Новости Новосибирской и Бердской митрополии

27 Мая 2014

Для чего будущим пастырям изучать психологию, и чем она может помочь в их служении? Об этом размышляли участники семинара «Преподавание практической психологии в духовных учебных заведениях», состоявшегося в формате XXII Международных рождественских чтений.

Ведущий рубрики — Николай Соколов

Руководство многих духовных учебных учреждений сомневается в том, нужно ли их студентам преподавать психологию. Такое впечатление сложилось у ректора Хабаровской духовной семинарии и митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия. Почему это так? По мнению архиерея причины две. С одной стороны, психологи не знают, как объяснить архиереям, для чего священникам нужна психология, т.к. не очень ясно понимают специфику служения священника. А с другой, по убеждению известного психолога Бориса Братуся, психология дискредитировала саму себя. На книжных прилавках очень много псевдопсихологической литературы, которая рассказывает, как добиться успеха в жизни, решить проблему личной жизни или быстро выучить английский язык.

Кроме того, главная задача современной психологии в том, чтобы воспитать успешного человека в смысле ценностей Западного общества, который достиг самоактуализации, развил и раскрыл все свои способности. Воспитать личность, которая наиболее адекватно воспринимает действительность, свободна от влияния стереотипов и предрассудков.

А насколько такая самоактуализация актуальна для священников и семинаристов, задался вопросом ректор Хабаровский семинарии и для полноты картины провел исследование не только среди священников, но также среди предпринимателей, врачей, воцерковляемых мирян, мирян воцерковленных и семинаристов. Самые высокие показатели «успешности» продемонстрировали предприниматели, а священники заняли последнюю строчку в рейтинге. Чем это объяснить? Разве плохо быть успешным? Отнюдь, но у священников немного другие цели в жизни. «Низкие показатели самоактуализации относятся к человеку смиренному, который может отвергнуть самого себя, пожертвовать самим собой, у которого есть совесть, есть нравственное чувство, который ориентируется не на себя, не на свое мнение и оценки. У такого человека нет самомнения и самопревозношения», — сделал выводы митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. Это не удивительно, потому что отношение священника к миру строится на самоотвержении и любви. И если предприниматель — это успешный человек, который любым способом идет к успеху, то факт «успешности» священника, если использовать ту же терминологию — это его близость к Богу, считает владыка Игнатий. Но значит ли это, что изучать психологию ему не нужно?

Ведь жили же раньше без психологии. Но проблема в том, что одна из главных задач духовных учебных заведений — это четкая система обучения и воспитания. Понятно, что ее надо выстраивать на основе духовного наследия святых отцов. «Но к сожалению у святых отцов нет четко выстроенной психолого-педагогической системы воспитания человека с того момента, как он пришел в Церковь, до того как он рукоположился и после принятия сана. И нам в семинариях приходится ее создавать», — отметил митрополит. Также по его глубокому убеждению современная научная и практическая психология, если в ней правильно расставить акценты, может оказать в решении этой задачи большую услугу. В частности, помочь уже на стадии поступления в семинарию выявить тех ребят, кто не подходит для священнического служения в силу личностных характеристик. Или определить семинаристов, страдающих от невроза и вовремя оказать им необходимую психологическую помощь.

А что о преподавании им психологии думают сами священники? В 2012 году Общество православных психологов Санкт-Петербурга провело опрос священнослужителей на предмет востребованности психологических знаний. Оказалось, — рассказывает профессор Санкт-Петербургской православной духовной академии Лариса Шеховцова, — что знать о возрастных индивидуальных особенностях своих чад хотели бы 26% опрошенных священников. Обладать знаниями по коммуникативной культуре психологии общения — 18%, владеть технологиями консультирования, необходимыми для душепопечительской практики — 14%, знать психологию семьи — 10%. «Священники сами отмечали, что 70% прихожан обращаются к ним с психологическими, душевными проблемами. Это проблемы сложности синтеза мировоззрения и поведения, переживания прошлых травм, панических приступов, вины, зависимостей, семейных конфликтов, общение с неверующими родственниками и в том числе проблема взаимоотношений на церковном приходе», — отметила Лариса Шеховцова. Она убеждена, что пришло время для разработки православной психологии как научной дисциплины. «Православную психологию можно понимать как интеграцию психологического знания с христианским учением и мировоззрением. Предметом православной психологии является человек как целостная система: тело-душа-дух», — заключила выступающая.

Но пока ученые размышляют о православной психологии как о будущей науке, в Хабаровской семинарии с сентября 2013 года по благословению правящего архиерея начались занятия курса «Практическая пастырская психология». Идея курса родилась три года назад, во время проведения семинара «Психологической школы пастыря» в городе Петропавловск-Камчатский. «Когда мы разбирали непростые ситуации, многие участники школы говорили: «Ах, если бы я это знал в семинарии!», ведь от священника всегда ждут многого: совета, наставления, вразумления, утешения, без поправки на возраст и на опыт», — говорит автор курса, психолог Наталья Скуратовская. Наталья представила на Рождественских чтениях презентацию своей программы. Для ее написания психологу пришлось прочитать труды от святых отцов (в частности Амвросия Медиоланского, Григория Двоеслова и д.р.) до христианских психологов наших дней. И после того, как она организовала несколько семинаров для священников Камчатской епархии, священники стали обращаться к ней за психологической консультацией уже в частном порядке. На основе практики этого общения и был составлен вышеназванный курс. Как же отвечает практический психолог на вопрос, зачем священнику психология?

«Для того, чтобы понять внутренний психологический мир других людей: церковных и нецерковных, расположенных общаться или даже враждебно настроенных, — отвечает Наталья. — Чтобы правильно взаимодействовать в различных ситуациях с разными людьми». Бывает, например, что пастырь сам, не подозревая об этом, может спровоцировать неразрешимые проблемы и обвинять при этом своих прихожан или священноначалие.

Поэтому в ситуациях, когда «типовые решения» не срабатывают, на помощь пастырям может прийти практическая психология, помогая найти верный подход к самым разным людям. Психология предлагает методы и инструменты, которые могут быть наполнены духовным смыслом, чтобы послужить решению актуальных задач современной Церкви. Психология нужна, чтобы познать себя и эффективно справляться с собственными внутренними сложностями, в то же время и не преувеличивая их. Например, мыслями об оставлении служения. Психология нужна, чтобы продуктивно сотрудничать с психологами, направляя к ним своих чад, не занимаясь вместо духовного окормления психологическим консультированием. «Можно сколько угодно побуждать человека бороться с грехом уныния и утешать, но если у него эндогенная депрессия, которая требует медикаментозного лечения, священник должен понять, что тут проблема не духовная, а психотерапевтическая и отправить пасомого к соответсвующему специалисту», — убеждена Наталья Скуратовская.

Сегодня продолжаются споры о возможности союза психологии и богословия, соработничестве психолога и священника. Священник занимается в основном духовными вопросами. Психолог же помогает человеку более детально разобраться в психологических и педагогических проблемах. Но для понимания духовных проблем священник в современных условиях должен учитывать все обстоятельства жизни человека, в том числе и психологические. И если древние святые отцы считали, что философия — служанка богословия, то святитель Феофан Затворник, митрополит Антоний Сурожский признавали, что научная православная психология — его, богословия, помощница.