Новости Новосибирской и Бердской митрополии

Источник информации: Новосибирская митрополия
Адрес новости: http://www.nskmi.ru/metropole/news/3594/
19 Января 2018

18 и 19 января во всех православных храмах страны можно увидеть большие очереди людей, стоящих за святой водой. Среди них можно встретить не только прихожан того или иного храма, но и людей маловерующих, а то и вовсе далеких от Бога. Всех их, таких разных по своим воззрениям на жизнь, объединяет в эти дни одно – надежда на милость Божию, явленную в Великой агиасме, способной, по вере нашей, исцелять нас от телесных недугов.

Согласно церковному Уставу, великое освящение воды совершается в навечерие Богоявления (5/18) января, а также в сам день Богоявления (6/19 января). Свое название «великое» водоосвящение получило благодаря особенно торжественному чинопоследованию, содержащему в себе воспоминания евангельских событий, относящихся к Крещению Господа Иисуса Христа. Именно с этими воспоминаниями связаны слова второго тропаря из чина водоосвящения: «Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает воды, Владыку зря крещаема». Своим погружением в Иордан, в котором люди омывали свои грехи, Господь освятил его воды. Этим Господь показал нам, что Он пришел в этот мир, чтобы взять на Себя наши грехи, дабы затем, через Крестную Жертву освободить человечество от рабства греха, диавола и смерти.

«Количество благодати в воде зависит не от дня ее освящения, а от силы веры каждого из нас»

Освящение воды совершается два раза: в Крещенский сочельник, и в сам праздник Крещения. Это исторически сложившаяся церковная традиция, которая не имеет ничего общего с народными представлениями о различном воздействии благодати Божией на воду, взятую 18 и 19 января. Чин освящения воды абсолютно один и тот же, и совершается он по тем же молитвам тех же священнослужителей. Количество благодати в воде зависит не от дня ее освящения, а от силы веры каждого из нас. Только в случае наличия веры крещенская вода будет иметь силу исцелять, очищать и освящать душу и тело, наши дома и принесет нам всякую пользу.

Крещение и Богоявление – два названия одного праздника, связанного с Крещением Иисуса и явлением народу Пресвятой Троицы: Бога Отца в виде голоса из отверзшихся небес, Бога Духа Святого в виде голубя и Сына Божиего, явленного в личности Христа. Поэтому деление воды на Крещенскую и Богоявленскую не имеет никакого смысла.

Церковное освящение воды совершается не только в храмах, но и в водоемах с проточной водой: реках, озерах, источниках. Хождение на «Иордан» совершается в день Богоявления и сопровождается оно торжественным крестным ходом. Важно помнить, что существующее мнение о том, что в этот день освящается вся вода на земле, не соответствует действительности. Становится святой только та вода, над которой был совершен особый молитвенный чин. Вода из-под крана, набранная в эти дни, может быть употребляема как святая, но только в случаях, не продиктованных ленью и нежеланием присутствовать на церковной службе. Если человек, в силу одиночества и физических ограничений, не в состоянии покинуть стены своего жилища, то он, имея веру в Бога и особое дерзновение, может пользоваться такой водой как освященной.

Святую воду можно брать не только в Крещенский сочельник и в праздник Крещения Господня, но и на протяжении всей недели, состоящей, согласно Уставу, из праздничных дней. Емкости для святыни следует заготовить заранее. Это должна быть чистая посуда: баки, стеклянные банки, пластиковые бутылки. Мысль, что святая вода освятит и бутылки, взятые из-под фанты, кока-колы или пива, кощунственна, и будет свидетельством нашего пренебрежительного отношения к агиасме. Не следует приходить в храм с большим количеством посуды с целью набрать побольше воды. В том случае, когда она заканчивается, ее можно добавить в чистую воду и затем пить с верой и молитвой, не сомневаясь в том, что она обладает благодатными свойствами. Хранить воду следует в отдельном месте, желательно возле икон и просфор.

Вода, освященная в эти святые дни, может быть использована для питья, для окропления себя или жилища. Все эти действия должны быть сопровождаемы молитвой: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Великую агиасму следует принимать натощак, но в случае крайней нужды можно и нужно пить независимо от времени суток и времени употребления пищи. Нередко верующие берут воду для своих больных, но далеких от церковной жизни людей. Безусловно, они могут пить ее, но при этом желательно, чтобы они помолились, хотя бы своими словами. В том случае, если святая вода испортилась, ее следует вылить в чистое и не попираемое ногами или чем-либо нечистым место.

Отдельно хотелось бы коснуться обычая, связанного с купанием в праздник Крещения. Эта традиция не несет за собой никакого сакрального смысла и неспособна заменить собой таинства Крещения, открывающего нам врата в Царство Божие и делающего нас родом избранным и царственным священством (1 Петр. 2, 9). Чтобы стать полноправным членом Церкви, недостаточно заставить себя окунуться в январские морозы в проруби. Здесь требуется гораздо более значимая и трудная жертва – искреннее осознание своей греховности и горячее желание в корне изменить свою прежнюю жизнь, далекую от Бога и Его заповедей.


Сергей Сажин, сайт Православие фм

Опубликовано: 19.01.2018