Новости Новгородской митрополии

7 Октября 2014

0

Интернет-СМИ «53 новости» продолжает знакомить читателей с 53-мя православными храмами на территории Новгородской митрополии.

 

Церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице — единственный древний храм, сохранившийся до наших дней в Неревском конце Новгорода в пределах вала Окольного города.

 

 

2

Храм расположен на Софийской стороне у перекрестка улиц Стратилатовской и Новолучанской. В древности мимо церкви проходили улицы Щиркова и Розважа, которые шли параллельно от Волхова в сторону вала Окольного города.

История церкви восходит к далекому домонгольскому времени. В основе ее лежит один из наиболее древних храмов Новгорода, четвертый по времени заложения после Софийского собора (1045 г.), церкви Благовещения на Городище (1103 г.), Никольского собора на Ярославовом Дворище (1113 г.).

Однако этот памятник, не имеющий древней живописи и к тому же значительно перестроенный в более позднее время, до последних десятилетий не привлекал особого внимания исследователей. Его история, особенно начального периода, до сих пор изобилует белыми пятнами.

О времени основания церкви и ее заказчике кратко сообщает Новгородская первая летопись под 6623 (1115) годом. В этой самой ранней летописной записи не названо место, где был возведен храм, и не говорится, был ли он каменным или деревянным. В более поздних летописях под тем же 1115 годом Федоровская церковь указана каменной и обозначено ее месторасположение.

3

Кем был основатель храма, Воигость, неизвестно. Имя «Воигость» состоит из двух слов – «вой» и «гость», которые в древнерусском языке обозначали «воин» и «гость», «чужеземец», «купец». Можно предположить, что заказчик, носивший такое имя, был выходцем из рода, который имел отношение к ратному делу. Неслучайно церковь была посвящена мученику Федору Тирону.

Древнейший храм Федора Тирона не простоял и двух столетий - в конце XIII века он был построен заново. Летописец не сообщает, какому великомученику Федору - воину-новобранцу Тирону или военачальнику Стратилату - был посвящен новый храм, но, вероятнее всего, с этого времени он стал носить имя Федора Стратилата. Церковь Федора Стратилата конца XIII века вновь перестраивается в середине XVI столетия. Именно с тех времен церковь приобрела архитектурные формы, в основном дошедшие до нашего времени.

Церковь Федора Стратилата, как и большинство новгородских храмов, очень сильно пострадала в годы шведской оккупации Новгорода 1611-1617 годов. После шведов Федоровская церковь долгое время стояла в запустении. Только во второй половине XVII века Софийская сторона стала постепенно возрождаться. В Неревском конце на многих улицах поселились стрельцы. Тогда на этой обживаемой территории возникла необходимость в приходском храме.

В 1804 году с запада к храму была пристроена четырехъярусная каменная колокольня. До этого времени возле храма стояла простая деревянная звонница, устроенная на двух столбах. В XVIII-XIX веках церковь Федора Стратилата пополняется реликвиями и различными предметами церковного убранства. В годы советской власти церковь Федора Стратилата разделила судьбу большинства храмов. Точный год ее закрытия пока не выяснен. Известно, что в 1924 году церковь была еще действующей. Скорее всего, закрытие произошло в 1933 году. Имеются архивные сведения, что в 1934 году были переданы акционерному обществу «Интурист» для продажи за валюту целые комплексы вещей, происходивших из многих новгородских церквей и монастырей, в том числе и из ликвидированной к этому времени церкви Федора Стратилата. В трагическом 1937 году в числе приговоренных к расстрелу священнослужителей был и священник церкви Федора Стратилата Дмитрий Георгиевич Семенов.

Во время Великой Отечественной Войны церковь Федора Стратилата, в отличие от большинства новгородских памятников архитектуры, пострадала незначительно. В послевоенные годы она использовалась как складское помещение.

В 1955 году 26 православных новгородцев сделала попытку убедить власти в необходимости открытия для богослужений церкви Федора Стратилата на Софийской стороне. Через митрополита Ленинградского и Новгородского Григория верующие обратились к патриарху Алексию и гражданским властям с просьбой о передаче в их пользование храма Федора Стратилата. Однако решением Новгородского облисполкома в просьбе было отказано.

Только в 1991-2002 году были проведены реставрационные работы, которые по разным причинам затянулись более чем на 10 лет, причем храм претерпел за это время два пожара, перебои с финансированием, смену заказчиков и научных руководителей. С 1992 года после ухода из жизни исследователя и научного руководителя реставрации храма Г.М. Штендера работы велись под руководством В.А. Дружинина. После 70-летнего забвения церковь Федора Стратилата на Софийской стороне, отреставрированная на средства государства, вновь возвращена верующим. 19 декабря 2002 года архиепископ Новгородский и Старорусский Лев освятил храм.

При церкви действует воскресная школа и театральная студия «Стратилат». По воскресным дням совершается литургия с сурдопереводом для глухих и слабослышащих прихожан.

Настоятель храма — протоиерей Сергий Золотарев.

4

Клирик — священник Роман Пушкарев.

- Отец Сергий, в Великом Новгороде есть два храма Федора Стратилата. Чем объясняется популярность этого святого в нашем городе?

- Скорее, можно говорить не о популярности в Новгороде, а о популярности на Руси, как, впрочем, и в Греции. Дело в том, что оба святых Федора, Федор Стратилат и Федор Тирон, были покровителями воинов, поскольку для князя воинская доблесть была почитаема в первую очередь. В Византии Федор Стратилат был покровителем высшего сословия. Он, в первую очередь, не просто воин, а воин-мученик. Таким образом на Руси была преемственность с Византией, почитание воина-мученика, воина Христова. Что касается того, почему именно Федор, а не Георгий Победоносец, тоже покровитель воинов, то это связано с родом Мономаховичей. По одной из их линий в крещальных именах был популярен Федор. Кстати, в те времена были, условно говоря, языческие, родные имена, и вторые — христианские. Так, у крестившего Русь святого равноапостольного князя Владимира, крещальное имя было Василий. А у Ярослава Мудрого – Георгий.

- В новгородском Кремле есть церковь святого Андрея Стратилата. Этот святой тоже покровитель воинов?

- Да, «стратилат» означает главнокомандующий, полководец. Вместе с тем же Андреем Стратилатом или Саввой Стратилатом пострадало за Христа много мучеников солдат, уверовавших в истинного Бога взирая на подвиг своего командира.

Я думаю, наш храм не был изначально освящен в память Федора Стратилата. По всей видимости, храм был посвящен или обоим Федорам сразу или, возможно, Федору Тирону. Древняя летопись не указывает посвящения, а просто говорит «храм святому Федору». Возможно, это был Федор Тирон, потому что в правом приделе у нас сохранились остатки престола, который был вторым престолом Федора Тирона. А в Новгородском государственном музее-заповеднике хранится парная икона из храма Федора Стратилата на Ручью, где изображены Федор Стратилат и Федор Тирон. В Византии можно было встретить просто храмы святых Федоров.

- Какие святые особенно почитаются в нашей стране?

- Думаю, самый почитаемый во всем христианском мире святой - это святитель Николай Чудотворец. Причем почитается он не только среди православных и католиков, но даже среди консервативных протестантов.

Многие русские святые обрели всероссийское почитание после возвышения Москвы и объединения вокруг нее других русских разрозненных земель. Например, Сергий Радонежский, 700-летие со дня рождения которого мы празднуем в этом году.

По всей России почитаются святая блаженная Ксения Петербургская, Иоанн Кронштадтский, Оптинские старцы, Серафим Саровский, Пантелеимон Целитель. А дальше все зависит от местности. Недаром нижние ряды иконостаса отличаются друг от друга иконами местных святых.

- Но в молитвах мы в первую очередь должны обращаться к Богу?

- Да, мы должны понимать, что любая наша молитва должна быть всегда обращена к Богу. Например, когда совершается вход с Евангелием во время литургии, поется так называемый входной стих. Так вот это молитвословие обращено к Богу, но прославляется тот или иной аспект, связанный с празднуемым событием – Христос Воскресший, Христос Преобразившийся или Прославляемый в Своих святых.

Можно сказать, что в порядке молитв существует определенная иерархия. Молимся сначала Богу, затем Божьей Матери, а потом святым. Святые своим личным подвигом достигли уподобления Богу настолько, насколько это возможно для сотворенного создания, осуществили замысел Божий о себе. Мы прославляем их как наших помощников, друзей, но не как каких-то особых небожителей, героев или богов. Это нужно понимать. Даже в молебне какому-либо святому мы сначала поем песнопения Христу, затем Богородице и чествуемому святому. Такой же порядок мы видим и в чине наших вечерних и утренних домашних молитв.

5

- Как мы можем понять, что наша молитва услышана? Стоит ли верить в знаки, сны?

- Бог всегда слышит наши молитвы, но искать каких-то особых знаков не надо. Мы обращаемся к Богу как нашему Отцу. Давайте проведем аналогию. Все мы чьи-то дети, а многие из нас уже сами являются родителями. Все мы любим своих детей и желаем им блага. Когда наш ребенок что-то просит, мы даем ему просимое, но, может быть, не сразу или не в той мере, не в той форме, в какой он хочет. Например, если ребенок голоден и просит сладкое, но не полезное, то мы отвечаем на его просьбу, но даем ему более полезную пищу. Потребность в голоде мы насыщаем, но не тем способом, как просит ребенок. Ребенок может быть недоволен, но ведь мы ведь понимаем, что действуем ради его же блага. Так же и Бог слышит наши молитвы, но либо не отвечает на них, либо отвечает позже. Рано или поздно обстоятельства жизни выстроятся так, что ответ придет. А искать какие-то знаки в случайных встречах, или, там, сочетаниях цифр в номерах автомобилей – бессмысленное занятие. Бессмысленное и опасное: обязательно обманемся.

Святые наставники говорили, что сны могут быть от Бога, но бывает это очень редко. Не у каждого из нас в жизни случаются такие экстраординарные обстоятельства, чтобы Богу необходимо было воздействовать на нас через сон. Бог может воздействовать на нас по-разному. Вспомним историю про пророка, у которого ослица заговорила, когда он не хотел слушать волю Божию. Через сон и слова людей тоже можно узнать волю Божию, но бывает это редко.

Сны могут быть и от темных сил, когда мы предаемся страстям и отходим от Бога. Это нередко касается людей, которые вели духовную жизнь, а потом порыв ослабел, и они отошли от Бога.

Наконец, сны могут быть просто отражением наших мыслей, повседневных событий. Психология может лучше объяснить это. Это очень зыбкая почва и не нужно на эти вещи обращать внимание.

Если это сон от Бога, и мы решимся не принять его, в любом случае Бог найдет множество способов донести до человека Свою волю, не только через сон.

- Как человеку стать более терпеливым и смиренным в своих просьбах?

- Если мы просим терпения, то мы сами в этой просьбе должны высказывать терпеливость в ожидании ответа. Если человек просит смирения, то Господь создаст такие обстоятельства в его жизни, где он может проявить свое смирение. Так, у одного из Оптинских старцев есть рассказ из жизни его духовного чада – один человек просил благословения взять себе слугу, а через какое-то время просил благословения прогнать его. Тот оказался дерзким и непослушным. Старец сказал ему – терпи. Ты думал, ты такой смиренный, тихий, а Господь послал человека, который раскрыл твою внутреннюю суть. Ведь из сосуда выплеснется только то, что в нем есть. Толкнешь человека на улице, и сразу увидишь, что у него внутри и что он тебе скажет.

7

У Бога о каждом из нас есть замысел. Святые отцы называли этот замысел «логосом» в значении смысла, смысла нашей жизни. Мы все отличаемся друг от друга, и не только внешностью, не только характерами - у каждого есть свои таланты, дарования. Мы можем отчасти понять, в чем замысел Божий о нас, раскрывая в себе эти дары. Ведь, если у кого-то нет музыкального слуха, то вряд ли он станет великим композитором. И, наоборот, если кто-то музыкально одарен, может не стоит прогуливать занятия в музыкальной школе? Не обязательно талант ограничивается только художественными дарованиями. Талант – это вообще некий дар, вспомните притчу о талантах. С каждого из нас спросится, как мы реализовали то, что нам даровано. Замысел Божий о нас – это то, какими Господь нас предвидит, хочет нас видеть, а значит, реализация того, что в нас заложено. Цель – достичь Царства Божия – у нас одна, но путь туда у каждого свой. И сравнивать, кто лучше, кто хуже, нельзя. Когда мы говорим о нашем пути в вечность, лучшее для нас – это то, что Бог замыслил о нас.

В молитве мы просим «Отче наш, … да будет воля Твоя». В жизни мы часто стоим на развилке дорог, как Иван Царевич в сказке, и просим Господа помочь выбрать именно наш путь и поставить «духовные шлагбаумы» на ненужных нам путях, чтобы нам не плутать и развить дар Божий в нас. Повторюсь, Воля Божия о нас – это лучшее для нас, лучшее из того, что могло бы быть выбрано, прожито нами. И именно этот путь Господь избирает для нашего спасения.

Люди сотворены свободными, но злоупотребление свободой приводит ко злу. Это видно на примере первых людей Адама и Евы, которые реализовали свой дар свободы, принеся в мир зло и страдание. Присутствие зла в мире обусловлено наличием свободной воли разумных существ.

- Такие понятия как судьба, предопределение не существуют?

- Христианство отрицает такие понятия. Да, мы не являемся полностью свободными, ведь абсолютная свобода предполагает полную независимость от всего, но мы не выбирали, когда, где и кем родиться. По самому началу своего бытия мы уже несвободны.

Часто под понятием свободы у нас понимается свобода выбора. Но это свобода выбирать из предложенного нам. Например, можно подойти к киоску и выбрать один сорт алкогольного напитка или другой. Это вроде бы свобода выбора, но по сути, это только иллюзия свободы. Предполагается, что мы всё равно что-то выберем, и причем, из предложенного. А если любой выбор будет потаканием греху? Подлинной свободой окажется в данном случае – отказаться от выбора вообще, не выбирать никакой алкогольный напиток. Это совершенно другой уровень свободы.

Есть свобода действовать в соответствии со своей природой и свобода делать все, что угодно. Многие атеисты пытались подловить верующих – раз ваш Бог всемогущ, то может ли Он сделать то-то и то-то, например, умереть? Вопрос глуп. Если вместо «Бог» поставить «Абсолютное Бытие», мы увидим внутреннее противоречие – как Бытие может перестать быть? Всемогущество ведь не означает осуществление любого бреда, который может прийти нам в голову, например, сделать круглый квадрат.

Мы можем выбрать путь осуществления замысла Божия о нас, но часто на этом пути промахиваемся мимо цели. Cлово «грех», по-гречески «амартия», и означает «промах». Слово «покаяние» - «метанойя» - которое многие из нас понимают просто как раскаяние, на самом деле это означает буквально «перемену ума», «возвращение» к цели, с которой мы сбились. И единственное предопределение, о котором можно говорить - это предопределение ко спасению. Апостол Павел говорит нам о том, что Бог хочет, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины. Когда мы осуществляем волю Божию о нас, мы реализуемся во всей полноте. Отказываясь от следования своему предназначению, мы получаем иллюзию свободы и идем по пути небытия.

Вспомним притчу о блудном сыне. Пока он был с отцом, он считал себя несвободным, взял свою часть наследства, всё прокутил, даже питался из свиного корыта, а затем «пришел в себя» и вернулся с покаянием. Это пример того, что подлинная жизнь, подлинная свобода – наша жизнь в Боге и с Богом.

На самой заре христианства было создано произведение «Учение двенадцати апостолов». Многие ученые датируют его первым веком нашей эры. Красной нитью сквозь этот трактат проходит учение о двух путях – жизни и добра, смерти и зла. Бог не предопределяет каждый шаг в жизни человека, а результат следования по какому-либо пути. Путь зла ведет к гибели, а путь добра - к полноте вечной Жизни в мире и любви.

Проект осуществляется в сотрудничестве с миссионерским отделом Новгородской епархии.

При подготовке материала использован справочник-путеводитель 2013 года «Новгородская митрополия» и материалы с сайта http://wikimapia.org.

Фото Максима Озерцова

Светлана Горина/53 новости