Новости Новосибирской и Бердской митрополии

29 Мая 2014

Среди памятных для Церкви дней календаря есть одна полузабытая и трагическая дата — 29 мая (11 июня по новому стилю). В этот день в 1453 году был завоеван турками Константинополь. После длительного артиллерийского обстрела некогда неприступных городских стен войска турецкого султана Мехмета Завоевателя ворвались в столицу православной Византии. Последний византийский император Константин и его соратники пали, сражаясь на улицах родного города, жители подверглись грабежам и насилию, большинство церквей были превращены в мечети.

Византийская империя прекратила свое существование — исчезла держава, на протяжении столетий являвшаяся политическим средоточием христианского мира. Страна, давшая православию великих богословов, поэтов, писателей, государственных деятелей и подвижников, перестала существовать. Но исчез ли Константинополь?

Мехмет сделал завоеванный город столицей Османской империи. С течением столетий восточный, мусульманский колорит всё больше изменял его облик, превращая Константинополь в Стамбул — с мечетями, криками муэдзинов, восточными одеждами прохожих. Но Константинополь не исчез. Подобно легендарному граду Китежу, он только скрылся из глаз, но может открыться внимательному взгляду, различающему за внешностью современного турецкого города черты дорогого православному сердцу древнего града.

Главное здание, сохранившееся от Византии, и главная достопримечательность Константинополя — это, конечно, собор Святой Софии. Построенный при императоре Юстиниане, в 532 — 537 годах, он на протяжении столетий был самым большим храмом христианского мира и вызывал восторг современников. Именно здесь проходил Пятый Вселенский собор, именно здесь служил патриаршим секретарем («хартофилаксом») создатель славянской письменности Константин-Кирилл, именно здесь послы князя Владимира были так поражены красотой церковного богослужения, что, вернувшись на Русь, воскликнули: «Не знаем, где мы были — на небе или на земле, — только знаем, что Бог с этими людьми пребывает!». Превращенный Мехметом Завоевателем в мечеть, собор подвергся только незначительным изменениям внутреннего убранства. Сейчас он функционирует как музей.

В пяти минутах ходьбы от Святой Софии находится храм Святой Ирины (в честь Святого Мира («ирини» погречески значит «мир», «покой»), т.е. Христа). До возведения Софийского собора именно он считался главной церковью города. После завоевания в ней располагался оружейный арсенал. В мае — июне 381 г. в этом храме проходили заседания Второго Вселенского собора.

Рядом со Святой Софией располагался Большой царский дворец, соединенный с ней специальными галереями. Но он совсем не сохранился: на территории этого громадного дворца сейчас раскинулся целый городской квартал, и ученые не без труда пытаются понять, где же находилось то или иное его помещение. Тем не менее, расположение некоторых из них угадать можно — например, знаменитой Магнаврской залы, где проходили занятия придворного университета, в котором, возможно, преподавал святой патриарх Фотий и учился святой равноапостольный Константин-Кирилл. Она находилась на том месте, где сейчас стоит фешенебельный отель «Four Seasons».

Церковь Пресвятой Богородицы во Влахернах, в которой на протяжении веков хранилась Риза Божией Матери, в которой был впервые исполнен Акафист «Радуйся, Невесто неневестная…» и о которой мы вспоминаем в праздник Покрова, находилась на противоположном конце древнего города. Неопытному путешественнику сейчас найти ее непросто: храм скрыт глухой бетонной стеной со спиралью из колючей проволоки. Такими же защитными сооружениями окружены и многие другие православные храмы в Стамбуле, так что их почти не видно с улицы, зайти же внутрь можно лишь позвонив в дверь. Это память о страшном Стамбульском погроме, случившемся 5–6 сентября 1955 г., во время которого были разрушены многие церкви, убиты два священника. За десять следующих лет греческое население Стамбула сократилось со 100 тысяч до 48 тысяч человек, а к 2000 году оно составило всего 2 тысячи.

Некоторые византийские древности в Стамбуле сразу видны и привлекают множество туристов, которых здесь приветливо встречают. Всё так же, как в древности, возвышаются грандиозные Феодосиевы стены, непрерывной лентой в 5 километров опоясывающие город с суши. Стоят колонны ипподрома, помнящие борьбу византийских политичских партий и шум народных собраний. Другие византийские древности как будто скрыты и находятся, кажется, в забвении, в тени современного города. Но все они из глубины веков напоминают нам о великой и трагической судьбе православной Византии, преемницей которой стала Московская Русь, и как будто просят нас: «Русь святая, храни веру православную!».