Новости Новосибирской и Бердской митрополии

8 Июня 2011
духовно-нравственные проблемы общества и значение церкви в их разрешении
доклад на конференции «духовно-нравственное воспитание детей – общая задача школы и церкви» иерея кирилла портнягина, настоятеля храма во имя иконы пресвятой богородицы владимирская г. искитима.

по своей сути термин "проблема" обозначает научный вопрос, и аристотель ("топика" кн. i, гл. 11), разделяя это понятие, говорит о том, что проблемы бывают теоретическими и практическими. наш вопрос о духовно-нравственном состоянии общества затрагивает обе области. и можно даже вывести некую схему того, как он должен решаться. на первом месте стоит истина, которая постигается теоретическим путем, и затем уже возможно выяснение того, как знания об истине или мировоззренческие ориентиры определяют духовно-нравственное состояние и, соответственно, поведение человека.

прежде чем приступить к обсуждению этого вопроса, мы должны определить для себя понятия нравственности и духовности. если вопрос о нравственности на сегодняшний день отчасти для многих является понятным - это общепринятые законы и нормы человеческого поведения, то понятие о духовности является расплывчатым, и мы имеем по этому вопросу разброс мнений. например, "педагогический словарь" дает такое определение: духовность - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов. в более упрощенных вариантах этого понятия к духовности относят все виды человеческого творчества: художественного, научно-познавательного, технического и др. чаще всего духовность в светской традиции получает если не сугубо знаниевую, то, по крайней мере, морализаторскую или эстетизированную трактовку.

православно-христианская трактовка духовности логична и понятна. известный православный богослов, эмигрант павел евдокимов пишет: "слово "духовный" отсылает к святому духу и указывает на уровень бытия, свойственный "рождению свыше". существуют современные, более основательные церковные разработки по вопросам духовности, в пример можно привести слова протоиерея александра салтыкова о специфике православной духовности. он выделяет такие черты православной духовности, как центрированность на категории образа, иконографический канон соборного опыта церкви, символичность духовности, а также связь с категорией духовного подвига, основанного на "трезвéнии ума".

итак, совершенно очевидно, что понятия о духе и душе относятся к сфере религиозного мировоззрения, и в этом контексте понятие о духовности исходит из того, что духом является бог, а духовностью является богоподобие, которое достигается человеком в течение всей его жизни. путь, которым человек достигает богоподобия, предлагается христом в двух основных законах - первый закон «возлюби господа бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (мк. 12:30). «вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. иной большей сих заповеди нет» (мк. 12:31).

и именно этим объясняются слова многих святых отцов, которые говорили о том, что хороший христианин всякого человека почитает как бы богом после бога. в этом ключ к пониманию духовности. и такие понятия, как добро, правда, святость, красота, сострадание, "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (гал. 5:22-23), являются плодами духа божия, и тот, кто стяжал эти плоды, тот может называться человеком духовным.

что касается современной обстановки в нравственном отношении, то здесь с прискорбием приходится наблюдать отход от традиционной для русского человека православной культуры, которая на протяжении многих столетий являлась стержнем русской души, на который нанизывалась культурная и социальная жизнь. но глубокое осмысление духовно-нравственных проблем современного общества и поиск их решения возможны лишь с позиций мировоззрения, основной составляющей которого должна быть вера в бога. церковь пытается разными способами доносить современному обществу информацию об опасностях, которые таит в себе культура без бога.

так, например, совместно с государственными учреждениями и общественными организациями церковь проводит многочисленные конференции, на которых обсуждаются духовно-нравственные проблемы нации. многие признают, что без помощи церкви сегодня не решить социальных проблем, которые касаются нравственной жизни человека.

мы можем избежать многих трагедий, которые сегодня случаются с нашими детьми, если, согласно с федеральным законом "о свободе совести и о религиозных объединениях" (от 26 сентября 1997 года № 125–ф3 (в ред. федерального закона от 26.03.2000 № 45–ф3) статья 5. религиозное образование) утверждающим что, «каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими», и поручением президента правительству рф о подготовке введения (в 2010 году в 18 субъектах рф, а с 2012 года — во всех субъектах рф) в общеобразовательных учреждениях предмета «основы религиозных культур и светской этики», а также в рамках договора о сотрудничестве между министерством образования рф и русской православной церковью (1999 г.), и соглашения о сотрудничестве между министерством образования, науки и инновационной политики новосибирской области и новосибирской епархией русской православной церкви в сфере образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи, начиная со школьного возраста, детей и подростков будем знакомить с основами традиционной для россии христианской культурой. сегодня мы видим, как многие молодые люди становятся жертвами тоталитарных сект. также нам приходится наблюдать, как молодому поколению предлагаются сомнительные ценности, где понятия о добре и зле меняются местами. и в этих условиях невозможно говорить о том, что люди, которые ежедневно становятся перед выбором добра и зла, сделают свой правильный выбор.

сегодня часто приходится слышать о том, что нравственно здоровую личность можно воспитать только за "оградой церковной". действительно, можно ли это сделать в контексте светской гуманистической теории, где мерилом всех ценностей является человек, где бытие мира и человека "беспроблемно" и непротиворечиво? возьмем, к примеру, первые главы книги ветхого завета бытие, где рассказывается о творении вселенной. мы читаем там повествование о том, что высшее творение божие - человек был поставлен богом над всем этим миром. и человек соединил в себе два мира - мир духовный и мир вещественный, т.к. принадлежал по своей природе к двум мирам: по своей плоти - к миру земному, своей бессмертной душой - к миру невещественному, духовному. и когда хозяин этого тварного мира встал перед нравственным выбором, то не смог правильно распорядиться своей свободой. и, как следствие грехопадения, центр тяжести в человеческой природе сместился, и каждый из людей стал больше тяготеть к злу. как пишет апостол павел: "мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю" (рим 7:15).

как пример гуманистической модели общества можно рассмотреть европейскую модель. сегодня там часто говорят о свободе и правах человека, в частности, говорится о том, что человеческая свобода простирается настолько далеко, насколько она не противоречит и не ущемляет права других людей. то есть нравственным является то, что не мешает жить другим людям. и сегодня, исходя из таких предпосылок, европейское общество приблизилось к опасной черте, к той черте, которая свидетельствует о нравственной деградации и вырождении общества. популяризация однополых браков, подрыв традиционных семейных ценностей, потребительское отношение к жизни, где не может быть места рождению детей, которые являются главным препятствием на пути наслаждений, проповедь развратной жизни, где в качестве нормы в среде молодых людей является частая смена половых партнеров. таким образом, мы наблюдаем, что свобода человека трансформируется во вседозволенность и безответственность.

сегодня в церковь приходят искалеченные души, которые были лишены истинных представлений о духовности и нравственности, вследствие чего не смогли избежать в своей жизни серьезных ошибок. свобода для человека, живущего в православной традиции, это свобода от греха, но понятие греха отсутствует в лексиконе современного человека. свобода - это также ответственность за каждый поступок, который должен быть созидательным, а не разрушительным.

в настоящее время церковь пытается возвысить свой голос в обществе, для того чтобы обратить внимание сограждан на проблемы, связанные с институтом семьи, материнством и детством, молодежью, воспитанием детей и в строгости, и в доброте, и в любви, отношением к старшему поколению. и программы этой деятельности изобретены не сегодня, они столетиями претворялись в жизнь церковью.

вот один только пример из практики массового православного образования и просвещения дореволюционной россии. это просто перечень параграфов из православного катехизиса конца xix в., где говорится об обязанностях христианина: обязанности в отношении к ближним, обязанности к отечеству, обязанности к начальникам всякого рода, обязанности родителей к детям, охранение доброго имени ближних, уважение к достоинству человеческой природы, образование ума, образование воли, образование сердца и многое другое. сразу понятно, что это не наспех собранные церковью советы на потребу дня, это принципиальные положения учения и давние традиции нашей церкви.

в заключение хотелось бы сказать о том, что мы должны отстаивать свою культурную самобытность, мы являемся причастниками великой русской православной культуры, которая явила миру многих великих композиторов, писателей, ученых, полководцев, педагогов. именно отстаивание своих традиционных культурных интересов является гарантией укрепления нашего государства и решения важных духовных и, как следствие, нравственных проблем нашего общества. благодарю за внимание.

образование и православие

(голосов: 0)

версия для печати просмотров: 0


Яндекс.Метрика