаяния очень важен вектор, желание человека меняться. Мы люди немощные, впадаем, как нам кажется, в одни и те же грехи. Иными словами, топчемся на месте. Но важно помнить, что духовная жизнь не статична, она на месте не стоит. Хорошим примером здесь может являться лодка, плывущая против течения реки. Если тот, кто в лодке, не прикладывает усилий, чтобы плыть вверх, судно спускается вниз по реке. Если же человек гребет, то лодка медленно, но продвигается выше по течению.

Так и духовная жизнь не может стоять на месте в море нашего земного странствования. Поэтому говорить об отсутствии движения, духовного роста исходя из повторяемости наших грехов не совсем правильно. Правильнее всего ожидать суда Божия и прикладывать усилия к достижению совершенства. Пусть маленькими шажками, но твердо ступать в направлении отечества Небесного.

Результат не всегда виден сразу. Необходимо от одной исповеди до другой наблюдать за своими поступками и чувствами. И пусть, приходя на следующую исповедь, каждый из нас оставит в прошлом один из проступков, который был совершен ранее. Еще ни в коем случае нельзя отчаиваться. Бывает, что Господь попускает падения для вразумления человека, для выработки у него каких-либо качеств.

Грехи взаимосвязаны. Например, блуд часто исходит от осуждения ближнего. Тому, кого слишком «заботят» моральный облик и поступки окружающих, Господь самому попускает впасть в упомянутый грех, чтобы тот увидел собственную несостоятельность. Но если человек реально старается изменить существующее положение вещей, то он обязательно будет меняться. Если же исповедь для него — просто констатация факта греха, то на положительный результат рассчитывать сложно. Необходимо прикладывать усилия для изменения, и борьба эта и есть крестный путь, к которому призван каждый последователь Иисуса Христа.

Судить же о силе и глубине покаяния следует не нам, а Господу Богу. Рассуждать о том, достаточна или недостаточна степень моего покаяния, достоин я причастия или недостоин — неполезно. Этим иногда оправдывают нежелание идти на исповедь. Это мнимое смирение, духовный самообман.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.