Новости Новосибирской и Бердской митрополии

24 Мая 2011
значение дня святых кирилла и мефодия для вузовского образования
опубликовано: лесовиченко, а. м. значение дня святых кирилла и мефодия для вузовского образования / а. м. лесовиченко // художественная культура и образование: теория, история и методика : сб. статей / сост. а. м. лесовиченко. – новосибирск : изд. нгонб, 2008. - вып. 1. – с. 3-8.

в последнее 20-летие в россии сложилась система церковно-государственных праздников: рождество христово – день единения – день святых кирилла и мефодия (официально – день славянской письменности и культуры). эти дни стали духовным стержнем государственности новой россии, её стабилизирующим фактором.

к сожалению, антирелигиозные и антиправославные политические силы никак не могут успокоиться. казалось бы, что плохого в том, что выходным днём стал любимый народом в течение многих веков праздник рождества? однако много лет продолжаются нападки на его государственный статус. с сопротивлением утверждается и празднование дня единения - день иконы казанской божьей матери. однако, как ни странно, фактически никто не выступает против празднования дня святых кирилла и мефодия. видимо, все понимают значимость содеянного равноапостольными братьями. для кого-то это только память об утверждении кириллической письменности – всё равно важный день. кто-то осознаёт консолидирующую роль деяний святых для становления и утверждения русского государства, принявшего христианство от греков на славянском языке. (нужно отметить, что многие грамотные люди даже не православной ориентации понимают значение православия для нашего государства: не будь его, скорее всего не сохранилась бы ни государственность восточных славян, ни сам этнос). наконец, для православных людей очевидна связь кирилло-мефодиевской традиции с огромным множеством явлений культуры нашей страны во все последующие столетия.

выходит, день кирилла и мефодия – редчайший момент, консолидирующий наше измученное противоречиями, раздираемое общество. вот в чём великий смысл этого дня для современной россии.

разумеется, рассмотрение роли праздника может осуществляться не только для страны в целом, но и для отдельных сфер её культуры.
остановимся подробнее на значении дня равноапостольных братьев для вузовского образования.

вспомнить святых кирилла и мефодия в контексте жизни высших учебных заведений весьма актуально по многим причинам. выделю три из них – важнейшие.

1. один из братьев – константин философ (в монашестве – кирилл) – начал свою самостоятельную деятельность в качестве вузовского преподавателя. вот как сообщает об этом житие святого: «однажды логофет сказал ему: «твоя красота и мудрость принуждают меня любить тебя ещё больше. есть у меня дочь духовная, которую я крестил, прекрасная и богатая, дочь доброго и великого. если хочешь, дам её тебе в жёны, от цесаря же, приняв большую честь и княжение, ожидай и большего, вскоре ведь и стратигом будешь». отвечал же ему философ: «большой это дар для желающих его, для меня же нет ничего выше учения, благодаря нему собрав знания, хочу искать чести и богатства прадеда». услышав ответ его, пошёл логофет к царице и сказал: «вот философ юный не любит жизни этой, всё же не отпустим его из нашего общества, но, постригши в священники, дадим ему службу, пусть будет библиотекарем у патриарха в святой софии, может, хоть так удержим его». и так с ним сделали.

побыв с ними мало на той службе, ушёл в узкое море и скрылся тайно в монастыре, искали же его 6 месяцев и едва нашли его и, так как, не могли принудить его к той же службе, умолили его принять сан учителя, учить философии своих и чужеземцев со всякой поддержкой и помощью. и за это взялся»

в процитированных строках видим убеждённость константина в своём призвании: он отказывается от искушения сделать государственную карьеру: академик е. е. голубинский указывает, что должность стратига аналогична генерал-губернаторской2, - не устраивает его и, казалось бы, соответствующая интеллектуальным запросам должность библиотекаря. лишь предложение преподавать философию в учебном заведении, которое константин сам недавно закончил, удовлетворяет его. именно здесь проявились таланты философа как учёного и оратора. именно в этом качестве он победил в диспуте низложенного патриарха-иконоборца иоанна, именно с профессорской должности, умудрённый опытом обучения студентов, начинает константин свой путь учителя народов.

все эти сведения весьма актуальны для преподавателей и студентов наших вузов в качестве образца для подражания.

2. в истории россии много интеллектуалов, деятельность которых так или иначе созвучна трудам великих братьев. вспомним миссионеров, повторивших их подвиги по отношению к язычникам россии и за её пределами – святого митрополита иннокентия московского, просветителя якутов, алеутов и камчадалов, святого архиепископа николая

японского, многих других подвижников этого тяжёлого дела, некоторые из которых тоже занимались преподавательской работой в вузах и все осуществляли лингвистические штудии, необходимые для обучения студентов.
вспомним, основоположников славянских вузов – святого митрополита петра могилу, зачинателя киево-могилянской академии, учёных монахов иоанникия и софрония ликудов, стоящих у истоков московской духовной академии (первого вуза в великорусских землях), выпускника этого вуза – академика м. в. ломоносова – основателя московского университета. разве можно понять и оценить их труды вне кирилло-мефодиевской традиции?

вспомним выдающихся русских церковных мыслителей, сделавших вклад в развитие и богословской науки и образования – святого митрополита димитрия ростовского, святого митрополита филарета московского, святого епископа игнатия брянчанинова, святого епископа феофана затворника, святого патриарха тихона, патриарха сергия, патриарха алексия ii – тоже выдающегося богослова.

а разве можно не упомянуть учёных хх века, избравших путь священнослужения или монашества: о. п. флоренского, внесшего вклад и в философию, и в богословие, и в искусствоведение, и в энергетику, и в другие области знания; святого архиепископа луку (войно-ясенецкого) – доктора медицины, выдающегося хирурга; изобретателя лекарства от туберкулёза в. и. пузик (в монашестве игнатию); великого философа и филолога хх века а. ф. лосева (в монашестве андронника), кстати, отошедшего ко господу в день святых кирилла и мефодия, митрополита иоанна (вендланда), в миру – зав. кафедрой геологии ташкентского университета, видного химика, профессора в. в. чёрную (в монашестве – игуменья серафима), протоиерея г. коляду, доктора геологических наук и многих других. наконец, сонм православных людей – видных учёных и вузовских преподавателей, среди которых академик, лауреат нобелевской премии н. н. семёнов, академик, д. с. лихачёв, чьё столетие широко отмечается в нынешнем году, выдающийся философ и. а. ильин. в день святых кирилла и мефодия все они могут быть упомянуты как носители великой традиции, идущей от словенских учителей.

3. аспект современного вузовского образования в плане использования кирилло-мефодиевского наследия.

если вспомнить установки константина философа к образованию, нужно акцентировать в современном процессе следующие моменты: опору на традицию, культивирование книги и ораторское мастерство. все эти моменты в современном вузе требуют большого внимания.

традиция. исторические перипетии хх века не способствовали поддержанию каких-либо традиций. приходя из школы большинство студентов проявляют такую степень невежественности в самых элементарных вопросах культурного наследия, что диву даёшься. причём винить в этом самих студентов невозможно: ну, не передали им ничего!

есть и другая проблема – попытки культивировать вредные традиции или псевдотрадиции. мне приходилось сталкиваться с подготовленными студентами-заочниками программами деятельности детских садов, где предлагаются «гадания с детьми». с детьми не гадали даже в условиях крестьянского двоеверия, не говоря уже, что это в принципе душевредные действия. сейчас можно столкнуться с попытками культивировать дохристианские традиции, исчезнувшие много веков назад, реанимация которых осуществляется на основе гипотез (фактически фантазий) современных авторов. какой смысл в таких традициях?

совсем неблестяще обстоят дела с утверждением практики чтения в студенческой среде. мало читают не только беллетристику, но и литературу по учебным курсам. во многих группах почти невозможно заставить прочитать что-либо. письменные задания тоже не способствуют решению проблемы, поскольку поставлена на поток практика выполнения таких заданий кем-то за деньги. разумеется, в подобных условиях невозможно даже ставить задачу развития устного выражения мысли.

утверждению классических норм вузовской подготовки не способствуют и предельно технологизированные методики тестовых опросов. сама по себе эта форма проверки знаний совсем не плохая, но только при условии вспомогательного использования. когда её пытаются навязать как основную, вся система обучения начинает сводиться к накоплению «точечного» знания, в то время как глубокое постижение предмета требует континуального «проживания» изучаемого материала. сомневаюсь, что студенты, обученные только «точечно» способны к решению каких-либо нестандартных задач, а ведь именно на это всегда было ориентировано высшее образование в кирилло-мефодиевской традиции, утвердившейся в наших вузах «от века».
как видим, празднование дня кирилла и мефодия позволяет ставить и обсуждать множество серьёзных вопросов весьма актуальных для наших вузов



1 сказания о начале славянской письменности. – м., 1981. – с. 73
2 богословские труды. – м., 1985. – вып. 26. – с.104

образование и православие / андрей лесовиченко

(голосов: 1)

версия для печати просмотров: 2


Яндекс.Метрика