Новости Новосибирской и Бердской митрополии

20 Января 2011
митрополит иоанн (вендланд) — священник и учёный

живоносный источник • № 1 (2) 2010 год

владимир буданов, академик российской академии естественных наук; при участии священника игоря затолокина


безусловно, одним из самых поразительных и поучительных примеров выбора дороги к храму является жизнь митрополита иоанна (в миру константина николаевича вендланда).

он родился в интеллигентной семье в пе тер-бурге 14 января 1909 года и воспитывался в интеллигентной же среде. но даже выбор высшего учебного заведения для продолжения образования оказался для него необычным: он поступил не в университет, а в санкт-петербургский горный институт. студенты его и раньше отличались подчас довольно дерзким свободомыслием и склонностью к атеистическому восприятию жизни. тем более атеизм стал нормой для студентов через 10 лет после октябрьской революции.

на старших курсах к. н. вендланд вместе со своим другом в. с. соболевым занимался на семинарах в. а. николаева и д. в. наливкина — будущих члена-корреспондента и академика ан ссср. после окончания института и получения специальности инженеров-геологов пути друзей разошлись.

в. с. соболев обратился к исследованию сибирских вулканических пород (они в геологии называются траппами), провел эту работу под руководством будущего академика д. с. коржинского. затем участвовал в решении проблем поисков алмазов, опять же на примерах сибири, и путем сопоставления сибирской платформы с континентом африки и его знаменитыми алмазными диатремами (трубками взрыва) сделал свой замечательный прогноз о возможности нахождения таких же месторождений в сибири. некоторое время был университетским профессором во львове, был избран членом-корреспондентом украинской ан.


митрополит иоанн (вендланд).

позже был избран в ан ссср и возглавил сибирскую школу петрологов в недавно организованном сибирском отделении ан (теперь со ран).

в начале 30-х гг. в. а. николаев стал профессором ташкентского технологического института и пригласил на работу в средней азии своего ученика к. н. вендланда. вначале, помимо преподавательской работы, константин николаевич занимался изучением рудных месторождений южного и срединного тянь-шаня. но в эти же годы в стране приступили к реализации огромного геологического проекта, который вначале назывался таджикская комплексная экспедиция (ткэ), а позже — таджикско-памирская экспедиция (тпэ). в сущности, вся эта работа оказалась настоящим научным подвигом.

за считанные годы лучшие учёные страны исследовали памир и южный тянь-шань, которые являются весьма труднодоступными горными областями, открыли ряд месторождений полезных ископаемых и поставили их на службу недавно образованным среднеазиатским республикам, главным образом таджикистану. участвуя в работах ткэ, в. а. николаев и к. н. вендланд написали первую научную работу по петрологии метаморфических (изменённых факторами давления, температуры и подвижных флюидов) пород.

от привычных и обычных геологических объектов эти породы отличались большой сложностью строения, с ними оказался связанным целый ряд замечательных месторождений драгоценных, поделочных и облицовочных камней, а также месторождений слюды, магнезиального и другого технологического сырья. первая работа была опубликована в «трудах ткэ» за 1934 году, а позже уже в. а. николаев опубликовал в 1937 году в итоговом выпуске «трудов тпэ» большую работу о тектонике, магматизме и метаморфизме памира.

таким образом, к. н. вендланд вместе со своим учителем в. а. николаевым стал основателем актуального метаморфического направления в геологии не только памира, но и вообще в геологии средней азии. но его духовное развитие шло независимым, непостижимым путем, в те тяжёлые времена он примкнул к ташкентской катакомбной церкви, деятельность которой была старательно укрыта от общественного внимания.

но известно, что уже с конца 1920-х годов константин николаевич участвовал в деятельности православной общины в ленинграде (в киновии александро-невской лавры), окормлявшейся архимандритом гурием (егоровым), позднее ставшим митрополитом. братство было создано по благословению митрополита петроградского и гдовского вениамина (казанского), священномученика, расстрелянного в 1922 году. константин николаевич был внештатным псаломщиком, посвящён во чтеца. среди участников общины были будущий митрополит леонид (поляков), будущий архиепископ михей (хархаров) и др. большинство членов братства и его руководители претерпели мученическую кончину.

удалось выжить о. гурию (егорову). в 1933 году архимандрит гурий, бывший заключённый, вернувшись после шестилетнего пребывания за религиозную деятельность со строительства беломорканала, перебрался в среднюю азию. в ташкенте удалось воссоздать братство, жизнь общины (в уменьшенном масштабе) продолжилась тайно от властей. вслед за ним сюда переехало около двадцати уцелевших членов александро-невского братства. члены общины участвовали в тайных богослужениях. впоследствии из этого круга вышли не только митрополит иоанн (вендланд), но и митрополит леонид (поляков), архиепископ михаил (мудьюгин) и другие видные церковные иерархи.

2 сентября 1934 года архимандритом гурием (егоровым) константин николаевич тайно пострижен в монашество с именем иоанн.

14 сентября 1936 года епископом старорусским иннокентием (тихоновым) также тайно рукоположен во иеродиакона, а на следующий день тем же преосвященным рукоположен во иеромонаха.

однако вплоть до 1944 года наука остаётся основной профессией отца иоанна.

в 1945 году после окончания великой отечественной войны иеромонах иоанн стал открыто служить в храме — как сверхштатный священник успенского кафедрального собора в ташкенте. он вовсе отошёл от геологии и полностью отдался церковному служению.

с 1946 года он выполнял секретарские обязанности у своего наставника теперь уже архиепископа ташкентского гурия (егорова).

потом были троице-сергиева лавра, саратов, ректорство в киевской духовной семинарии. и многолетняя служба за границей, чему способствовало знание нескольких языков. в дамаске он представлял московскую патриархию, и у него было двенадцать приходов — шесть в сирии и шесть в ливане. 28 декабря 1958 г. он был хиротонисан во епископа подольского. в берлине, будучи патриаршим экзархом средней европы, окормлял православные приходы нескольких европейских стран. 16 июня 1962 г. назначен архиепископом алеутским и североамериканским, экзархом северной и южной америки. с 22 февраля 1963 г. — архиепископ нью-йоркский и алеутский. 7 октября 1967 г. назначен митрополитом ярославским и ростовским. на ярославской земле он прожил 22 года.

26 декабря 1984 года, согласно прошению, уволен на покой с награждением орденом преподобного сергия радонежского 1-й степени. скончался 25 марта 1989 г. в ярославле.

неисповедимы пути господни и то, каким образом связываются в этом мире судьбы людей. в пятидесятых годах прошлого века страна вновь обратилась к геологическому исследованию памира. наименее изученными в то время оказались как раз метаморфические породы памира, которые нужно было исследовать в соответствии с современными средствами и требованиями, так как такие материалы должны были пойти в основу при составлении государственных геологических карт. конечно, в первую очередь, молодые памирские геологи обратились за помощью к в. а. николаеву, который в то время был профессором ленинградского горного института, а также сотрудником лаборатории геологии докембрия ан ссср и всесоюзного геологического института министерства геологии ссср (всегеи). для всех старых памирских геологов была свойственна особая ностальгия по незабвенному памиру, поэтому даже в. а. николаев, предельно занятый своей педагогической, научной и производственной деятельностью, с готовностью откликнулся на просьбу о помощи.

он прочел от корки до корки первые отчеты молодых геологов, испещрив их своими замечаниями и рекомендациями, а позже в длительных беседах обсуждал классические и вновь поднятые вопросы со своими молодыми коллегами и учениками. к несчастью, он не смог длительно опекать эти исследования, так как вскоре заболел и скончался в 1960 году. но созданная им ленинградская школа специалистов по метаморфизму не осталась в стороне и вместе с геологами таджикистана стала вести исследования на памире.

памирские геологи, развивая столь необходимое стране научное направление, обратились за помощью также к сибирской и московской петрологическим школам, возглавляемым академиками в. с. соболевым и д. с. коржинским. в. с. соболев посетил в управлении геологии таджикистана специальную партию, занимавшуюся матаморфизмом памира, пригласил её работников в новосибирск и оказал огромную помощь в освоении новых методов исследования метаморфических пород, основанных на детальном изучении метаморфических минералов. д. с. коржинский посетил отдел метаморфизма в институте геологии ан таджикистана, подробно осмотрел богатые коллекции пород и минералов месторождений, связанных с метаморфическими комплексами, и пригласил одного сотрудника в москву на повышение квалификации в вопросах происхождения метаморфогенных месторождений.

в. с. соболев уделял много времени помощи в исследованиях памирских геологов, просматривал коллекции шлифов и образцов, интересовался важным вопросом изучения химизма метаморфических минералов, которые вообще были совершенно новыми для памира. много времени потратил на консультации и беседы по проблемам метаморфизма на памире. в одной из бесед, рассказывая о своих друзьях, он упомянул митрополита иоанна, владыку ярославской епархии.

по словам в. с. соболева, он в своих частых командировках из сибири в москву по академическим делам никогда не упускал возможности навестить своего институтского товарища и друга. считал его одним из просвещеннейших иерархов русской православной церкви и очень высоко ценил длительные беседы с ним. к удивлению для памирских геологов, выяснилось, что митрополит в миру носил имя константин николаевич вендланд. а для в. с. соболева неожиданной новостью оказалось то, что его институтский товарищ вместе с их общим учителем в. а. николаевым стоял у истоков исследования метаморфических пород памира. в сущности, явился одним из основателей этого важного для науки и практики петрологического направления в таджикистане, да и в средней азии тоже.

митрополит иоанн был не только разносторонне одарённый учёный, но, прежде всего, человек, обладавший особыми, высочайшими духовно-нравственными качествами.

в г. переславле-залесском, в скромном строении у покровского храма долгие годы жил владыка иоанн. все в его доме чувствовали себя братьями и сестрами. им было рукоположено много достойных прекрасных пастырей. в 1973–1974 гг. у митрополита нес послушание иподиакона леонид григорьевич емельянов, ныне архиепископ новосибирский и бердский тихон. митрополит иоанн был его духовным отцом и наставником, рекомендовал для поступления в семинарию.

в одном из обращений к пастве владыка иоанн сказал: «тот, кто ищет бога, обязательно найдёт его». и действительно, митрополит иоанн (вендланд) и сам был образцом христианина, и помог многим другим найти дорогу к храму.

orthedu.ru /

(голосов: 1)

версия для печати просмотров: 14


Яндекс.Метрика