Новости Новгородской митрополии

6 Января 2014

.



Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну

                                                                    и в последние времена от Девы воплощённому безсеменно, -

                                                                   Христу Богу возопим:

                                                                   «Вознесший бытийственную силу нашу», «свят еси, Господи».

                                                                                                                         (Песнь 3 рождественского канона, ирмос)

 

Возлюбленные о Господе братья и сёстры!

  

Христос рождается - славьте Его! Христос с Небес нисходит - встречайте!

 

Чем величественнее представляется нам Бог, сотворивший вселенную, тем всё более невообразимой по сути своей должна представляться нам тайна вочеловечения.  Не то что бы Бог спустился на землю – Он вошёл в историю, в саму суть человеческой жизни, в жизнь каждого человека, рождающегося на этой земле. Творец Вселенной как бы стал частью Своего творения, оставаясь тем безгранично Целым, которое только и есть истинная жизнь вне изменений и сомнений.

Предрождественская эпоха была временем ожидания избавления от тяжести бессмысленного бытия. О необходимости возвращения «золотого времени», в рамках которого действуют не процессы угасания, а принципы духовного развития, рассуждал ещё великий философ древности Платон. Знаменитый придворный поэт эпохи императора Августа Октавиана Вергилий писал о пророчествах, рождённых в языческой культуре, согласно которым от Девы родится Младенец – родоначальник нового «золотого века». Эти воздыхания древности о необходимости для мира новых смыслов бытия, нового решающего всплеска духовности, который мог бы сделать не народы или цивилизации, а человека главным действующим лицом истории и, прежде всего, своей собственной истории, были выражением не только духовного кризиса тогдашнего мира. Некоторым образом, они являлись и уверением в надежде на возможное утоление духовной жажды, утоление печали о никчемности «маленького» никому неизвестного и мало кому нужного человека. 

Но гораздо более значимым было ожидание непременных кардинальных изменений в среде израильского народа, история которого основывалась на идее избранности в истории. «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные», - сказано было Богом Аврааму в начале истории спасения (Быт. 12,3).  Иудеи того времени помнили и пророчество своего древнего патриарха Иакова, реченные им перед смертью: «Не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49,10). Можно представить себе, каким большим искушением для древних иудеев было видеть Бога, Творца Вселенной, заботящимся, прежде всего, о маленьком, затерянном в тупиках истории, народе, который жил и действовал всегда под впечатлением того великого события, когда Бог вёл его из египетского рабства в землю обетованную. Неспособность противостоять великим империям древности в политическом, а иногда и культурном пространстве, только ещё больше возбуждала в избранном народе осознание собственной значимости и величия. Ибо Примиритель обязательно придёт к ним, и покорность народов будет для них.

И вот, в мало кому известном в то время городе Вифлееме от Девы Марии, которая с детства была посвящена Богу и по пришествии времени замужества отдана в семью благочестивого пожилого Иосифа, рождается Младенец.

«Днесь восприемлет Вифлеем Седящего присно со Отцем» (Утреня, стихира по Евангелии). Его исповедуют небеса, Ему приносят дары волхвы, о Нём радуются пастухи и Его преследует тот, кому не принадлежит скипетр и который не желает жить по Божьим законам.

В Иисусе Христе Бог вошёл в этот мир не как повелитель, но как Примиритель. «В яслях для скота возлежит и пеленами повивается Тот, Кто разрывает многоплетённые пленницы прегрешений» (Песнь 6, тропарь). Проблема только в том, что в нашем мире никто ни с кем и ни с чем мириться не хочет. Было бы благом, если бы люди не мирились с собственными грехами, но непримиримость с другими в отстаивании собственных материальных или властных интересов приводит только лишь к дальнейшему сползанию человечества к бессмысленности бытия и духовному разрушению. С Ирода Великого начинается охота за властью Бога, которая приводит ко всё большим страданиям простых людей.

И всё же свободная покорность Божественному Примирителю овладела в истории очень многими сердцами. Жить в мире с ближним, чтобы примириться с Богом и получить от Него Благодатную помощь для умягчения своего злого сердца, – эта идея стала основой для рождения великой христианской культуры, как на Западе, так и на Востоке. Мы невозбранно верим, что только она и имеет основания для действительного развития. Только в лоне христианской культуры, а не современной цивилизации человек рождается для вечности в Боге и Спасителе нашем Иисусе Христе.

Церковь бережно сохраняет всё лучшее и святое, что было в Её истории. В этом её творческая консервативность, без которой невозможно духовное развитие человека и обогащение культурного наследия тем, что, в свою очередь, необходимо будет бережно сохранять и умножать.

В Рождестве Христовом человечеству явлен Свет Правды, Свет, делающий явью всё то, что струится в вечность как потоки живой воды из «чрева» живущих любовью. Эта Любовь, рождённая в яслях Вифлеемской пещеры, не обещает ни власти, ни богатства, ни удовольствий, но только она приобщает нас к вечному смыслу бытия. Потому что лучше любить страдая, чем, напитав свою жизнь различного рода земными благами, уйти из неё, так и не поняв, что такое любовь, так и не испытав прикосновение Вечности.

Эта Вечность сегодня пришла к нам в своей неизреченной красоте тишины и святости. Возлюбим же Её. Наполним Её благостью свои сердца. Обратим свои лица друг ко другу, чтобы Бог мог быть с нами.

Небо и земля соединились с рождением Христа. Бог сошёл на землю, чтобы возвести человека к небу.

 

«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение»! 

 

 

                                                              МИТРОПОЛИТ НОВГОРОДСКИЙ

                                                                         И СТАРОРУССКИЙ

 

 

Рождество Христово

       2013/2014 г.

 Великий Новгород