Новости Новосибирской и Бердской митрополии

2 Октября 2011
слово архиепископа тихона в праздник успения пресвятой богородицы

слово в праздник успения пресвятой богородицы,высокопреосвященнейшего тихона, архиепископа новосибирского и бердского в успенском приходе кировского района г.новосибирска.



ваше выскопреподобие, преподобие, дорогие отцы, братья и сестры. с престольным праздником!

всё, что записано в церковном календаре, что предлагает нам ежедневно святая православная церковь, служит к нашему назиданию и воспитанию. зачем воспитывать, казалось бы, взрослых людей? говорить каждый год, каждый праздник об одном и том же? да потому что церковь всегда нова. церковь – это люди, а люди и уходят из жизни и рождаются каждый раз. и приходят в мир новые люди, и им надо говорить те же простые истины о цели и смысле жизни, о правильном пути в жизни, о добре и зле, о правде и лжи, и всем том, что существует в мире.

к сожалению, мы себя ассоциируем с телом и больше заботимся о том, во что одеться, что покушать, где жить. и господь говорит нам: «взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и отец ваш небесный питает их. посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и соломон во всей славе своей не одевался так» (матф.6:26-29). поэтому надо заботиться не о теле, хотя и это нужно тоже, но о душе. самое главное, что мы должны понимать – то, что человеку дан разум. и разум не простой, а разум, подобный богу. поэтому у человека есть стремление, и мы видим, что наука пытается покорить природу, заставить всё служить себе, облегчить жизнь человека, сделать её более счастливой.

сначала надо разобраться не с телом, а с разумом человеческим. кто же мы? к чему мы стремимся? и что мы получаем?

и вот, в сегодняшний день успения пресвятой богородицы, когда она получила высшую славу средь мира и небес, средь небесного и земного, мы должны особо задуматься. посмотрите: даже когда она стала матерью бога, что она сказала праведной елизавете: «ибо отныне будут ублажать меня все роды» (лк.1, 45). а сегодня успение… так какое же поучение в смерти? потому что для нас, верующих людей, это главное в нашей земной жизни. переход от жизни в вечность. от жизни временной к жизни вечной. и вот смерть наша показывает, кто мы такие, к чему мы стремились, и что мы получим в загробной жизни.

воспитание как раз и предполагает создание атмосферы. да, мы говорим ребенку: «посмотри на икону», «почитай книгу», «посомтри на храм, на лес, на речку». для чего мы создаем атмосферу добра в душе человека? вот этот дух, духовность мы создаем через культуру, через литературу, через добрые беседы, через добрые примеры, через опыт жизни человечества. ребенок вырастает, у него складывается мировоззрение: кто такой я, как я должен относиться к природе, как я должен относиться к другим людям. я должен давать всем возможность жить, жить хорошо, жить счастливо – вот какое чувство должно быть у человека в разуме, и вокруг этого тогда складывается и вся остальная жизнь. и природа тогда не страдает, если мы воспитали доброго человека, не страдают окружающие люди, потому что это не эгоист и не паразит. это человек, который сам созидает, честно трудится, ответственно относится ко всем послушаниям. вот глубина воспитания будущей личности, будущего человека. и это же в нас воспитывает и отношение к смерти.

на днях один глава администрации поделился со мной, что молодежь уничтожила сразу два кладбища в райцентре. он предложил мне: «владыка приезжайте, поговорите с молодежью, чтоб они так не делали». я согласен, я приеду, я поговорю. скажу молодежи о том, что человеческая личность - это святыня. мы должны любить бога и ближнего, для нас святыня – бог, и святыня – другой человек. и так же должны мы относиться к человеческим останкам: это человеческие останки, значит, мы как к святыне должны относиться к ним. кто-то оплакивал этого человека. как говорит один из наших поэтов российских: он нашел череп и говорит: это не просто череп; это - престол ума и вдохновения. представьте, какое отношение.

а они, наши дети и внуки, пришли и разгромили кладбище своих предков. вы же не верующие люди, вы же не верите в святость. вы в школах во всех ввели светскую этику, атеистический предмет. открываем этот учебник, там написано: «никакой нравственности нет, человек сам выбирает, что есть добро, что есть зло». вот ваши дети и выбрали зло и они считают, что это хорошо. раз вы им не обясняете, что есть добро и зло, они выбрали зло. он считает, что это удовольствие – разгромить и надругаться над костями своих предков. так происходит, если нет святости, если нет никаких сдерживающих факторов. да, все разрушим, развалится вся страна, и мы её развалим до основания – потому что мудрости не хватает сохранить и сберечь то, что сделали предыдущие поколения. потому что у нас нет святынь.

сейчас новый, хороший гимн начинается хорошими словами «россия - священная наша держава,… хранимая богом родная земля». спрашиваешь: знаете хоть гимн новый? нет. слова-то новые, а музыка осталась старая – «союз нерушимых». и все, больше никто и ничего. не хотят даже выучить гимн новой россии. россии, которую необходимо построить на священных основаниях, на древней тысячелетней истории нашей. на святынях нашего народа, на его древней тысячелетней традиции христианства. на примерах воспитания, таких как александр невский, дмитрий донской, примерах таких святых людей, которые были в нашей истории и политике – и царей, и князей, и простых людей, крестьян. и даже дети были святые. вот на каких примерах надо воспитывать этот образ. сегодня церковь нам предлагает образ пресвятой богородицы. вот посмотрите: святой отец, который жил в xi веке, симеон новый богослов, - он говорил: «каждый христианин подобен богородице. в каждого должен прийти и вселиться в сердце иисус христос, господь наш. только тогда человек становится христианином, если он становится подобным пресвятой богородице». а нам даже подумать об этом страшно, настолько чувствуем мы своё ничтожество, своё беззаконие, грязь и нечисть, которые живут в нашем сердце. где же там место иисусу христу? где там место благодати святаго духа?

там, где мерзость и запустение, может ли быть святыня? может? не может. вот почему святая церковь, предлагая плащаницу пресвятой богородицы, учит нас этому понятию святости человеческой жизни. учит обращению к богу во время нашей немощи - чтобы сам господь пришел и исправил все наши немощи, наши недостатки. и помощница, и заступница, и ходатаица нам в этом да будет пресвятая богородица.

все святые отцы, которые достигли святости, были подвижниками и служителями пресвятой богородицы. и матерь божья воздвигала их от бездны греха. и делала их такими, как её сын, – богоносными, духоносными. делала их всех людьми, которые действительно достойны этого звания человека ¬¬¬¬¬– образа и подобия божия.

с праздником престольным поздравляю всех вас! желаю всем помощи божьей. желаю, чтобы матерь божия была покровительницей, охранительницей, путеводительницей всех нас в царство небесное.

образование и православие

(голосов: 3)

версия для печати просмотров: 9


Яндекс.Метрика