Новости Омской митрополии

22 Октября 2015
Конференция в Политех_новый размер

22 октября 2015 года по благословению главы Омской митрополии митрополита Омского и Таврического Владимира в актовом зале Омского государственного технического университета состоялась областная научно-практическая конференция «Святой равноапостольный великий князь Владимир и развитие российской государственности», приуроченная к 1000-летию со дня преставления Крестителя Руси. Организаторами конференции выступили Омская епархия и ФГБОУ ВПО «Омский государственный технический университет».

В конференции приняли участие митрополит Омский и Таврический Владимир, епископ Тарский и Тюкалинский Савватий, епископ Калачинский и Муромцевский Петр, духовенство Омской митрополии, представители творческой, научной и студенческой общественности.

Перед началом конференции в музее истории Омского государственного технического университета был совершен молебен.

Открыл пленарное заседание президент ФГБОУ ВПО «Омский государственный технический университет» Виктор Шалай.

Далее перед собравшимися с приветственным словом и докладом выступил митрополит Омский и Таврический Владимир.

В своем выступлении Его Высокопреосвященство отметил всю важность обращения представителей государственной власти, православного духовенства, творческой и научной интеллигенции к личности святого равноапостольного князя и его деятельности.

- Многие проблемы, с которыми сталкивался и которые решал святой князь Владимир, сохраняют актуальность и для России нынешней, - говорит митрополит Владимир. – Это, прежде всего, проблема консолидации общества, внутреннего согласия и объединения общества перед лицом внешних и внутренних угроз. «Будьте единомысленны, мирны – и Бог любви и мира будет с вами», – это наставление святого апостола Павла всегда остается актуальным. В эпоху князя Владимира Русь была раздроблена на племена и роды, враждовавшие друг с другом; сегодня же линия раскола проходит не между родами, и даже не между народами, населяющими Россию, между отдельными людьми.

Сохраняет актуальность, к сожалению, и другая проблема, с которой сталкивался Креститель Руси – проблема борьбы с язычеством. […] Но по своему разрушительному, деструктивному воздействию на личность современное язычество даже опаснее многих протестантских сект: оно, по сути, возвращает человека в мир первобытной дикости и низменных инстинктов.

Наконец, важные уроки можно извлечь из опыта церковно-государственных отношений при князе Владимире и его ближайших преемниках. Поэтому одна из тем нашей конференции так и звучит: «Развитие российской государственности на протяжении всей ее многовековой истории».

В ходе конференции были заслушаны доклады профессора кафедры государственного и муниципального права Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского Алексея Казанника, заведующей отделом «Центр книжных памятников» Омской областной научной библиотеки им. А. С. Пушкина» Ларисы Пономаревой, атамана Сибирского войскового казачьего общества Геннадия Привалова, заведующего кафедрой философии Омского государственного технического университета Евгения Мезенцева, наместника Свято-Никольского мужского монастыря игумена Зосимы (Балина) и настоятеля  прихода в честь свв. равноапп. великого князя Владимира и великой княгини Ольги при Омском государственном техническом университете иерея Романа Богатова.

В работе конференции также принял участие доцент кафедры истории славянских и балканских стран Санкт-Петербургского государственного университета диакон Владимир Василик.

В рамках конференции в этот день также прошла работа круглого стола «Русская традиционная культура: «Православие или язычество» под председательством епископа Тарского и Тюкалинского Савватия и диалоговой площадки «Государственно – церковные отношения в современной России» под председательством епископа Калачинского и Муромцевского Петра.

Алёна Борзова

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО и ДОКЛАД

митрополита Омского и Таврического Владимира

на областной научно-практической конференции

«СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ».

Омск, 22 октября 2015 года

Ваши Преосвященства!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Уважаемые дамы и господа!

Весь нынешний год Полнота Русской Православной Церкви особо почитает память Крестителя Руси – святого равноапостольного великого князя Владимира. Не стала исключением и наша Омская Митрополия. Летом, 26 июля мы совершили здесь, в Омске, молебен святому князю с Крестным ходом; тысячи верующих не только из нашего города, но и всей Омской области шли Крестным ходом от Успенского кафедрального собора до Свято-Никольского казачьего собора. В тот же день был организован замечательный концерт «Духовный родоначальник Руси». Я думаю, что многие из присутствующих в этом зале помнят эти торжества и сами принимали в них участие. Так мы почтили память этого всероссийского святого своими молитвами, а деятели искусства – еще и своим музыкальным приношением.

Сегодня мы собрались, чтобы принести святому равноапостольному князю Владимиру еще одно приношение – просветительское, научное, образовательное. Ведь труды на ниве науки и образования, если они служат благим и гуманным целям, тоже являются служением Богу. Как сказано в Священном Писании: Мудростью устрояется дом и разумом утверждается (Притчи 24, 3). И отражение этого высокого призвания просвещения, науки мы находим и в житии святого равноапостольного князя Владимира. В «Повести временных лет» о нем говориться: «Любил князь Владимир словеса книжные». И после Крещения своего народа князь-просветитель повелел создать училища и отдавать детей киевской знати «на учение книжное». Тем самым он заложил надежный фундамент того дома – Российского государства – в котором мы с вами живем, основав его на вере, мудрости и разуме.

Не удивительно, что сегодня мы все – и представители государственной власти, и православное духовенство, и творческая и научная интеллигенция – обращаемся к личности святого равноапостольного князя и его деятельности. Многие проблемы, с которыми сталкивался и которые решал святой князь Владимир, сохраняют актуальность и для России нынешней. Это, прежде всего, проблема консолидации общества, внутреннего согласия и объединения общества перед лицом внешних и внутренних угроз. Будьте единомысленны, мирны – и Бог любви и мира будет с вами, – это наставление святого апостола Павла (2 Кор. 13, 11) всегда остается актуальным. В эпоху князя Владимира Русь была раздроблена на племена и роды, враждовавшие друг с другом; сегодня же линия раскола проходит не между родами, и даже не между народами, населяющими Россию, между отдельными людьми. Люди все больше замыкаются в своих эгоистических интересах, все больше отдаляются, отчуждаются друг от друга. Этот сверх-индивидуализм ослабляет общество, разъедает его изнутри. Как преодолеть эту разобщенность, какими средствами? Вот один из вопросов, который требует неотложного обсуждения и совместных действий Церкви, государства, всех здоровых сил общества.

Сохраняет актуальность, к сожалению, и другая проблема, с которой  сталкивался Креститель Руси – проблема борьбы с язычеством. Мы как-то одно время слишком отвлеклись на противостояние различным протестантским сектам, на западных миссионеров, которые, действительно, были слишком уж активны, – и где-то проглядели, как совсем рядом поднимало голову наше местное, «доморощенное» язычество. Разглядеть его, действительно, было труднее, поскольку язычники редко регистрируют свои общины, и вообще предпочитают действовать, так сказать, «в тени». Но по своему разрушительному, деструктивному воздействию на личность современное язычество даже опаснее многих протестантских сект: оно, по сути, возвращает человека в мир первобытной дикости и низменных инстинктов.

Наконец, важные уроки можно извлечь из опыта церковно-государственных отношений при князе Владимире и его ближайших преемниках. Эта тема также сохраняет свою актуальность. Поэтому одна из тем нашей конференции так и звучит: «Развитие российской государственности на протяжении всей ее многовековой истории». Как и в каких сферах может осуществляться сотрудничество между государством и Церковью, так, чтобы ни государственная власть не вмешивалась в церковные дела (как это, к сожалению, было не так давно), ни Церковь не пыталась манипулировать государством? Нам еще много предстоит сделать для изучения истории российской государственности и места и роли Православной Церкви в этом развитии.

Ваши Преосвященства!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Уважаемые дамы и господа!

Когда мы говорим о том величайшем подвиге, который совершил святой равноапостольный князь Владимир – о Крещении Руси, то немногие при этом вспоминают о том событии, которое подтолкнуло Владимира, когда он еще был язычником, начать поиск истинной веры. Хотя, возможно, если бы не было этого события, которое потрясло киевского князя, он бы еще долго сохранял свои языческие заблуждения, и Крещение Руси произошло бы позже и при других обстоятельствах.

Что это было за событие? …После победоносной войны с прибалтийским племенем ятвягов князь Владимир, как сообщает летопись, решил возблагодарить жертвой кровожадное языческое божество Перуна – принести ему в жертву ребенка. Сегодня нам кажется это диким; однако археологические находки подтверждают, что славяне-язычники приносили в жертву своим богам не только животных, но совершали и человеческие жертвоприношения. Например, в языческом святилище на реке Збруч в Прикарпатье найдены многочисленные останки людей, принесенных в жертву, как взрослых, так и детей. Такие же святилища были и в других местах дохристианской Киевской Руси.

Решая, кого принести в жертву, киевские «старцы и бояре» бросили жребий. В то время в Киеве жил варяжский воин Феодор, который держался христианской веры. «И был у него, – как говорится в летописи, – сын, прекрасный лицом и душою; на него и пал жребий по зависти дьявольской». Киевляне-язычники, весьма довольные, что страшный удел миновал их семьи и пострадать придется иноземцу и иноверцу, повалили толпой к дому Феодора, чтобы забрать намеченную жертву: «Да сотворим жертву богам!». Однако воин-христианин вышел к толпе и твердо заявил: «Не боги это, но дерево: днем есть, а наутро сгниют – не едят они, не пьют, не разговаривают, но сделаны руками из дерева. А Бог есть один… Он же сотворил небо и землю». Феодор отказался отдать сына своего на заклание идолам: «Если боги это, пусть пошлют одного из своих и возьмут его!».

Разъяренная толпа язычников так и не смогла захватить живыми двух исповедников Христовых. Осаждающие подрубили сваи его жилища и отец и сын были погребены под развалинами. Так святые Феодор и Иоанн стали первыми христианскими мучениками на Руси. Их подвиг, то мужество, с которым они исповедовали свою веру перед лицом язычества, заставил князя Владимира усомниться в своих прежних воззрениях и подтолкнул его к тому духовному поиску, итогом которого и стал выбор Православия и Крещение Руси.

Итак, язычники потерпели поражение. Их попытка принести в жертву Перуну христианского отрока не только не имела успеха, но, наоборот, привела в итоге к посрамлению язычества и началу поворота Руси к свету Евангелия. Но эта попытка не была последней. Вера Христова неизменна, ибо Бог один и тот же, производящий все во всех (1Кор.12,6); язычество же непрерывно меняется, подлаживаясь под современность. Меняются его «боги», меняются его ритуалы. Нынешние язычники не приносят своим кумирам человеческих жертв и не обагряют свои алтари кровью детей: одна мысль об этом вызывает у современного человека содрогание. Однако суть язычества осталась неизменной, и нынешние его кумиры требуют себе в жертву гораздо более важное – не кровь, но душу, сознание человека, особенно молодых людей.

Еще лет тридцать-сорок назад казалось, что языческие культы – это достояние живущих в каких-то глухих местах малограмотных стариков и старух. Снаряжались специальные этнографические экспедиции, чтобы исследовать остатки языческих ритуалов и верований, найти какую-нибудь бабку-знахарку или сибирского шамана. Казалось, что после столетий православного миссионерства последние языческие верования должны были исчезнуть.

А что мы видим сегодня? Чтобы обнаружить язычников, не нужно никуда ездить: достаточно открыть раздел объявлений в любом массовом издании, газете или журнале. И на читателя буквально вываливается поток предложений от нынешних «ведунов»: снять сглаз, порчу, составить гороскоп… Существуют и целые языческие организации, действующие то под видом экологических движений, то – патриотических объединений, якобы возрождающих славянскую древность, то – экзотических восточных религий…

Уже в девяностые годы прошлого века стало заметно, как резко «помолодело» язычество. По данным социолога Татьяны Варзановой, языческие пристрастия в гораздо большей степени характерны для молодежи, чем для людей в возрасте. В колдовство, порчу и дурной глаз верят 62,7 процента россиян в возрасте от 18 до 24 лет и лишь 31,4 процента людей старше 55 лет. Это данные на конец 1990-х годов, но, сегодня, похоже, положение не слишком изменилось. Основную часть языческих организаций составляют именно молодые люди. На это указывает и социолог Алексей Гайдуков. «Среди современных язычников, – пишет он, – достаточно много молодежи в возрасте 15-35 лет». Правда, нельзя согласиться с выводами этого социолога: «Если вы вдруг когда-нибудь на улице повстречаете человека в древнерусском одеянии с волчьей шкурой в руках, либо, выйдя в лес, обнаружите людей в народных костюмах, прыгающих через костер и восхваляющих богов, не пугайтесь. Это одна из защитных реакций современного общества, оторванного от природы и родовых корней технократической цивилизацией». Пугаться самих нынешних язычников, конечно, не стоит: но само появление их сегодня среди нас не так уж безобидно, как это хочет представить ученый. Да, современное общество сильно обезличивает человека, разрушает его традиционные связи со своей семьей, со своей культурой, со своей природой. Но совсем не это порождает язычество, которое существовало еще в те века, когда никакой «технократической цивилизации» не было в помине. Главная причина – это отрыв большинства современных россиян, так называемых «формально православных», от Православной веры, от Церкви, от жизни по заповедям Христовым. Именно от этого безразличия, от этой «теплохладности» тех, кто лишь изредка «вспоминает» о своем православии, и возрождается сегодня язычество, поднимает голову и завлекает в свои сети сотни россиян – детей, подростков, молодых людей…

Вспомним: святой воин Феодор был готов погибнуть вместе со своим сыном, но только не отдать его язычникам. Нынешние же родители-христиане часто довольно легко смотрят на то, что их дети участвуют в языческих игрищах и ритуалах, просиживают в языческих интернет-форумах, вступают в языческие союзы и организации. Как говорится, «чем бы дитя не тешилось…» Многие «потехи» современных язычников, действительно, выглядят на первый взгляд невинно. Скажем, забавы так называемых «толкиенистов», которые во всем подражают персонажам эпопеи Джона Рональда Руэла Толкиена «Властелин Колец». По сути, это уход в вымышленный, фантастический мир, причем мир, идеализирующий языческую древность, мир, лишенный Христа. И, как отмечают социологи: «Многие толкиенисты, повзрослев, плавно переходят в язычество, как наиболее подходящее их мировоззрению».

Можно упомянуть и о других «забавах» современных неоязычников, в которые активно втягивается молодежь – например, празднование Хэллоуина. Эта традиция, как и толкиенизм, тоже была занесена к нам не так давно: это чисто языческий праздник жертвоприношения кельтскому богу смерти. Древние кельты, служившие этому «богу» – а по сути, бесу, надевали на себя маски страшилищ, изображая мертвецов… И, опять же, многим родителям, многим учителям это действо кажется невинной забавой. А о том, что происходит во время этого бесовского маскарада с душой подростка, с душой юноши или девушки, задумываются мало.

Впрочем, у нас хватает и своего, «доморощенного» язычества. Это и представители так называемого «родноверия», которые поклоняются древним славянским божествам и духам – тем самым, идолы которых сокрушал святой князь Владимир. Или возникшая не так давно секта «анастасиевцев». Вместо идолов они поклоняются дольменам в Адыгее, а роль мессии у них играет некая загадочная Анастасия, которую никто не видел, и которая якобы напрямую общается с «Высшим разумом». И снова мы видим, что основную часть этих языческих движений составляют молодые люди, причем, в большинстве своем – с высшим образованием. Остается только удивляться, как в их голове научное знание может уживаться с такими примитивными мифами!

Языческих сект в современном мире множество; быстро видоизменяются и часто выступают то в виде «научной» доктрины, то в виде оздоровительной практики, то в виде экологического движения… Но корни язычества одни и те же – поклонение силам тьмы, отдаление человека от Бога, от спасения своей души и жизни вечной. И главный свой удар язычество наносит по молодежи, по подросткам, по детям. Как и тысячу лет назад, языческие бесы жаждут себе именно этой жертвы. «Да сотворим жертву богам!», вопиют язычники и стремятся увести в свои капища, втянуть в свои ритуалы наших сыновей, дочерей, наших школьников и студентов. И на это мы можем дать только один ответ, тот же, который дал киевским язычникам святой воин Феодор, открыто заявив им в лицо об их так называемых «богах»: «Не боги это, но дерево: днем есть, а наутро сгниют – не едят они, не пьют, не разговаривают, но сделаны руками из дерева. А Бог есть один… Он же сотворил небо и землю!».

Чтобы бороться с нынешним языческим поветрием, мы должны терпеливо разъяснять всю пагубность этих заблуждений, в какую бы одежду они не рядились: в славянские рубахи, в плащи толкиенистов или в костюмы Хэллоуина. Если ребенок растет в православной семье, его необходимо с малых лет приобщать к Церкви, к Таинствам, к жизни во Христе. Если же семья не является православной, то и здесь родителям следует задуматься: хотят ли они, чтобы их сын или дочь стали язычниками? Чтобы дети подчинили свою жизнь различным суевериям, поклонялись идолам, отрицали те ценности, которые стали неотъемлемой частью нашей культуры?

Святой равноапостольный князь Владимир внял словам святого воина Феодора и пришел к Истинной вере, выведя из языческого тумана не только себя, но и весь свой народ. Прославляя Крестителя Руси, святитель Иларион Киевский писал: «Похвалим же и мы нашего учителя и наставника, Великого князя земли нашей Владимира. Радуйся, во владыках апостол, нас, от недуга идолослужения умерших, воскресил! С тобою мы Христа – Жизнь Вечную – познали».

Сегодня тысячи россиян снова оказались больны «недугом идолослужения». И наша задача – задача Церкви, задача общества, задача государства – сделать все для того, чтобы этот недуг не пошел вглубь, не пустил метастазы. Сделать все для нас доступное, чтобы следующие поколения россиян узнавали о язычестве только из учебников истории и словарей. В этом будет не только исполнение того великого завещания, которое оставил нам святой равноапостольный князь Владимир, но и прямая забота о России, о ее духовной силе и процветании!

Позвольте еще раз поблагодарить все организации, оказавшие поддержку при подготовке сегодняшней конференции, – прежде всего, наших соорганизаторов – Омский государственный технический университет, – и пожелать всем участникам конференции, всем вам, пришедшим сегодня сюда почтить память одного из величайших русских святых, равноапостольного князя Владимира, – плодотворной и интересной работы.