Новости Орловской митрополии

Источник информации: Орловская митрополия
15 Октября 2017
14 октября 2017 - 20:58

До 95% аналитических материалов о Русской Православной Церкви, публикуемых в средствах массовой информации, не имеют никакого отношения к действительности и являются неправдой, заявил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, профессор кафедры международной журналистики МГИМО Владимир Легойда, сообщает РИА Новости.

В погоне за лайками и просмотрами современные журналисты перестали проверять факты и сами начали придумывать новости, заявил глава Синодального отдела.

Легойда выступил перед студентами с открытой лекцией «Православная тема в современных медиа» в рамках I международного молодежного коммуникативного форума MediaPost в Российском государственном социальном университете (РГСУ).

«Ваше студенчество выпало на время, когда происходит трансформация журналистской профессии, которую можно назвать смертью СМИ как источника фактов. Сегодня достоверность сведений оказалась принесена в жертву „трафику“», — заявил Владимир Легойда.

«Ещё недавно один из базовых, фундаментальных стандартов журналистики звучал так: журналист обязан проверять факты, в идеале используя при этом три источника. До сих пор во многих редакциях, в том числе и в западных, существует отдельная ставка так называемого „пруфридера“ — специалиста, который выверяет названия, имена, цифры и прочее», — добавил он.

По словам представителя Церкви, существовавшее ранее разделение изданий на «качественные» и «некачественные», в зависимости от их объективности, в наши дни во многом утратило свою актуальность — с точки зрения темы проверки фактов.

Председатель Синодального отдела напомнил, что зачастую жертвами недобросовестных журналистов становятся реальные люди, непроверенные новости о частной жизни которых бесцеремонно выносятся на всеобщее обозрение. По его словам, тенденция роста количества непроверенных и заведомо лживых «новостей» сохранится и даже усилится в ближайшем будущем.

«К вопросу о том, куда будет трансформироваться журналистика: мне кажется, что одно из направлений развития журналистики — это аналитика, которой сегодня почти нет. Когда я читаю „аналитические“ статьи про Церковь, я хохочу, как на Comedy Club. Потому что они пишут про то, в чем я живу, и это на 95% — неправда. Они домысливают какие-то связи, что-то такое, что вообще не имеет никакого отношения к реальности», — сказал Легойда.

Он также обратил внимание студентов-журналистов на то, что «современный человек очень часто путает правдоподобное с достоверным».

«Правдоподобно звучит фраза, что у меня двое детей? Может быть, у меня двое детей? Да. А достоверность заключается в том, что у меня трое детей. А бывает достоверность, которая звучит неправдоподобно. Но она от этого не перестает быть достоверностью. А в мире „фейков“ это вообще в десять раз сложнее», — отметил Легойда.

По его мнению, сейчас «изменились все стандарты» журналистики, происходит её трансформация, и непонятно, «в какую сторону разворачивается история с нашей профессией». «Ещё не так давно один из фундаментальных, базовых стандартов журналистики звучал так: журналист обязан проверять факты», — сказал Легойда. По его оценке, сейчас этот принцип уже не соблюдается: СМИ превращаются из «источника фактов» в «источник трафика и лайков».

«Если раньше проверять факты был обязан журналист, то теперь это вынужден делать читатель, слушатель или зритель», — заключил Легойда.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Русской Православной Церкви