программа православного палаточного патриотического спортивного лагеря «полевой стан»
введение
программа по проведению и организации «православного палаточного патриотического спортивного лагеря «полевой стан» является значимой частью и продолжением активной работы центра «русский щит», как закрепление и совершенствование в условиях природы (лес, река), полученных в течение года знаний, умений и навыков по военно-патриотической подготовке. идея создания летнего патриотического, спортивного оздоровительного лагеря созревала в ходе постоянной работы центра. лето - время каникул и отпусков и самое подходящее время года для активного отдыха, а также знакомства молодежи г. новосибирска и ее сплочения. природно-климатические условия, караканский бор и река каракан благоприятствуют оздоровлению детей: чистый воздух и активный отдых помогут детям снять напряжение после учебного года и восстановить силы и здоровье. программа включает в себя элементы русской народной, а также воинской культуры: рукопашный бой, народные игры и т.д. работу с детьми в лагере будут вести квалифицированные педагоги межрегионального центра русского боевого искусства «русский щит», и привлеченные мастера традиционной культуры, что вселяет уверенность в достижении результатов работы лагеря.
содержание программы
традиционная русская народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. в русле народной культуры складываются представления человека о мире, система образов и языка, знания и умения, обычаи, формы трудовой и праздничной жизни, система фольклора. на основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и регулируются нормы социальных отношений (семейные, общинные, трудовые, половозрастные и т.д.). сохраняя до наших дней свое основополагающее значение, русская народная культура содержит в себе важнейшие свойства и качества, в которых находит выражение исторический путь, каждого народа. забвение народных традиций, их утрата грозит распадом культурных связей, потерей национального характера, иммунитета, образованием чуждых природе этноса аномалий в жизни общества, ослаблением чувства национального достоинства, разложением нравственных устоев и норм поведения общества. в современный век все более возрастает значение исторического прошлого, культурных традиций народа в переломные, кризисные для государства и общества периоды жизни, когда постоянно меняется социально-экономическая система, внедряется западная массовая культура, которая по своей сути не имеет ничего общего с русской народной культурой. развитие и воспитание у молодежи патриотизма - одного из наиболее глубоких чувств, и любви к отечеству - основная цель, которая объединяет людей прежде всего на гражданской, нравственной, культурной основе. развитие русской воинской культуры может способствовать становлению основ массовой культуры, патриотического, нравственного и военно-патриотического воспитания молодежи. наша программа включает в себя основные элементы славянской воинской культуры, а также народные игры : историческое боевое фехтование саблями и мечами, русский рукопашный бой , игры , например: «гори, гори ясно!», «сидит олень», «кострома», «гонять зайца», «вольная лапта», «большая лапта», «лапта с городками», «вертушки», «свечки», «в хороводе атаман», «сибирские кулачки» и т.д. кроме военно-исторической составляющей, программа включает в себя знакомство с современной начальной военной подготовкой, состоящей из ориентирования на местности, выживания в условиях дикой природы, стрельбы из пневматической винтовки, строевой , тактической и высотной подготовки. практически во всех развитых государствах в том или ином виде действует система подготовки молодежи к службе в армии, воспитания ее в духе верности национальным интересам. военно-патриотическая подготовка юношества существовала в россии всегда. были в ней и недостатки, но были и крупные достоинства. наш опыт военно-патриотического воспитания молодежи перенимали франция, германия, сша. тот же забытый нами комплекс гто был положен в основу оздоровительных молодежных программ во многих странах мира. для современных психологов и педагогов стало бесспорным положение об огромной значимости игры для всей дальнейшей жизни человека. оно выработано в ходе многолетних наблюдений и экспериментов. но в народной педагогике эта истина была установлена гораздо раньше. пожалуй, ни у кого нет сомнений в том, что игра необходима для физического развития ребенка. перед занятиями спортом подвижные игры имеют серьезные преимущества. они содержат едва ли не все естественные движения человека, которые сочетаются в самых различных и постоянно изменяющихся комбинациях (бег, приседания, кувырки через голову, прыжки и т.д.). отсутствие монотонности в движениях, не только препятствует утомлению каких-то одних групп мышц, но и развивает быстроту реакции, ловкость, координацию и т.п. - качества неотделимые от традиционного воинского воспитания в народной традиции. меньшая регламентация игровых правил и эмоциональность игр соответствуют особенностям детской психики. однако гораздо важнее народные игры для формирования личности ребенка или подростка. многие игры, и прежде всего подвижные, существуют только в коллективе, без противоборства, соревнования с соперником, игровые действия превращаются в простые упражнения, в отработку какого - либо навыка. надо отметить, что народные игры часто предполагали участие разновозрастных участников. постоянно находясь со старшими, младшие дети усваивали их игры, подрастая, начинали принимать в них участие. в коллективной игре вырабатывается умение взаимодействовать со своими партнерами, соотносить свои желания с чужими, навыки дисциплины и самоконтроля. не менее важна роль игры для развития воображения, образного мышления, без которого невозможна никакая творческая деятельность. в игре складывается умение ориентироваться в сложных ситуациях, делать единственно правильный выбор из множества открывающихся возможностей в напряженном темпе игры. эта возможность находится в непосредственной связи с развитием речи. таким образом, игра воспитывает практически все качества, необходимые ребенку, мальчику в особенности: умение сосредоточиться и мгновенно реагировать, командовать и подчиняться, стоять за себя и своих друзей, разделять чужое настроение и т.д. все выше сказанное заставляет более серьезно отнестись к использованию педагогических возможностей народных игр и элементов рукопашного боя в работе с детьми и молодежью, и в частности, рассматривать подвижные народные игры и русский рукопашный бой как один из важнейших элементов программы летнего военно-спортивного лагеря. многие игровые формы и элементы рукопашного боя отработаны в деятельности центра «русский щит». народная игра показала себя как одна из лучших в современных условиях форм приобщения молодежи к традиционной русской, а также русской воинской культуре. таким образом, развитие патриотического воспитания молодежи на сегодняшний день становится приоритетным направлением работы межрегиональной общественной организация «центр русского боевого искусства «русский щит».
цели и задачи программы
главной целью программы является: - обучение и воспитание, объединение и сплочение молодежи; - развитие нравственного, духовного, культурного, физического воспитания молодежи, утверждение патриотических ценностей и любви к родине; - повышение престижа военной службы, формирование любви и уважения к родителям, истории родного края. - популяризация традиционных методов физического воспитания. - подготовка инструкторского состава.
задачи:
-оздоровление детей, привлечение их к занятиям спортом и народным играм. - обучение детей основам выживания в условиях природы. основные правила поведения и меры защиты, обучение основам военных знаний. - организация летней занятости детей. посредством обращения к народной культуре развить желание физического и интеллектуального совершенствования.
реализация программы
реализация программы происходит по плану поставленных задач. -постепенное увеличение сложности и объема информации -обеспечение постоянного обучения нормам воинской культуры (общение, поведение, организация свободного времени) -сочетание индивидуальной и групповой работы -ребята находятся за городом в условиях палаточного летнего лагеря, получают знания и закрепляют их на практике.
оздоровление детей проводится путем проведения следующих мероприятий: - ежедневные утренние зарядки и тренировки, эстафеты; - закаливание; -пешие походы; -спортивные соревнования и проведение народных игр.
занятия по традиционной культуре - православное воинское мировоззрение - лекции по истории россии и русской армии. - традиционная русская культура (фольклор, этнография) - ознакомление с казачьей песней и танцем; - лекционные беседы об истории русского воинства, истории сибирского казачьего войска.
знания по воинской культуре: -проведение специальных тренировок по русскому рукопашному бою (система а. кадочникова, «буза», «бурый медведь»). -проведение рукопашных единоборств, о.ф.п. , плавание, боевая акробатика. -приобретение знаний по топографии и ориентированию; -школа выживания -обучение фехтованию и метанию -строевая подготовка; -стрельба из различных видов оружия; -огневая подготовка (винтовка, пистолет). -высотная подготовка.
оказание первой медицинской помощи: -практическое применение знаний медицинской помощи в лесу при травмах с использованием подручных материалов и средств; -применение знаний народной медицины.
организация отдыха и досуга: -проведение игр, вечеров отдыха, бесед , просмотр видео-лекториев, посещение библиотеки и др.
планируемые результаты: формирование и расширение у детей и подростков мировоззрения, развитие патриотизма, воспитание любви к родному краю, развитие интереса и приобретение знаний по воинской культуре, приобретение практических навыков в различных экстремальных ситуациях и условиях, приобщение к народным играм, оздоровление и закаливание детей, приобщение к здоровому образу жизни.