Новости Новосибирской и Бердской митрополии

12 Января 2011
опыт работы новосибирской епархии русской православной церкви в гражданско-патриотическом воспитании молодежи

доклад на рождественских чтениях


православная церковь сегодня, как и во все времена своего существования, занимается так называемой «внебогослужебной» деятельностью. здесь - и благотворительность, и просветительская, культурологическая деятельность и многое другое. особое же попечение православная церковь всегда имела о духовно-нравственном и патриотическом воспитании людей. не являются исключением в этом вопросе и сегодняшняя деятельность новосибирской епархии.

формы работы новосибирской епархии русской православной церкви по нравственному воспитанию молодежи, профилактике различных негативных явлений довольно разнообразна: сотрудничество с правительством новосибирской области в организации и проведении мероприятий «поезда памяти», корабля-церкви «святой апостол андрей первозванный», широкая образовательная деятельность, сотрудничество с военно-патриотическими организациями и военными частями, с различными государственными и общественными организациями, участие в организации и проведении летних военно-патриотических лагерных сборов и лагерей. во много этот опыт уникален и многое из него уже перенимается и распространяется в иные регионы россии.

на основании чего развивается это сотрудничество? что лежит в основе возникшего взаимопонимания?

в этом нет ничего удивительного. вспомним слова великого деятеля русской культуры, а.с. пушкина: «греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер… в отличие от западного – католического, составляющего «особое общество», т.е. как бы государство в государстве, наше духовенство жило неразрывно жизнью со своим народом, служа посредником между ним и государем, как между человеком и божеством… мы обязаны монахам нашей историей, следственно, и просвещением. …духовенство...помогло русскому народу сохранить свой национальный облик».

действительно, во все века существования русского государства церковь жила неразрывно со своим народом, настолько неразрывно, насколько неразрывно пребывает душа живого человека в его теле. при попытке «отменить веру» наша страна в хх веке встала на грань гибели (как и говорится в этом случае, «чуть было не отдала богу душу»). отсюда должно быть понятно, что невозможно религиозную деятельность заключить лишь в молитвы и обряды. православному мировоззрению должно находиться место не только в храмовом пространстве, но и в семье, и на работе, в государственном строительстве. сегодня, перефразируя известную фразу, «можно уже не бояться человека с крестом»...

но все же необходимо постараться предельно честно и досконально выяснить - имеют ли священники право вторгаться со своим словом увещевания в сферы, относящиеся к ведению государства земного?

право церкви вторгаться в область государственного устройства может быть обусловлено, например, следующим фактом: первоосновой государственного права россии является право церковное – древнейший памятник русского права, т.н. «правда ярослава», сам её текст, утверждает в.ключевский, сложился в среде церковной юрисдикции.

но если мы попытаемся безрассудочно, механически применять нормы закона божьего в деле государственного строительства, мы рискуем ошибиться. вот что писал по этому поводу современник пушкина, святитель филарет московский (митрополит московский, тонкий ценитель слова, духовный писатель и публицист, современник а.с.пушкина, вступавший с ним в стихотворную полемику, переводчик библии на современный язык. этим переводом, называемым «синодальный перевод», мы пользуемся до сих пор): «при рассмотрении сего вопроса прежде всего надобно иметь в виду, что господь создал на земле церковь, а не государствопосему, государство не всегда может следовать высоким правилам христианства, а имеет свои правила, не становясь чрез то недостойным христианства».

таким образом, необходимо признание самобытности российского пути государственного строительства и решительный отказ от неоправданных заимствований чужого (чуждого) опыта, считает святитель филарет московский: «…думают одним взором объять все человечество, указывают какой-то самодвижный ход оного к совершенству превозносят успехи так называемого просвещения и образованности, обещают золотой век. и там, где наиболее думают, что все сие сделается само собой и менее всего заботятся о благословении и просвещении свыше – там именно и в то же самое время не находят ни добродетелей, ни нравов, ни спокойствия, ни безопасности. пороки необузданны, распри безконечны, союзы ненадежны, мудрость сделалась не более как товаром, книги и зрелища наполнены преступлениями и ужасом… неужели сие-то и есть прямая дорога и естественный путь к совершенству человечества? или, напротив, не суть ли это распутия, дебри, пропасти, уклонения, заблуждения, падения? …что есть государство?. …оставив бога, оно может быть на некоторое время оставлено самому себе, - по закону долготерпения, или в ожидании исправления, или в орудие наказания других, или до исполнения меры его беззаконий, - но вскоре поражается правосудием… участь государств определяется вечным законом истины, который положен в основание их бытия… нет жизни без единства. неужели думают, что истина божия есть нечто постороннее для истины естественной, полезной человеку и обществу человеческому...? исторгните сердце из тела – что будет с телом? исторгните истину христову из человечества – с ним будет то же, что с телом без сердца, что с миром без солнца».

а вот что писал в начале хх века священномученик, прот. иоанн восторгов (+1917г.): «разве для нас, православных граждан россии, совсем не существует земного, человеческого? не будет ли являться лицемерием утверждать, что нам совершенно безразличны все события, происходящие в нашем земном отечестве? и разве заповеди божии говорят только о небесном и не требуют у нас «не убий», «не укради», «не пожелай добра ближнего своего», «почитай отца и мать», … - разве это не предназначено для жизни земной

«тела ваши – суть храм живущего в вас святаго духа» - читаем мы в евангелии (1кор.,6,19). так же, как душа заботится о теле, в котором пребывает, так же церковь заботится о благоустройстве земной, человеческой жизни. государство – средство, орудие, необходимая среда, которые создают условия для спасения душ подданных этого государства. эти средства государство должно направлять на подавления всего злого, безнравственного и возвеличивание всего благодатного, доброго, христианского.

наконец, гербом нашего государства является двухглавый орел. вероятно, не все из нас сильны в геральдике и чаще верят безграмотным объяснениям журналистов... а ведь древний двухглавый орел, пришедший к нам, в «москву-третий рим» из византии - это удивительный образ единства («соборности») двух ветвей власти нашего государства - власти светской и власти духовной. и царь (президент) и патриарх одинаково трудятся на благо вверенного им народа и одинаково-же ответствуют перед богом (вот что означает третья корона, венчающая невидимого).

вероятно, самое время нам теперь обратится к словам президента россии, д.а.медведева, сказанные ровно год назад на приеме в кремлевском дворце по случаю избрания нового патриарха: «в обновленной россии отношения государства и церкви строятся на основе конституционных принципов свободы совести и вероисповедания, невмешательства государственных органов в деятельность религиозных организаций и в то же время на основе признания государством огромного вклада церкви в становление российской государственности, в развитие национальной культуры и утверждение духовно-нравственных ценностей в обществе. в основе всех наших достижений и побед, представлений об уверенном развитии государства в будущем лежит нравственная сила российской нации, вера в идеалы добра, любви и справедливости. источником этой силы на протяжении многих веков является русская православная церковь. без всякого сомнения, так будет и впредь». по сути те же слова говорил и нынешний премьер-министра россии, в.в. путин (еще в бытность свою президентом россии): «... без христианства, без православия, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы россия. поэтому сегодня, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы нашей жизни, очень важно, очень полезно и своевременно возвратиться к этим первоистокам... для россии это принципиальный вопрос, и, опираясь на православные принципы, мы в состоянии будем укреплять нашу страну сегодня и в будущем».

в этом направлении - в возвращении к первоистокам нашего государственного бытия, в укреплении нашей страны православная церковь и государство могут и должны работать вместе.

если же начать конкретный разговор о патриотическом воспитании, нужно также разобраться: на чем основывается патриотизм? на гордости за свою страну? за ее богатство, силу?... но если только в гордости и самовозвышении черпать источники патриотизма, то мы рискуем выстроить нечто пугающее. ведь если родина станет для человека только источником земных благ и удовольствий, способом стяжания богатств, а сила ее станет основанием для спеси и презрения к другим странам, к злорадству над неудачами других, то это приведет не к величию, а к гибели государства. об этом также предупреждает свт. филарет: «многие предпочли бы построить государство не на основании благословения божия, а на песке мнений, программ, технологий, а вслед за этим поддерживать существование такой конструкции бурями безконечных распрей и переворотов». если не вырваться из порочного круга подобных идей, россии не подняться никогда.

вот что писал по этому поводу великий русский философ, и.а.ильин: «истинный патриотизм родится из духовной природы человека. человек вообще определяет свою жизнь тем, что находит себе любимый предмет. и если этим предметом является духовная жизнь и духовное достояние своего народа – он становиться истинным патриотом. именно духовная жизнь есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него. в ней сущность родины потому, что она имеет объективную ценность перед лицом божиим». не правда ли, эти слова весьма отличаются от фанфарного звука привычных «патриотических» лозунгов? дело в том, что современное общественное сознание слишком нетерпеливо и чрезвычайно поверхностно.

а вот с какой горечью писал в начале хх (столь горестного) века митрополит антоний (храповицкий): «печальная действительность настоящего политического момента очень мало соответствует церковному, евангельскому настроению и мировоззрению русского народа… …современный «национализм» в русском обществе… и в литературе всячески старается совершенно отрешить себя от вероисповедного начала, от православия, от философского учения… провозглашает себя «зоологическим, то есть беспринципным, национализмом, союзом государственной и племенной самозащиты — и только…» не правда ли - сколь актуально (особенно, после пресловутых событий на 11 декабря на манежной площади) звучат сегодня эти слова!

итак - патриотизм. сам термин «патриоизм» происходит от латинского «pater» - «отец». от этого же слова - «отец», и наше - «отечество». …отечество, отчизна, земля отцов… но подлинный, не упрощенный патриотизм не может иметь под собой в качестве основы поэтические «три березки» и прочие «…дрожащие огни печальных деревень». термин «отечество» имеет под собой, как и многое в нашей обыденной жизни, евангельское, духовное основание: «преклоняю колени мои пред отцом господа нашего иисуса христа, от которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» - пишет апостол павел (еф.,3. 14-15). и на основании этого человек на протяжении тысячелетий строил свое земное отечество по образцу («идеалу») отечества небесного.

именно эти идеи мы и пытаемся взять за основу работы в области гражданско-патриотического воспитания в нашей области.

такая работа осуществляется через поддержку епархией различных культурных мероприятий: фестивалей традиционной воинской и народной культуры, концертов и народных гуляний на православные и народные праздники (на рождество христово, на масленицу, на пасху, день победы, дни воинской славы россии и т.д.), спортивных соревнований, работу клубов русского рукопашного боя, военно-патриотических центров и фольклорных студий, казачьего общества новосибирска. дети, подростки, юноши и девушки на подобных мероприятиях учатся проводить праздники в определенной нравственной атмосфере, что, мы надеемся, поможет им удержаться от многих губительных увлечений, столь частых сегодня.

отдельно стоит отметить работу епархии по военно-патриотической работе, по помощи в допризывной подготовки будущих защитников родины.

отдел новосибирской епархии по взаимодействию с вооруженными силами, совместно с казачеством и различными ветеранскими организациями с 1999 года проводит яркое и во многом уникальное мероприятие - православные военно-патриотические сборы «казачья застава», которые проходят в форме учебно-тренировочных туристических сборов. они организуются в рамках «программы подготовки допризывной молодежи к прохождению службы в вооруженных силах российской федерации, государственной программы «патриотическое воспитание граждан российской федерации» и областной целевой программы «патриотическое воспитание граждан российской федерации в новосибирской области». учебно-тренировочные занятия проводят опытные инструкторы, офицеры запаса, ветераны спецподразделений силовых структур в сотрудничестве с военными частями, военных учебных заведений, федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков и других силовых структур (на основании заключенных соглашений о сотрудничестве). учебные программы оканчиваются зачетами и соревнованиями по отдельным дисциплинам, а также комплексно в виде военной игры. сборы проводятся круглогодично – летом, на осенних и зимних каникулах, в выходные дни. с опытом работы этих сборов уже познакомились организаторы военно-патриотической работы из омска, томска, алтая, архангельской, челябинской, кемеровской областей.

большинство курсантов «сибирской заставы» не принадлежат к воцерковленным семьям прихожан новосибирских храмов. конечно есть основной «костяк», но ведь приводят мамы и бабушки в лагерь таких, что аж плачут потом горючими слезами: «я не хочу быть мужчиной!!! – а кем же ты хочешь быть? – в недоумении спрашивают инструкторы и слышат в ответ: «я хочу быть дизайнером...» а ведь еще в крещении каждого из нас нарекли «новоизбранным воином христа бога нашего». безусловно, не все наши дети пойдут служить в армию, и как часто под предлогом этого родители (вольно или не вольно) отказываются от воспитания мужественности в своих детях. (безумную сцену наблюдал в детской поликлинике: мать привела своего великовозрастного отпрыска и доказывала врачу, что он болен какой-то страшной, хронической болезнью. делалось это всё для того, чтобы была соответствующая запись в медицинской книге юноши – года ведь через 2 ему на призывную комиссию идти… и не думает мать, как эта запись еще аукнется парню при попытке поступления на хорошую работу, в высшее учебное заведение… а после этого к врачу подошла девушка и протянула врачу «бегунок» медицинской комиссии для допуска на прыжки с парашютом. врач рефлекторно вздохнула, вслух произнеся: «ну, слава богу, хоть одна нормальная…» …). попытки родителей уберечь детей от трудностей и невзгод («мы страдали, недоедали, пусть хоть наши дети получат всего вдоволь!..») и создали условия, в которых сформировались целые поколения не желающие и не способные к созидательной деятельности. страшный урон это нанесло и нашему православному мировоззрению. боязнь и нежелание иметь воинский дух дает свой отпечаток и на то, что многим сегодняшним прихожанам не хватает сил и желания бороться со своим грехом! именно поэтому известный священник прот. валентин бюрюков так и говорит: «нам всем надо быть сегодня солдатиками...» нужно быть солдатами - чтобы бороться с самим собой (за себя же!), надо сопротивляться греху и злу, царящему в мiре (а не «поддаваться соблазну», как учат нас рекламные щиты).

беда сегодняшнего времени в том, что воспитание (даже христианское!) сегодня - чересчур не мужественное. не имеет современный человек мужества бороться со страстями и соблазнами. не отсюда ли эта эпидемия разврата, наркомании, пьянства?.. современным психологам хорошо известно, как недостаток нравственности сказывается на состоянии человеческой души. низкий уровень личности означает: мелочность и трусость, обидчивость и жадность, похотливость, ослабление воли, ограниченность ума. малодушным свойственны короткие мысли, примитивные желания, низкие влечения. ребенок, огражденный родителями от самостоятельного решения нравственных проблем, не различающий всерьёз добра и зла, не испытавший внутренней борьбы и сердечных переживаний, растёт неблагодарным себялюбцем, жестоким и самоуверенным до глупости. непуганый, избалованный подросток легко обижает окружающих. эгоист не испытывает угрызений совести, наблюдая страдания ближних. а вот при виде чужого успеха, как минимум – впадает в ярость его гордость уязвлена, тщеславие не удовлетворено, жадность не насыщена. зависть и ревность порождают ненависть и месть, доводят до истерик и отчаяния, до агрессивной реакции эгозащиты. поэтому воспитание здорового, подлинного патриотизма, воспитание мужественного человека призвано решить, главным образом, не только проблему обороноспособности страны, но и гораздо более глубокие задачи - семейные, общественные, культурные, духовные.

а в лагере «заставы» курсантов встречает четкий порядок, нравственные нормы, дисциплина, даже есть система наказаний. после окончания сезона некоторые дети, за время работы лагеря привыкшие к дисциплине, откровенно говорят воспитателям: «да уж... родители вам, пожалуй, теперь спасибо скажут...» подросток учится заново радоваться родительским заботам о себе и плодам своих трудов.

в «заставе» нет телевизора и дискотек, но спустя два-три дня ребята уже вовсю пляшут кадрили. парни носят преимущественно «кумуфляж». девушки находят свое место в «заставе». им, пожалуй, подчас, там даже интереснее, чем парням. к девушкам требование одно - никаких коротеньких юбок и топиков. вначале это вызывает, как минимум, недоумение, но вскоре некоторые из них, глядя на своих подруг в русских сарафанах, начинают целыми днями преследовать директора лагеря, клянча у него такое же платье.

в лагере сформировался удивительный для непосвященных людей обычай: в завершении дня совершается хорошо известный в церкви «чин прощения» - после вечерней молитвы все, начиная со старших и оканчивая самым младшими просят прощения друг у друга за нанесенные, вольные или не вольные, обиды. затем, став в своеобразный «казачий круг» равноправно обсуждают прошедший день. видимо само возникновение этого обряда говорит о том, насколько лагерь приблизился к решению задачи формирования особой нравственной атмосферы...

помимо командного состава лагеря, инструкторов, медработника, поваров, значительную нагрузку по работе лагеря несут сами курсанты. каждый день назначается суточный наряд: на кухню, на хоз. работы, на охрану лагеря. лагерь делится не на «отряды», а, согласно казачьей традиции, на «курени». о казачьей составляющей «заставы» стоит сказать подробно. казачество - уникальный случай сложного объединения традиционной бытовой и профессиональной воинской культуры. в казачьем воспитании есть одна важнейшая особенность - ранее казачата с колыбели воспитывались в уже сформировавшейся среде, во многовековом обычае, в среде казачьего братства со стойким уставом. возрождение такой среды и есть сегодня насущная задача.

присутствие священника, конечно, не ограничивается только организацией молитвенного правила, ведь главной задачей преподавания основ воинской православной культуры в лагере является передача ребятам духовных основ воинского мировоззрения, сформированного на протяжении более чем тысячелетней истории российского государства. действительно, сами понятия войны и мира неразрывно связаны с понятиями добра и зла, а воинское служение рано или поздно поставит человека и перед вопросами жизни и смерти. стать полноценным воином можно только тогда, когда удастся ответить на эти мировоззренческие вопросы, которые, безусловно, носят религиозный характер. российское воинство, опытным путем выработало особое воинское религиозное мировоззрение. а стать полноценным христианином можно только тогда, когда будешь готов сражаться со своими страстями слабостями, бороться с самим собой. за себя же...

ведь современная социально-экономическая реальность, связанная со сменой традиционных устоев в обществе, девальвация духовных ценностей, отсутствие единой государственной идеологии и комплексной системы патриотического воспитания, объективно ослабили связи между формирующейся личностью молодого человека и обществом, способствовали возникновению негативных тенденций, что, в конечном итоге, привело к ослаблению основ государственности, усилению социальной напряженности в обществе, особенно, среди молодежи. но работа священника с этой молодежью дает поразительные результаты, наполняя патриотическое воспитание той необходимой духовной составляющей, которой сегодня порой не хватает ни в школе, ни в семье, ни на улице, ни в клубах. к тому же, когда под обучение военным наукам подводится духовно-нравственная основа, тогда у нас появляется уверенность, что наши воспитанники не обратят эти свои знания во зло.

для мониторинга и анализа динамики поведения детей и подростков, их отношения к родине, службе в вооруженных силах россии, к здоровому образу жизни, к употреблению психоактивных веществ были проведены психолого-педагогические исследования с помощью специалистов муниципального центра психологической помощи и лаборатории психологических исследований новосибирского государственного педагогического университета. исследования показали положительную динамику подростков во всех исследуемых аспектах, позитивные изменения в поведении воспитанников и родители, и педагоги отмечают через 2-3 недели работы.

подобных мероприятий в нашей области становится все больше.

так, при православном летнем лагере серафима саровского собора александра невского (с. завьялово, искитимского р-на), более 10 лет действует базовый палаточный военно-спортивный лагерь «полевой стан», в котором межрегиональным центром русского боевого искусства и центром православной культуры «русский щит», совместно с управлением по делам молодежи области, областным центром патриотического воспитания граждан проводятся профильные смены «патриот».

программа обучения и досуга лагеря включает в себя: изучение традиционной системы русского рукопашного боя, фехтование, боевую акробатику, стрелковую подготовку, топографию, водную подготовку, школу выживания, верховую езду, занятия по традиционной народной культуре, песне, плясу, ремеслам, традиционным народным забавам, играм и многое другое. ежегодно в деятельности лагеря «полевой стан» принимают участие около 200 подростков из разных районов области, а также дети из кемеровской, иркутской областей, красноярского края, санкт-петербурга и нижнего новгорода. для работы с детьми привлекаются лучшие педагогические кадры и преподаватели новосибирского педагогического университета, новосибирского колледжа культуры и искусства, новосибирского военного института, офицеры запаса различных силовых структур и другие.

уже четвертый год при воскресной школе преображенского кафедрального собора г.бердска, по примеру «заставы» и «полевого стана» был создан православный военно-патриотический клуб «добрыня», в основу деятельности которого положена система традиционного воспитания, актуальность которого отображена в важнейшем государственном документе – в «концепции национальной безопасности рф», где, в частности, говорится: «обеспечение национальной безопасности рф включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния россии, а так же включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров». в клубе «добрыня» обучение разделено на традиционное мужское и женское воспитание. помимо общих предметов, таких, как основы православной культуры, общефизическая подготовка, юноши отдельно от девушек изучают: военную историю отечества, наследие русских полководцев, историческое фехтование и стрельба из лука, строевую подготовку, специальную военную подготовку, мужские ремесла и промыслы. девушки же, в свою очередь, больше уделяют внимание женским ремеслам, обрядовой кухне, ориентированию, медицинской подготовке, хореографии, самообороне. социальный портрет курсантов клуба: 28% - малоимущие и малообеспеченные, 32% - многодетные, 10% - из неполной семьи, 5,4% - из социально неблагополучных семей, 7% - социальные сироты. без попечения церкви эти дети вряд ли бы рассчитывать на такую заботу и попечение.

летом при бердском соборе для воспитанников клуба «добрыня» и детей прихожан организуется лагерь дневного пребывания «преображение». созданная педагогами лагеря программа организации летнего досуга детей заняла первое место в номинации «за лучшую разработку и реализацию программ по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию среди летних лагерей города бердска».

в 2010 году приход в честь иконы божией матери «владимирская» г.искитима взял под свое окормление военно-патриотический клуб «родина», который, из-за свертывания финансирования со стороны управления образования г.искитима, фактически находился на грани гибели, а сегодня, при помощи прихода, в этом, теперь уже православном военно-патриотический клубе успешно занимаются около 100 чел.

во многом работа этих и подобных православных военно-патриотических объединений основывается на использовании народных традиций и народной культуры. это не случайно. как пишет по этому поводу наталья алексеевна нарочницкая, доктор исторических наук: «…многонациональность нашей россии, конечно, есть неоспоримый факт. но именно разрушение русского стержня, русского народа как явления мировой культуры и истории стало причиной межнациональных трений. …большая ошибка - полагать, что для многонационального государства нужен атеистический, безнациональный стержень. все развалится! нужно бояться не тех, кто кладет кресты, а тех, кто их срывает. только тот, кто ценит и любит свое наследие, способен с уважением относиться к таким же чувствам других. когда национальное чувство подавляют, оно деградирует в зоологическое чувство, этноцентризм, противопоставление «я – не я», «свой – чужой».

конечно, возможны возражения, основанные на утверждении о «многонациональности» и «многоконфессиональности» нашей страны. к тому же куда девать настырно навязываемый нам принцип превалирования «общечеловеческих» ценностей?!

вот официальные данные переписи населения россии по новосибирской области: русских 92 %, немцев 2,2 %, украинцев 1,8 %, татар 1,1 %, белорусов 0,5 %, казахов 0,4 %, евреев 0,3 %, мордвинов 0,2 %, чувашей 0,2 %, других народов 1,3 %. цифры, что называется, говорят сами за себя...

а вот данные совсем недавнего (2008 г.) исследования вциом и религиозных предпочтения жителей россии: православные – 73%, мусульмане – 6%, верующие в бога безотносительно конкретной религиозной традиции – 3%, атеисты – 11%, остальные религии – 7%.

но, несмотря на столь красноречивые данные, вероятно, недостаточно просто констатировать количественное преимущество русских и православных, чтобы согласиться с тем, что при всем многообразии религий и наций, составляющих российский народ, именно русская православная вера явилось тем фундаментом, на котором было создано российское государство.

да, у нас, действительно, много национальностей и вероисповеданий. но именно в православной российской империи сохранялись все нации, вошедшие в её состав (чего, как известно не произошло, например, в америке). при этом они сохраняли свои религии и национально-культурную самобытность. кстати, государь делил своих подданных не по национальному признаку, а по вероисповедальному. и это делалось вовсе не от того, чтобы разделить - кто лучше, а кто хуже. государь и терпимая к иноверцам православная церковь была той скрепой, на которой держалось единство россии. все знали, что каждый может молиться своим богам, а принадлежность к сильному государству была самостоятельной ценностью.

человек, воспитанный вне национальных традиций своего народа не способен уважать и чужые национальные традиции. поэтому, знакомство современной молодежью с народной культурой не разделяет наше многонациональное общество, а способствует лучшему взаимопониманию и уважению. кстати, ставшие известными столь серьезные конфликты на якобы национальной почве в москве, являются как раз оборотной стороной проблемы национального воспитания - неуважение к русским связано именно с забвением нами своей собственной национальной культуры. в качестве иллюстрации хочу привести пример, случившийся с одной нашей фольклористкой в той самой москве. она приехала на один из семинаров по народной культуре и была одета соответственно. на улице к ней подошел чеченец и заговорил с ней на чеченском языке. в ответ на ее недоумение, он перешел на русский язык, но при этом настойчиво называл ее чеченкой. «я - русская!», отвечала она, но чеченец сказал: «нет, не может быть! ты – чеченка!. посмотри как ты одета – длинная юбка, платок… а как одеты русские женщины? посмотри – они выглядят как проститутки!...» …и наша женщина заплакала…

мы знаем, что мир традиционной культуры своими символами, формами, красками создавал вокруг человека особый уклад жизни, способствовал установлению порядка, лада внутри него. и именно усвоение культурного наследия традиционной культуры служит естественному развитию личности, укреплению связей между поколениями, любви к семье, родине, природе, воспитанию чувства патриотизма, положительных моральных качеств, в том числе уважения к родителям и старшим, терпимости к другим людям и их убеждениям.

закончить мне бы хотелось словами н.в.гоголя, исполненными искренности, прямоты и любви: «вы еще не любите россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас все это производит только одну черствую досаду да уныние. нет, это еще не любовь, далеко вам до любви, это разве только одно слишком еще отдаленное ее предвестие. нет, если вы действительно полюбите россию, у вас пропадет тогда сама собой та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже весьма умных людей, то есть, будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для россии и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с ней возможно все сделать. нет, если вы действительно полюбите россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы, но в капитан-исправники пойдете, — последнее место, какое ни отыщется в ней, возьмете, пред почитая одну крупицу деятельности на нем всей вашей нынешней, бездейственной и праздной жизни. нет, вы еще не любите россию. а не полюбивши россии, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев, не возгореться вам любовью к богу, а не возгоревшись любовью к богу, не спастись вам».

orthedu.ru /

настоятель храма во имя св. ефросинии полоцкой, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с вооруженными силами, правоохранительными органами и казачеством, священник димитрий полушин


(голосов: 0)

версия для печати просмотров: 0


Яндекс.Метрика