Новости Новгородской митрополии

21 Ноября 2015

Сотрудник епархиального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями иерей Олег Громов дал интервью сайту Новгородской епархии. Священник рассказал об истории церковного служения в тюрьмах и современной роли Церкви в духовном окормлении заключённых.

 

— До того как принять священный сан Вы служили в правоохранительных учреждениях, в том числе в уголовно-исполнительной системе. Расскажите, пожалуйста, как возникло церковное служение в тюрьмах?

— Призыв Спасителя к духовному окормлению узников — «...в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф 25:36) — всегда являлся для христиан непреложным основанием для служения в тюрьмах и милосердного отношения к заключённым. Последний день Своей земной жизни Спаситель провёл как осуждённый на смерть преступник. Апостолы, совершая дело Евангельской проповеди, тоже неоднократно подвергались тюремному заключению. Вся история ранней христианской Церкви, пребывающей в гонении, говорит о неизбежности тюрьмы для христиан первых веков. Христиане первых трёх столетий всячески старались проникать к узникам в темницы и там иногда проводили целые ночи в утешении и облегчении страданий заключённых. Начиная с эпохи Константина Великого Церкви уже не угрожали широкомасштабные открытые гонения, но служение заключённым осталось неотъемлемой частью миссии Церкви в обществе. Византийское правительство в лице царей Гонория и Феодосия II предписывало судьям, чтобы они приходили по праздникам в темницы и узнавали о делах заключённых под страхом строгого взыскания за неисполнение этой обязанности.

120

Церковь также считала своей обязанностью заботиться о заключённых. Предстоятели Церкви и сами посещали узников, и поручали их заботе диаконов, облегчая участь заключённых пастырскими увещаниями и посильной помощью. Более того, I Вселенский (Никейский) собор 325 года учредил институт Procuratores Pauperum (попечение о бедных, горемычных), члены которого должны были посещать тюрьмы, ходатайствовать об освобождении невинных, а в некоторых случаях даже виновных, снабжать узников пищей, одеждой и всеми мерами судебной защиты, и, главное — принимать меры к их нравственно-религиозному исправлению.

По мере распространения христианства, у всех народов, принявших новую веру, защита угнетённых и слабых, забота о неимущих, больных, увечных, престарелых и сиротах, а также попечение о заключённых традиционно вверялось представителям Церкви.

Таким образом, история тюремного служения христианской Церкви в первые века её существования убедительно показывает, что стремление христиан иметь попечение о заключённых, независимо от отношения государства и общества к Церкви, зародилось с самого начала. Это стремление не ослабевает и в настоящее время.

110

— Какие задачи стоят перед священнослужителем, окормляющим тюрьмы?

— Помочь человеку определить свой дальнейший путь жизни, заново расставить приоритеты, переосмыслить духовно-нравственные ценности, отойти от субкриминальной культуры.

Если человек воцерковится, его больше не потянет на преступление? Про это есть поговорка: «От сумы и тюрьмы не зарекайся». Говорить о том, что человек, придя в Церковь, уже никогда не попадёт в тюрьму, нельзя! Церковь — собрание не праведников, а кающихся грешников. Только в результате долгой и кропотливой работы священнослужителя и окормляемого человека при помощи Божьей что-то получается достичь. К примеру, заключённый человек пришёл в храм при исправительном учреждении, заинтересовался, стал общаться со священником, и благодаря этому открыл для себя новый мир, в котором благодать Божья смягчает людские сердца. Человек вдруг понимает, почему он находится в местах лишения свободы, осознаёт смысл наказания — не претерпеть какие-то муки, а чтобы исправиться. С ним работают психологи, педагоги и Церковь, благодаря чему человек становится другим, полезным для общества. Однако при этом необходимо его желание и участие, личное стремление.

130

— С какими трудностями сталкиваетесь?

— Не все люди в тюрьмах — воцерковленные. Здесь есть и определенная криминальная субкультура, которая сильно влияет на образ жизни, поведение и отношения людей между собой. Чтобы воцерковиться, человек должен отойти от этой субкультуры и принять другой закон, закон Божий, одним словом — должна произойти перемена ума. Другая трудность: много людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией. У этих болезней есть четыре грани:

  • Физическая зависимость, которая проявляется в болезненном состоянии, ломке, которые человеку нужно пережить.
  • Психологическая зависимость. Человек просто привык к такому образу жизни.
  • Духовная зависимость. Человек живёт по другим духовно-нравственным взглядам.
  • Социальная грань. Общество не всегда готово принять ранее судимого или наркозависимого человека.
  • — Недавно Вы принимали участие в семинаре по тюремному окормлению лиц страдающих наркотической и алкогольной зависимостью.

    Да, совсем недавно я посетил Институт повышения квалификации сотрудников ФСИН России в Санкт-Петербурге, где принял участие в работе семинара «Церковная помощь наркозависимым в системе исполнения наказаний». Это была совместная акция Синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, Синодального Отдела по тюремному служению Русской Православной Церкви и Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации. Руководил работой председатель Координационного центра по противодействию наркомании епископ Каменский и Алапаевский Мефодий.

    Коллектив единомышленников из священнослужителей, врачей-наркологов, психологов, сотрудников уголовно-исполнительной системы и волонтёров стремился обобщить церковный опыт работы с наркозависимыми на воле и пастырского окормления заключённых, чтобы выработать методы и формы работы священников в тюрьмах с зависимыми от психоактивных веществ. Это новое направление служения Церкви, которое заслуживает особого внимания.

    100

    — Что из предложенного опыта Вас заинтересовало?

    — Прежде всего, опыт работы Душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, действующего с 1996 года на Крутицком Патриаршем подворье в Москве. В Центре работают опытные священники, врачи-психиатры, наркологи, невропатологи, психологи, фитотерапевты, гомеопаты, консультанты по диетпитанию, педагоги-катехизаторы. Комплексный подход к лечению наркомании помимо медицинского лечения и психологической помощи содержит совместное участие в Таинствах Церкви, паломнические поездки, катехизаторские курсы и послушания в монастырях, и позволяет достигнуть высоких результатов в духовно-нравственном исцелении человека.

    Также я заинтересовался разработанными при участии Русской Православной Церкви программами профилактики рискованного поведения для детей и молодёжи: «ЛадьЯ» — для детей старшего подросткового возраста, «Живая вода» — для младших школьников, «Дорога к Дому» — для студенческой молодёжи. В их основе — принципы неспецифической профилактики, направленные на формирование у детей и молодёжи духовно-нравственных ориентиров, способных уберечь от употребления наркотиков и вовлечения в рискованные формы поведения.

    150

    — На Ваш взгляд, что из обобщённого опыта можно применить в исправительных учреждениях Новгородской области?

    — Учитывая специфику уголовно-исполнительной системы, работу с наркозависимыми заключёнными проводят после того, как приговор вступит в силу и осуждённый прибудет в исправительную колонию. При каждом уголовно-исправительном учреждении Новгородской области есть храм или молельная комната, созданы православные общины, окормляемые священником. Именно там начинается церковная реабилитация наркозависимого. Она основывается на действии Божественной благодати, являемой во всей полноте церковной жизни. В этом случае срок заключения уже становится не карой за преступление, а рассматривается как время для покаяния и исправления, осознания причин, по которым человек попал в тюрьму. Здесь он переосмысливает свои духовно-нравственные ценности.

    Вошедший в жизнь православной общины осужденных попадает в особо благоприятную для исцеления души среду. Церковная реабилитация здесь предусматривает не механическое вхождение в Церковь, а поэтапное освоение азов духовной жизни и постепенное приобщение к участию в Таинствах.

    140

    Однако и время нахождения в следственном изоляторе должно использовать с пользой. В медико-санитарной части наркозависимый может пройти курс дезинтоксикации. Здесь же должна состояться и первая беседа со священником, мотивирующая на избавление от пагубного пристрастия.

    После освобождения реабилитируемый продолжает участвовать в церковной жизни под руководством священника, проходит дальнейшее наблюдение и реабилитацию в наркологическом диспансере. Особое значение придаётся жизни в церковной общине, прежде всего — среди людей, освободившихся от наркотической зависимости, которые готовы поделиться опытом жизни без наркотиков.