Новости Омской митрополии

10 Марта 2016
Слово митрополита Омского и Таврического Владимира на начало Великого поста

 

 

Н а п у т с т в и е

митрополита Омского и Таврического Владимира

на Великий пост

Возлюбленные во Христе отцы, братья и сестры!

Наступает славное и спасительное для каждого христианина время – время Великого поста. От того, как мы проведем его, чем мы его наполним, зависит наша дальнейшая земная жизнь и наше бытие в вечности. Будем соблюдать пост правильно, соединяя телесное воздержание с молитвой и благими делами – и станем выше ангелов. Будем поститься только для вида, или только якобы «для здоровья», или станем гордиться своим пощением – и получим еще большее осуждение, чем те, кто пост вообще не держит.

Что означает соблюдать пост правильно? Прежде всего, нужно понимать, что пост – это не цель, а средство. Цель наша – стяжание Царства Божия, то есть вечное Спасение. Пощение же является для христианина только одним из средств к тому, чтобы очистить свою душу, свое сердце, сделать их готовыми принять в себя Господа. Пост подобен тренировке воина и сражению его с врагами Отечества, но целью для воина является не само сражение, а победа. Время поста является для нас такой битвой – битвой с самим собою, со своими грехами, страстями, пороками, битвой с искушениями и соблазнами мира сего. Пост в этой битве является сильным и грозным оружием. Как писал святитель Игнатий (Брянчининов): «Пост есть основание всех … подвигов, без него невозможно … ни обуздать языка, ни проводить трезвенной, внимательной жизни, ни преуспеть в молитве и бдении, ни стяжать воспоминания о смерти, ни узреть множества согрешений и немощей своих».

Без поста мы не можем приобщиться к Спасению, которое совершил для нас Господь Иисус – но сам по себе пост не есть само Спасение: он лишь одно из необходимых составляющих жизни человека, желающего Спасения во Христе. Поэтому во время поста нам нужно, прежде всего, думать о том, ради чего мы его держим. При этом не стоит угнетать себя мыслями о том, не оскоромились ли мы случайно, не позволили ли себе какого-либо веселья, не подобающего посту. Нет, мы должны держать в уме главную цель поста: радость Царства Божия, ту неизреченную и ни с чем не сравнимую радость, которую Господь обещал истинным своим последователям. Ибо не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, чтo приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9). Если за один короткий миг земной радости мы иногда готовы терпеть многолетние лишения – то тем более мы должны с усердием пройти Великий пост, имея целью не кратковременное удовольствие, но вечное блаженство. Что такое сорок с небольшим дней по сравнению с нескончаемой радостью, со Спасением в этой жизни и в вечности? Будем держать перед собою эту сияющую цель, – тогда и пощение наше будет искреннее, и покаяние – глубже, и молитва – горячее; и сам пост будет не в тягость, а в радость.

Правильный пост также означает, что мы не должны уповать в нем только на себя. Мы сможем поститься истинно, только если нам будет помогать в этом Господь, посему все наши чувства и мысли должны быть обращены к Нему – нашему Создателю, Промыслителю, Спасителю и Судие.

Постясь, мы подражаем святым угодникам Божиим. Об этом напоминает нам Священное Писание. Об Иудифи, совершившей великий подвиг и спасшей свой народ, в Писании сказано, что она постилась все дни вдовства своего (Иудифь 8:6). Святой псалмопевец Давид сам свидетельствовал о себе: Я … одевался во вретище, изнурял постом душу мою (Пс.34:13). Не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь, святая пророчица Анна (Лк.2:37). Да и Сам Господь Иисус постился сорок дней в пустыне. Поэтому, постясь, мы должны особенно уповать на Его помощь и поддержку, на молитвы Его святых, которым ведома великая сила поста. А как нам бывает необходима эта помощь! Во дни Святой Четыредесятницы силы зла, темные силы века сего особенно стараются искушать нас. Нередко тому, кто постится, кажется, что он недостаточно крепок, чтобы соблюдать пост. Ему кажется, что близкие его в эти дни особенно огорчают его, или, наоборот, стремятся его развлечь и тем отвлечь от поста. Пост в современном мире выглядит чем-то непонятным для большинства, и постящийся может особенно остро почувствовать свою слабость и одиночество – и на работе, и в кругу знакомых, а иногда и в своей семье. Это может привести к унынию, так, что он или она могут даже перестать поститься или, наоборот, начать поститься как бы «назло» окружающим. И то, и другое плохо, и то, и другое ведет к осуждению. Поэтому, постясь, мы должны помнить, что постимся мы не одни, что рядом с каждым из нас стоит вся постящаяся Церковь, что рядом находятся все святые, все ангелы, рядом с нами Сам Господь и Пресвятая Его Матерь. Вот сколько у нас помощников, вот какие силы готовы поддержать нас в наших немощах! Поститься тяжело? Двери храма открыты, чаще бывайте на Богослужениях, чаще приобщайтесь во время поста Святых Таин – и тяжесть эта исчезнет. Мы испытываем слабость? Но Господь готов в любую минуту склониться к нашей молитве и придти нам на помощь. Наши физические силы слабнут? Но возрастают наши духовные силы с каждым прошедшим днем поста. Будем помнить и то, что ведь и Господа нашего искушал во время сорокадневного поста враг рода человеческого – диавол, и когда не добился своей цели, то оставил Его, и се, Ангелы приступили и служили Ему (Мф.4:11).

Давайте же и мы, дорогие мои, поститься искренне и нелицемерно, надеясь не на собственные немощные силы, но на помощь от Господа, Его Пречистой Матери и всех Его святых.

Будем стараться помочь друг другу во время поста, морально поддерживать друг друга; будем чаще бывать в Доме Божием, исповедоваться и причащаться Святым Телу и Крови Христовым.

И не забудем при этом главной нашей цели, ради которой мы отправляемся с вами в сорокадневное духовное странствие поста, ибо Сам Господь учит нас: наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам (Лк.12:31).

Итак, будем непрестанно помнить о Благословенном Царстве Отца и Сына и Святого Духа, Троицы Единосущной и Нераздельной, о Царстве, гражданами которого мы все призваны стать во веки веков. Аминь.

В л а д и м и р,

МИТРОПОЛИТ ОМСКИЙ И ТАВРИЧЕСКИЙ