Новости Омской митрополии

Источник информации: Омская митрополия
10 Сентября 2015
фф

 

В период с 1 по 10 августа 2015 года православным историко-краеведческим клубом «Тритонны» при храме в честь святого праведного Семиона Верхотурского по благословению митрополита Омского и Таврического Владимира был осуществлен экспедиционный водный поход на Урал по реке Чусовая.

30 человек на туристических катамарах и каяках прошли часть маршрута, который в свое время проходил атаман Ермак со своей дружиной, открывая для России новые земли Сибири. В пути предстояло знакомство с культурой, историей и природой уральского края.

О том, как проходила экспедиция предлагаем прочитать в отчете нашего летописца Марины Чалдышкиной (полный отчет с фотографиями в формате word).

Начало

Желание поучаствовать в сплаве по реке было у меня давно. Не хватало смелости и людей, которые помогли бы мне мое желание осуществить. Поэтому предложение о. Иоанна совершить паломническую поездку по местам Ермака с посещением храмов, расположенных на берегах реки Чусовой, я приняла с восторгом.

Чусовая – живописная река. И спокойная. Что для меня, человека, никогда не сидевшего на катамаране (водный велосипед не считается), было не самым последним плюсом. Радовал и сам маршрут, богатый своей историей. Мне хотелось своими глазами увидеть места, знакомые с детства по сказам П. Бажова и знаменитые благодаря дружине русского первопроходца. Да. Еще радовало время поездки. Три дня сплава – идеальный вариант для первого раза.

Мое путешествие началось сразу же, как я вышла из подъезда своего дома с туристическим рюкзаком за плечами. Маленькая девочка ткнула в меня своим пальчиком и спросила папу: «А куда это тетя пошла?». «На Урал» – бодро ответила я ребенку и поспешила на остановку, с которой меня должна была забрать группа.

Сразу хочу сказать спасибо о. Иоанну за ту особую атмосферу тепла и доброжелательности, которую он создал в православном клубе «3 Тонны». Когда я собиралась в поездку, я не знала никого из группы, да и о. Иоанна видела всего пару раз. Но как только я зашла в маршрутное такси, я почувствовала себя «в своей тарелке». И это было очень здорово.

Помните А. С. Пушкина? «Я приближался к месту моего назначения…». Местом нашего назначения, а точнее, точкой сборки катамаранов и отплытия было с. Коуровка. Оттуда мы должны были приплыть в город Староуткинск. Длительность маршрута составляла более 50 км, что опять-таки не могло меня не радовать. Тише едешь – дальше будешь.

День первый

В с. Коуровку мы приехали во второй половине дня. Подкрепились окрошкой, собрали катамараны и поплыли. Я первый раз собирала катамаран. И меня поразила его конструкция. Честно говоря, эти жерди не вызывали во мне особого доверия. Они казались такими тонкими…Но оказалось, что они очень прочные и могут выдерживать большой груз.

Мы спустили катамараны на воду. Поплыли. И первые пять минут сплава запомнились мне тем, что я утопила в реке свой телефон. Светлая ему память. Уже потом я узнала первый закон катамаранера. Привязывайте все, что вам дорого. Застегивайте на молнию и прячьте в герму (герма – это такой водонепроницаемый мешок). Хотя мне повезло, что пострадал только телефон. Потому что со мной были еще кошелек и паспорт. И фотоаппарат. Я не знала, что их надо герметично упаковывать. Но остальным моим вещам повезло пережить сплав.

Мое огорчение по поводу телефона искупило посещение храма во имя св. Георгия Победоносца. Благодаря своему расположению эта церковь, наверное, одна из самых красивых на Урале. Белокаменный храм уютно расположился на одном из отрогов Слободского камня, прямо на скале.

Село Слобода – старинное, основано в 1651 году. Изначально это была крепость, охранявшая русские поселения и торговые караваны на реке Чусовой. Позднее, по указу Петра Первого там была построена казенная пристань для отправки железной продукции уральских заводов.

Сначала церковь на этом месте была деревянной. Каменный храм заложили в 1806 году, а строительство колокольни завершили лишь в 1894 году. С тех пор храм приобрел свой современный вид. Чтобы подойти к нему, надо было сделать петлю по течению реки, высадиться и перейти на противоположный берег по навесному деревянному мостику.

Чусовая – река мелкая, местами весло скребет по дну, но бывают и глубокие места. В этом я убедилась, сойдя с катамарана в воду. И оказавшись в воде по пояс, хотя до берега было метра три. Не то чтобы я огорчилась. Скорее, была несколько удивлена. К сожалению, в Слободу мы приплыли уже вечером, и церковь оказалась закрыта, поэтому внутрь мы не попали, но это не помешало ребятам молитвенно прикоснуться к святыне. После мы послушали рассказы батюшки об истории храма, пообщались с местными жителями и сфотографировались на фоне храма.

Первую стоянку мы сделали у «Аннушкиного моста». Этот мостик через реку подвесили совсем недавно, в 2014 году. Он ведет на противололожный берег реки Чусовой, к туристической базе с одноименным названием. Турбаза расположена на скале под названием «Собачьи ребра». По берегам Чусовой довольно много скал, так называемых камней, стоящих в местах, где река пересекает горные цепи. Среди скал много не только красивых, но и уникальных по природным и археологическим данным мест. Рядом с «Аннушкиным мостом» мы и разбили лагерь.

Там я второй раз в жизни самостоятельно ставила палатку. Спасибо ребятам, они помогли мне понять, что лишних деталей в ней все-таки не было. Благодаря полученному опыту, в трудной ситуации я не останусь под открытым небом и всегда смогу соорудить походный дом. Рядом с нашим лагерем был камень «Гуляй». С него можно было полюбоваться на реку.

Вечером мы готовили ужин и после молитвы приступили к его уничтожению. Во время молитвы ко мне пришло одно из любимых мною ощущений, когда чувствуешь себя частью целого и одновременно находишься наедине с собой и природой. Лагерь жил обычной вечерней жизнью. После ужина кто-то пытался сушить одежду. Кто-то нашел в ельнике малину. Кто-то пошел купаться (???). Что касается меня, я довольно быстро заползла в палатку, и, слушая то песни у костра, то отрывки разговоров с батюшкой, думала, почему у меня болит спина, а не руки. Потом о. Иоанн мне объяснил, что спина болит потому что я все правильно делала. Поэтому оставшиеся три дня сплава я продолжала правильно грести, качать спину и пресс. Что ж – приятный бонус.

День второй

На природе спится очень хорошо. Лежишь в палатке и слушаешь звуки природы, к сожалению, которые так безвозвратно утрачиваются в большом городе. Но режим есть режим, надо плыть дальше, а значит вставать, умываться, готовить завтрак и в путь. За завтраком под единодушное пение «Многая лета» поздравили с днем рождения мальчика из нашей группы, Диму Малыхина, собрали лагерь и поплыли дальше.

С утра пошел дождь. Он так и шел потом с небольшими перерывами, то усиливаясь, то стихая. Так что суровая красота Урала была сдобрена суровой уральской погодой. Когда дождь заканчивался, выглядывало солнце. Оно отражалось в реке и дразнило надеждой на перемены к лучшему. В такие минуты я доставала из-под дождевика фотоаппарат и фотографировала окружающую природу. И окружавших наш катамаран каякеров. Им в лодках-одиночках явно не хватало общества.

Хотя иногда прямо на воде каякеры объединялись в группы по интересам. Интересы у молодежи в основном были пищевые. Так как обеда на воде не предполагалось. Так я узнала, что печеньки любят не только еноты.

В пути меня волновал не столько вопрос еды, сколько холод. Поэтому я пыталась активно грести. Получалось, учитывая, что моего рулевого можно было использовать вместо подвесного мотора для лодки. Я честно пыталась успевать за ним, но все равно он делал три гребка на мои полтора. Мне было стыдно, потому что ему было 12 лет. Но такую целеустремленность как у него я не часто встречала и у взрослых людей.

Иногда каякеры, устав работать руками, цеплялись к нашему катамарану, и мы пели песни, шутили.

В общем, справлялись с погодой как могли. В этот день я увидела маленького бобренка. Интересно было наблюдать за поведением цапли. Она отлетала от нашего катамарана на безопасное расстояние и замирала, пока мы снова не подбирались к ней достаточно близко. Один раз пролетел аист.

Было приятно встречать по дороге таких же мокрых, как и мы, любителей природы на катамаранах, байдарках и прочих сплавных средствах. А вот рыбаков мы откровенно раздражали.

На второй день мы должны были проплыть около 15 км с заходом в село Нижнее. С. Нижнее основано в 1654 году новокрещенным татарином Максимом Скроробогатовым. В 1678 году его потомками была построена часовня, и поселение получило статус села. Из достопримечательностей мне запомнились маленькая плотина и декорации, оставшиеся после съемок фильма «Угрюм-река». Темные от воды и полуразрушенные, они оставляют впечатление древних построек, сохранившися еще с XIX века.

В этот день мы посетили местный храм им. Архистратига Михаила. Первый храм в честь архангела был заложен в 1855 году. В 1937 году церковь пришла в ветхость и сгорела. Современный храм был восстановлен в 2003-2004 годах и освящен архиепископом Викентием.

Сегодня нарядная белая церковь с резными окнами и золотыми маковками куполов стоит на левом берегу реки Чусовой.

Новый храм стоит на том же месте, что и старая церковь и встречает путников сразу на въезде в поселок. Внутри храм показался мне небольшим, но светлым. Понравилась роспись стен. Иконостас для возрожденного храма был изготовлен в одной из уральских мастерских, а иконы выполнены художницей-иконописцем Татьяной Шолоховой. Приютил и обогрел нас иерей этого храма, батюшка Элизбар Тимохин. Он с любовью рассказывал нам историю своего храма и местности в которой он находится. Он поведал нам, что из поколения в поколение по берегам Чусовой передаются сказания о том, как по данным местам в свое время проходил известный атаман Ермак со своей дружиной. А потом, посмотрев на наши мокрые тела, предложил нам остаться и заночевать у него в храме. Но мы, поблагодарив его за гостеприимство, отказались и погребли дальше.

Вторая ночевка на природе запомнилась мне встречей с кабанами. Да. Они вышли в поле с пшеницей кормиться и не ожидали, что у них появятся соседи. Я тоже не ожидала увидеть диких кабанов в естественной среде обитания. В общем, наши чувства были взаимны. Мне повезло, что они испугались меня и убежали в лес. А я пошла к лагерю, думая, смогла бы я по этому полю убежать от разъяренной свиноматки, защищающей свое потомство. И в какую сторону я бы бежала…

На этой стоянке я впервые увидела настоящий борт для сбора меда. Было видно, что он старый и им уже не пользуются. Он висел на огромной, корабельной сосне со сбитыми сучьями. Чтобы неповадно было лазить за чужим добром.

В этот вечер я не стала рано уходить в палатку, хотя мне хотелось спать после дня, проведенного на воде. Мы сидели у костра. Кто-то снова пытался сушить одежду. О. Иоанн тихонько играл на варгане (инструмент коренных народов Алтая). Потом к нему стали подсаживаться остальные участники нашего похода и так сама собой завязалась теплая беседа о смысле жизни. Ребята задавали различные вопросы, которые их волнуют, а о. Иоанн старался отвечать в свойственной ему манере, наполненной искрометными и глубокими по смыслу шутками.

А я наслаждалась отсутствием комаров и обществом его младшей дочери Богданы. Мы с ней кормили сомиков остатками ужина. Собирали шиповник и обсуждали возможности его сушки. В конце концов, мы решили, что лучше всего будет сделать с ним чай. Так мы и поступили.

День третий

С утра пошел дождь. Проливной. Мокрые, мы собирали палатки. Мокрые, грузились на катамараны. Мокрые, поплыли по реке. Солнца в этот день почти не было. Поэтому активная физическая работа спасала меня и окружающих от холода. Удивляла температура воды. На воздухе холодно. А вода в реке теплая. Иногда хотелось опустить в нее ноги и погреться. Сразу скажу, что эта идея не встречала энтузиазма у моей команды, потому что тем самым я тормозила катамаран.

В этот день мы проплыли 17 км, и маршрут показался мне довольно долгим. Может быть река была чуть более извилистой. Или я расслабилась раньше времени. Но мы плыли, и плыли, и плыли. Мимо зарослей осоки и редкого на Урале ивняка. Мимо белесых от дождя известняковых скал. Мимо поваленного бурелома.

В какой-то момент о. Иоанн, которому надоело, что его каждые пять минут спрашивают, сколько проплыли и сколько еще плыть, обнадежил нас, что нам осталось проплыть до стоянки еще 4 км. Но повороты все не кончались, и мне стало интересно, сколько же еще будут длиться эти 4 км. По моим ощущениям, они длились все 10 км. Зато мы проплыли большую часть маршрута.

Путеводными ниточками на маршруте были небольшие таблички, прибитые к скалам. Благодаря надписям на них, мы узнавали сколько на самом деле мы проплыли. Например, «к. Сибирский 32 км».

Также эти таблички позволяют сориентироваться и понять, в нужном ли ты плывешь направлении. В этот день мы любовались камнем Гребешок. Свое название камень получил благодаря необычной форме. В прошлом он был довольно опасным бойцом. Бойцами на Урале называли скалы, о которые могла разбиться тяжелая барка, груженная железом. В наше время Гребешок абсолютно безопасен и является геоморфологическим памятником природы.

К концу дня дождь закончился. Нам улыбнулось солнце. Меня порадовала стоянка. Во-первых, просто тем, что мы до нее добрались. Во-вторых, она находилась в красивом месте и была оборудована необходимыми для туристов, особенно в такую погоду столом с навесом.

Напротив стоянки возвышалась скала. Сразу организовалась небольшая группа желающих слазить на скалу и пособирать «богородицину травку» – чабрец. Чабреца было не так много, но и без сборов чабреца было чем заняться. Надо было приготовить ужин. Как всегда нашлись желающие высушить одежду. Мне же хотелось просто впитать всю красоту этого места.

Гладь реки. Катамараны и мирно лежащие кверху дном каяки на берегу. Белая скала, поросшая соснами и елями. И ее спокойное отражение в водах. И тишина, оттеняемая радостными криками молодежи, решившей, что пришло самое время искупаться. В этот вечер я попыталась освоить карту сплава. Хм…Я поняла, что мы не созданы друг для друга.

День четвертый

Этот день всех откровенно радовал перспективой последнего рывка. В смысле, сегодня плывем, а завтра уже нет. В этот день было много хорошего. Почти не было дождя. Мне не досталось весла. Нас было восемь человек в команде и шесть весел. Поэтому я мирно сидела на катамаране и созерцала. Как там… Никогда не надоедает смотреть на огонь, воду и как другие работают? Иногда я все-таки брала весло в руки. Было непривычно сидеть и ничего не делать. Не то чтобы мне не понравилось. Просто непривычно. Меня порадовала атмосфера взаимовыручки, бывшая на нашем катамаране. Мы помогали друг другу. Подменяли уставших. Делились шоколадом и яблоком. Да, не яблоками, а яблоком. Одно яблоко, разделенное на восемь человек…Это гораздо больше, чем килограмм яблок на одного.

В этот день у нас забрали наш талисман – рулевого, благодаря которому наш катамаран лидировал предыдущие три дня. Поначалу мы пытались догнать и перегнать второй катамаран. Потом осознав, что это бесполезно, и мы безнадежно отстали, мы решили, что никуда не торопимся. Мы дрейфовали. Костровое снаряжение было у нас. И еда тоже… Так что стратегическое преимущество было на нашей стороне.

Мы приплыли к месту стоянки на час позже остальных. Пока мы плыли, кое-кто из каякеров даже успел вздремнуть на берегу. Признаюсь, пока мы плыли, меня начало охватывать легкое беспокойство. Потому что мы были последними. Все уплыли вперед. Позади нас уже никого не было. И тут, где-то на середине пути Чусовая неожиданно раздвоилась на два притока и было непонятно, куда нам поворачивать. Спасибо ребятам с каяков – Юле и Максиму. Они каким-то чудом оказались рядом и помогли нам выбрать верное направление.

В последний вечер мы разбили лагерь недалеко от деревни, в которую должны были приехать машины, чтобы забрать нас домой. Пришлось ставить палатки практически в поле. По полю гуляли местные коровы.

Большинство лагеря отправилось в деревню. Мне в деревню не хотелось. Я осталась готовить. Это был практически единственный раз за все время сплава, когда я осталась на хозяйстве. Пока народ осваивал местный магазин, я успела почистить морковь и лук. Потом все вернулись, и мы готовили вместе. Мне понравилось.

В этот вечер я решила сходить в лес. И испытала то чувство, которое испытывает каждый любитель «тихой охоты». Вот они. Родные. Грибы. И ты их не собираешь. Потому что готовить из них вы не будете. Но один грибочек, маленький белый я все же сфотографировала.

Вечером был день рождения у Леши. Ему исполнилось 18 лет. Мы поздравили его самодельным тортом из печенья, на котором красовалась цифра 99. Мы пожелали ему дожить до этой цифры.

Последний день.

На следующий день мы уже не плыли. Надо было разбирать катамараны. И собираться домой. Было немного грустно. Но настроение скрасило посещение храма в конечной точке нашего путешествия – Староуткинске. Староуткинск – поселение, возникшее после того, как на р. Утка был пущен чугуноплавильный и железноделательный завод. Его продукция пользовалась большим спросом. Помимо чугуна там отливали пушки, ядра, артиллерийскую дробь. Среди достопримечательностей Староуткинска большой Староуткинский пруд, образовавшийся в результате постройки заводской плотины. Там же можно увидеть уникальную домну, оставшуюся с демидовских времен. Посмотреть на нее специально приезжают туристы.

Что касается нас, то мы побывали в маленькой церковке Святой Живоначальной Троицы, которую прихожане создали после того как в 2012 году прежний храм сгорел в пожаре. Нынешний храм помещается в здании бывшего клуба. Он очень небольшой, но горячо любимый его прихожанами.

Настоятель храма был занят, поэтому разговаривала с нами одна из служительниц храма. Она рассказала нам, как создавалась церковь, как собирались деньги. Бывшая сцена клуба стала солеей храма. Часть икон, спасенных из пожара, была отреставрирована и перенесена в новую церковь. Эти иконы более темные. Часть была написана специально для этой церкви. Часть икон была просто передана из музейного фонда.

Особенно меня поразила большая икона святого праведного Симеона Верхотурского, покровителя рыбаков и охотников. Большая редкость на просторах Сибири, но именно наш храм в Розовке прославлен в честь этого святого, поэтому нам было особенно приятно послушать про жизнь этого святого и про места, в которых он жил. Здесь нам рассказали, что это очень почитаемый святой на русской земле, что в народе его называют вторым Николаем Угодником. Посетить места его жизни и приложиться к мощам можно в окрестностях города Верхотурья. Этого город по рассказам стал ключевой точкой, которая соединила западную Россию с восточной. После того как Ермак завоевал Сибирь именно там проходил торговый путь и была основана первая таможня. Прослушав рассказ об истории данного края, я точно решила для себя что обязательно вернусь сюда и посещу места о которых услышала.

Староуткинск очень удобен как для начала сплава, так и для его окончания в случае сплава от станции Коуровка или села Слобода. От Слободы до Староуткинска (50 километров) можно доплыть за два дня. Нам понадобилось три, так как команда достаточно большая.

Так закончился для меня этот экспедиционный и туристический поход-сплав. Что такое поход или сплав? Да по сути это школа жизни. Подводя итог на собрании клуба, мы единодушно пришли к такому выводу. Ведь за время экспедиции мы посмотрели очень много интересных мест, узнали новые исторические факты о местности, об истории связанной с покорением Сибири. За время сплава по реке мы поняли, что вода дает возможность увидеть такие места, которые никогда не увидишь с берега. Сплав дает возможность стать более дисциплинированным и больше почувствовать командный дух, который так присущ тритоннам. Поход вообще дает неоценимый опыт выживания в условиях природы отдаленной от благ цивилизации. Мы научились быстро ставить палатки в любых погодных условиях, правильно подобрав место для ее установки. Теперь мы умеем под дождем сушить вещи и что самое главное правильно упаковывать их в водный поход. Разводить костер из мокрых дров отдельная история и мы этот навык также освоили.

Воистину человек до путешествия и после него это два разных человека. Путешествие всегда меняет человека, расширяет кругозор, позволяет откинуть все наносное и увидеть самую суть человеческой души, познать себя, просто помолчать и побыть наедине с собой и Богом.

Мои благодарности.

Я хочу выразить благодарность о. Иоанну, который организовал эту экспедицию и позвал меня в это замечательное путешествие. И всем людям, которые принадлежат православному клубу «3 тонны». Лично для меня это была прекрасная возможность прикоснуться к истории Урала, побывать в новых местах, получить незабываемые впечатления. Отдельно хочется сказать об особой атмосфере, которую я ощущала на протяжении всего сплава. Несмотря на то, что я была там первый раз, я чувствовала себя частью этой замечательной команды. Спасибо!