Новости Нижегородской митрополии

Источник информации: Нижегородская митрополия
Адрес новости: http://www.nne.ru/pub.php?id=1084
25 Ноября 2014


«» — это приветствие в среде православных верующих становится повседневным. Оно странно звучит для внешних. «Что-то многовато у вас праздников!» — говорят одни. «Работать не любят, все бы им только праздновать!» — выносят вердикт другие.

Действительно, формально праздников у нас много. Кроме великих и двунадесятых есть еще малые, есть памяти святых и празднования в честь икон Божией Матери. Но что такое — христианский праздник? Как его отмечать? Как проводить, если он случился в будний день и нет возможности пойти в храм?

Словами Псалтири Господь обращается к нам: «Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли» (Пс 45: 11). Что значит — упразднитеся? А это и есть православное христианское понимание праздника. «Праздный» — в другом прочтении «порожний», то есть свободный от всего, чистый сосуд, вместилище.

«Праздник! Святое слово. Когда Бог осудил падшего человека возделывать землю, обремененную проклятием греха, и в поте лица своего есть хлеб свой, Он изрек человеку заповедь — праздновать субботу: «День же седьмой — суббота — Господу Богу твоему». Это не значит только: один день отдыхай, человек, от трудов своих. Нет, это значит много более: неделю работал ты, человек, в заботе о земном, приникая лицом к земле, твоей питательнице, — но в седьмой день воздвигни лицо твое от земли, обрати взоры свои к небу, к Богу, Создателю твоему, и воспари к Нему благодарною душою. И тогда — оставь гнетущие тебя заботы. Упразднись и от богатства и чести, и от нищеты и бесчестия, и обратись к источнику жизни бессмертной — туда, где нет нужды, болезни, зла и неправды», — писал видный государственный деятель Константин Победоносцев.

Не потеха и игрище, не удовлетворение всевозможных похотей, не пиры с возлияниями, а радость духовная, возвышение ума и сердца к Богу — вот что такое истинный христианский праздник. Вот для чего мы упраздняемся от всех суетных попечений. А в мирском понимании праздник — как раз концентрат таких попечений.

Весь год, словно гирляндой, расцвечен благословенной чередой церковных праздников. Конечно, часть их выпадает на рабочие дни, но те, которые случаются в выходные, все православные должны встречать в храме.

Главнейший духовный ритм задает семидневная неделя. «В течение года на каждой неделе сияет верующей душе день Воскресный, — пишет Победоносцев. — Утомленный шести­дневной суетой и заботой, жаждет человек вечера субботы, и вот опять раскрывается перед ним священная поэма субботы — на воскресной всенощной: торжественное начало вечерни, голосами природы призывающее славить Господа, потом осмогласие воскресных стихир и вечерняя песнь на солнечном закате; потом, в сумраке и тишине молитвы, и возвышенные образы псалмов Давидовых; потом в сиянии света громкие торжественные песни Воскресения, с детства радующие слух верного сына Церкви, и на каноне чудные песни ирмосов на восемь гласов, один другого благозвучнее, один другого торжественнее, все издавна знакомые слуху, все неизменно умиляющие душу…»

Посещать храм в день Господень — прямая обязанность христианина, обусловленная четвертой заповедью. Но хочется сказать, что при правильном душевном устроении это не столько обязанность, сколько потребность верующей души. Если «ноги сами не несут» вас в храм в воскресный день — в вашей духовной жизни что-то неправильно.

Для кого звонят колокола?

Вы задумывались, для чего нужны колокола? Позлить атеистов? Показать свое превосходство, широту возможностей? Нет, конечно. Уклад нашей жизни сформировался при господствующем положении Православной Церкви. Когда стоящие в храме отнюдь не весь народ церковный, все множество за пределами храма, занимающееся по необходимости другими делами, — такие же чада церковные. Они не могут быть на службе, но мы изнутри храма подаем им сигнал, что происходит в данный момент. Колокол отмечает главнейшие, самые священные моменты службы, чтобы те, кто не в храме, остановились бы в своих трудах на минуту, совершили крестное знамение, произнесли краткую молитву. Звон колокола вызывает чувство единства, неизъяснимую сладость в сердце. Вас он раздражает, навевает тоску? — вы духовно больны или даже мертвы.

Если не попадаешь на службу

Надо ли хоть как-то в таком случае отметить праздник? Обязательно. Дома, в своей семье — малой церкви — ничто не мешает создать праздничную атмосферу: затеплить лампаду перед иконой, принести в дом букет цветов, испечь пирогов, поздравить родных…

Понятно, что только служебные или учебные дела могут оправдать отсутствие в храме в этот день. Прежде, в годы гонений, некоторые благочестивые христиане заработок за эти дни использовали для милостыни — и это, несомненно, было делом богоугодным. Если же мы пропускаем праздничную службу из-за дачных или домашних дел, меняем на развлечение, то мы грешим против четвертой заповеди, и такая работа не ко времени не принесет нам пользы, а увеселительные мероприятия — радости.

О мойке и стирке

Стойкий стереотип. Неповоротливо народное мышление, несмотря на век скоростей, интернета и всяких, прости Господи, гаджетов.

«Ой, сегодня праздник? А я стирать хотела», — скажет женщина, ложится на диван и включает телевизор.

Почему наши бабушки стойко запрещают стирать и мыться по праздникам? Надо припомнить реалии деревенского быта, в которых сложились личности наших бабушек.

Что такое стирка 50 лет назад и ранее? Это комиссия на весь день. С утра истопить банную печь, нагреть воды, достаточной для стирки всего белья и помывки всего семейства, перестирать все белье, перемыть всех детей, вымыть баню, до темноты успеть высушить белье. Какой тут храм… Неудивительно, что этот героический бытовой подвиг настолько врезался в генетическую память.

А что сейчас мешает нам принять душ утром перед посещением храма? Или положить вещи в барабан автоматической стиральной машины и задать таймером старт на какое угодно время?

Если у вас есть хоть малейшее нежелание идти в храм, если ваша душа не рвется в дом Божий, вы найдете мил­лион причин туда не пойти. И со временем вас все сильнее будут раздражать бесхитростные поздравления: «»

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.